III. Критерий сконцентрированности на определенном сегменте
Коммуникационные характеристики рекламы
1. Неличный характер.
2. Односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю.
3. Общественный характер.
4. Легкость определения спонсора, рекламодателя, субъекта, за чей счет и от чьего имени осуществляется реклама.
5. Неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы.
6. Пристрастность.
7. Броскость и способность к увещеванию.
Основные функции рекламы соответствуют общим целям системы маркетинговых коммуникаций. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать следующие задачи:
♦ информирование;
♦ увещевание;
♦ напоминание(поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками; напоминание, где можно купить данный товар) и другие задачи;
♦ позиционирование (перепозиционирование) товара/фирмы-коммуникатора;
♦ удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке;
♦ создание «собственного лица» фирмы.
При классификации рекламы используется множество критериев.
I. Классификация рекламы по типу ее спонсора, инициатора коммуникации. Выделяют следующие разновидности подобной рекламы:
♦ реклама от имени производителей и торговых посредников;
♦ реклама от имени частных лиц;
♦ реклама от имени правительства;
♦ социальная реклама от имени общественных организаций;
♦ политическая реклама от имени определенных политических идей, партий, деятелей и т. п.
И. В зависимости от типа целевой аудитории выделяют:
♦ рекламу на сферу бизнеса (business-to-business, b-t-b);
♦ рекламу на индивидуального потребителя.
аудитории позволяет различать:
♦ селективную (избирательную)рекламу, четко адресованную определенной группе покупателей (сегменту рынка);
♦ массовую рекламу, не направленную на конкретный контингент.
IV. По территориальному критерию выделяют:
♦ локальнаяреклама (масштабы — от конкретного места продажи до территории отдельного пункта);
♦ региональная реклама (охватывает определенную часть страны);
♦ общенациональная реклама (в масштабах всего государства);
♦ международная реклама (ведется на территории нескольких государств);
♦ глобальная реклама (иногда охватывающая весь мир).
V. По предмету рекламной коммуникации (то, что рекламируется):
♦товарная реклама (формирование и стимулирование спроса на конкретный товар или товарную группу);
♦ престижная реклама (реклама, способствующая формированию имиджа конкретной фирмы или организации);
♦ реклама идеи;
♦ реклама личности;
♦ реклама территории(города, региона или страны в целом) и т. д. Заметим, что данная классификация достаточно условна.
Между отдельными типами рекламы нет ярко выраженных границ.
VI. Стратегическая цель, которую преследует рекламная кампания, позволяет выделить рекламу:
♦формирующую спрос;
♦ стимулирующую сбыт;
♦ способствующую позиционированию и перепозиционированию товара ит. д.
VII. Определение цели в рекламных кампаниях конкретного товара в увязке с его жизненным циклом легло в основу понятия «рекламная спираль». Она последовательно объединяет рекламу:
♦вводящую;
♦ утверждающую;
♦ напоминающую.
VIII. Классифицировать рекламу по способу воздействия предложил чешский рекламист Б. Гекл и подразделил ее на:
♦ зрительную (витрины, световая, печатная реклама и т. п.);
♦ слуховую (радиореклама, реклама по телефону и т. д.);
♦ зрительно-обонятельную (ароматизированная листовка);
♦ зрительно-слуховую (теле-, кино - и видеореклама) и др.
IX. По характеру воздействия на аудиторию выделяю:
♦ жесткую рекламу;
♦ мягкуюрекламу.
X. В зависимости от используемых средств передачи рекламного обращения выделяют рекламу:
♦печатную (полиграфическую);
♦ в газетах и журналах;
♦ радио- и телерекламу;
♦ наружную щитовую рекламу и т. д.
2.4 Прямой маркетинг (директ-маркетинг, ДМ, от англ. direct marketing, DM) представляет собой непосредственное (при отсутствии промежуточных звеньев) интерактивное взаимодействие продавца/производителя и потребителя в процессе продажи конкретного товара.
Выделяют следующие основные формы прямого маркетинга:
♦ личная (персональная) продажа;
♦ директ-мейл-маркетинг;
♦ каталог-маркетинг;
♦ телефон-маркетинг;
♦ телемаркетинг;
♦ интернет-маркетинг.
Прямой маркетинг в настоящее время — одно из наиболее стремительно растущих направлений не только маркетинговых коммуникаций, но, пожалуй, и всей маркетинговой деятельности в целом.
Коммуникационные характеристики прямого маркетинга:
1) Непосредственный, прямой характер в отношениях «продавец-покупатель».
2) Адресность и сфокусированность.
3) Диалоговый режим коммуникации «продавец—покупатель».
4) Измеряемость эффекта коммуникации директ-маркетинга. Это, в свою очередь, ведет к ее большей контролируемости.
5) Возможность гибкой приспосабливаемости к запросам получателя.
6) Получение дополнительных удобств как получателем, так и коммуникатором.
7) Относительно небольшой объем целевой аудитории, охватываемый в течение одного коммуникационного акта в процессе директ-маркетинга.
8) Относительно высокая стоимость одного контакта.
2.5Паблик рилейшнз (П.Р.) — формирование системы гармоничных коммуникаций организации с ее целевыми аудиториями на основе полной и объективной информированности в рамках достижения маркетинговых целей коммуникатора.
Паблик рилейшнз используется в тех случаях, когда достижение маркетинговых целей, непосредственно, зависит от степени соответствия фирменных или корпоративных интересов общественным, способствует предотвращению конфликтов или решает другие задачи, связанные с влиянием общественного мнения.