Организационно – правовые формы коммерческих банков

Принципы деятельности коммерческих банков и их функции

Тема 2. Организация и принципы деятельности коммерческих банков

Вопросы:

1. Принципы деятельности коммерческих банков и их функции

2. Организационно – правовые формы коммерческих банков

3. Порядок создания и государственная регистрация КО

4. Виды банковских лицензий и основания для их пользования

5. Формы реорганизации банков и способы их ликвидации

6. Управление коммерческим банком (внутренняя организационная структура)

Основными принципами деятельности коммерческих банков являются следующие:

1. Прибыльность их деятельности, прибыльность хозяйствования

2. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов

3. Экономическая самостоятельность банка, которая сочетается с экономической ответственностью банка за свою деятельность.

4. Свободное распоряжение доходами (прибылью) – в обязательном порядке должны создавать резервный фонд

5. Взаимоотношение банка со своими клиентами строится на договорных условиях как обычные рыночные условия

6. Государство может осуществлять регулирование деятельности коммерческих банков только лишь косвенными экономическими методами, а не прямыми административными. Банк России разрабатывает правила ведения бизнеса, устанавливает нормативы, которые регулируют всю их деятельность (нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности, нормативы кредитного риска, нормативы финансового риска)

Основная и старейшая функция – аккумуляция свободных денежных средств.

Функции:

· Коммерческие банки действуют, чтобы привлечь средства как юридических, так и физических лиц.

· Мобилизуя денежные средства, коммерческие банки реализуют свои функции в посредничестве в кредитовании и в посредничестве платежей в хозяйстве.

· Хранение денежных средств на счетах в банке позволяют проводить безналичные расчеты в хозяйствовании.

· Организацией межбанковских расчетов занимается ЦБ.

· Выпуск кредитных денег (функция создания платежных средств) – увеличение денежной массы в соответствии с увеличением хозяйственного оборота

· Посредничество в инвестировании – банки имеют возможность по поручению своих клиентов размещать на рынке ценных бумаг их акции и облигации (андеррайтер)

· Развивается консультационная функция

· Креативная функция – создание банками новых банковских продуктов, совмещенных с другими финансовыми услугами

Финансовый супермаркет

При создании новых совмещенных продуктов выделяют Интеграционную функцию.

В структуре рыночного хозяйства кредитные организации, банки, выступают как хозяйственные общества, в соответствии с ГК хозяйственным обществом признается общественная организация,

 

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное в процессе своей деятельности принадлежит ему на праве собственности. Как ХО банки могут создаваться на основе любой формы собственности и в любой организационно-правовой форме. В настоящее время на практике в России коммерческие банки существуют на основе акционерной и паевой формы собственности. На 1.01.2009 коммерческие банки составляли 65,5% то на 1.01.2011- 66,3%, причем в форме ЗАО – 26,9% и 39,4% - ОАО.

Деятельность банков, которые созданы в форме акционерных обществ регулируется ГК РФ, а также ФЗ об акционерных обществах и ФЗ о банках и банковской деятельности.

Акционерный банк в форме ОАОвправе проводить открытую подписку выпускаемых акций и проводить их открытую продажу. Банк может выпускать кА обыкновенные акции, так и привелигерованные. Все обыкновенные акции должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять равные права их владельцам. Привелегерованные не дают право голоса, но позволяют получать фиксированный доход. Общий объём выпускаемых привелигированных акций не должен превышать 25% от общего числа. Эмиссия акций подлежит обязательной гос. регистрацией и её проводит ЦБ РФ.

Банк, существ в форме ЗАО не вправе подписывать открытую подписку на свои акции или предлагать их неограниченному кругу лиц. Количество участников не должно превышать 50. Если это количество будет превышено – ЦБ ставит условие преобразовать в ОАО или соответствовать требованиям закона.

Увеличение УК коммерч банков происходит либо путем выпуска дополнительного количества акций или увеличением суммы долей, а также за счет приём в состав участников новых членов. Вопрос об этом решается на общем собрании акционеров.

Банки, которые создаются в форме ООО должны в своей деятельности руководствоваться ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деят» и ФЗ «об ООО»

УК банков в форме ООО создаётся за счет паевых взносов его участников, размер этих взносов определяется в уставе банка в учредительном договоре, участники банка имеют право продать полностью или частично свою долю другому участнику банка или 3 лицу, если это предусмотрено уставом. Выходящий из общества участник должен подать заявление и на общем собрании участников банка решается вопрос кому будет уступлена доля вышедшего. Если уставными док-ми не предусмотрена продажа долей 3-м лицам, и никто из участников банка не решил приобрести эту долю, то банк обязан выплатить участнику действительную стоимость этой доли и подать в ЦБ заявление об уменьшении его УК.

Участник банка, выходящий из ООО может получить действительную стоимость своей доли только по истечении 6 месяцев с момента окончания финансового года, в котором было подано заявление на выход