Философское учение материи и форма её существования.

1) Понятие материи и её основные свойства

2) Движение как способ существования материи.

3) Пространство и время, формы существования материи

 

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материи и сознания природы и духа телесного и духовного. Этот основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона – что первично. Что составляет первичную субстанцию? Материальное или духовное? И вторая сторона. Способен ли человек познавать и насколько глубоко окружающий мир. Так вот наши последующие рассуждения с первой стороной будут связаны.

Понятие материи впервые было введено в оборот Платоном. Именно он разделяя весь мир на мир идей, который по его мнению первичен и мир вещей, кот не обладает вечностью существования. Ввел понятие материи для последнего. Материя конечно понятие широкое и общее. В логике есть такой закон. Определение понятий. Способ определения через ближайший род и видовое отличие. Если определить понятие матери под какое более широкое понятие можно его подвести. Под понятие бытие подвести? Да. Это форма бытия. Способ проявления бытия. А отличительные признаки опять-таки затруднительно. Материю определить чрез материю очень трудно.

Три ступени определения материи:

1) На первом этапе отождествлялось с понятие субстанции. В определении субстанции первенствовал натуралистический подход. И поэтому в качестве первоначально субстанции выделялись вода, огонь воздух и комбинации их у например Аристотеля Понятие материи отождествлялось с видом окружающей среды. Первым, кто попытался сделать шаг в сторону, был Демокрит. Он выделил понятие атома – не то, что можно пощупать. Атом – мельчайшая частица. Облают разной формы тяжестью и т.д. Но конечно это была просто догадка. Тем не менее, не имело научного обоснования. Аристотель говорил, что она инертна, не способна к саморазвитию, что к ней нужно приложить силу – а эту силу он называл формой. Откуда оно взялось не важно. Оно было всегда. Существует вечно. В этом отношении он материалист. А вот понимание, откуда движение взялось, ничего не мог сделать

2) 17-18 века. Попытка связать понятие материи с понятием вещества. Какова была точка зрения Галилея, Ломоносова, Лавуазье. Свойства вещества. Делимость до атомов, атомы это мельчайшие частички, кирпичики, непроницаемые и далее неделимые. Вещество обязательно обладает массой покоя или движения. Но обязательно обладает массой. Оно находится в движении, но механическом движении. Независима от свойств пространства и времени. И вещество инертно. Не способно к самодвижению. Вот такая трактовка вплоть чуть не до 20ого века. «Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство имеет вес, то есть представляет массу. То из чего состоят тела природы, в чем совершается движение и явление природы» – Менделеев. Что положительного на этом этапе? Во-первых, признание матери как первоосновы. Это уже шаг от религиозной основы. Признание материального единства мира. Второе положительное – стремление найти общее. А общим для всех вещей является то что они состоят из вещества. Каковы недостатки такого подхода? Первый недостаток – признание неизменной сущности вещества. Второе – сведение движение только к одной из форм – механическому движению. Господствует механический материализм. Третье – сведение вопроса о философском понятии материи к естественнонаучному представлению о материи. Последнее самое важное. Потому что естественнонаучные и философские разные. Не распространялось на социальную сферу – на жизнь общества. Связано оно было толь с природой. Только с естеством. Надо сказать, что уже тогда не очень удовлетворяла философов. И французские материалисты: Дидро, Гольба. Гольба: «Материя это всё то, что действуя на нас, производит на нас ощущения». Это понятие должно отражать то общее, что есть в вещах и не должно быть связано ни с каким конкретным видом и никаким конкретным состоянием. Понятие материи должно быть абстракции отвлечённое от конкретных вещей. В их время не было данных естествознания, которые могли бы поменять.

3) На рубеже 19-20 веков произошла революция в естествознании. Был открыт более мелкий элемент – электрон. Открыта новая элементарная частица. Масса его в 1800 раз меньше атома водорода – самого простого элемента. Были открыты неизвестные виды излучения. Рентгеновское излучение Рентгеном, радиоактивное Пьером и Марией Кюри. Явление радиоактивного распада было открыто. И, наконец, Эйнштейн создаёт теорию относительности. Значительное продвижение вперёд математика получила – особенно Пуанкаре толкнул. Пришли к выводу, что атом не является неделимым, не проницаемым. Оказывается, атом распадается и не распадается на непонятно что. Тогда решили, что атом распадается на энергию. Но мы-то сейчас знаем, что на протоны, электроны и т.д.

 

Лекция 10 9.12.2011

Революция в естествознании была связана с рядом фундаментальных событий. Которые по существу создали ситуацию, когда новые открытия не могли с позиции ньютоновской механики е моли быть объяснены. И вот эту ситуацию учёные назвали кризисом в естествознании. Интересно. Кризис и революция одновременно. Классическая наука в противоположность с открытиями. Методологический кризис. Значит нужно новую научную методологию. Таким образом, родилась на свет механика объясняющая микропроцессы – Квантовая механика. Это событие. Физики постепенно стали осмыслять. Создана была квантовомеханическая картина мира.

Какие же последствия для философии они имели. На втором этапе философское представление о материи с понятием вещества отождествлялось. А у вещества атом. То есть материя это атом. И вдруг оказалось, что атом распадается, уничтожается на непонятно что. Выделяется громадное количество энергии и остается в результате электрон. Идеалистические философы, задачей которых было все время борьба с понятием материи. Ещё в свое время Беркли субъективный идеалист писал так. В борьбе с материализмом не следует направлять усилия по поводу частностей концепции необходимо сосредоточить усилие на дискредитацию понятия материи. Как только будет разрушено это понятие, всё здание материи будет разрушено. Беркли это понимал.

Факт распада атома был истолкован как факт уничтожения материи. Материя исчезла. Осталась одна энергия. Стоить заметить, что это тогда об элементарных частицах никто не знал. И поэтому так полагали. Таким образом, было сказано, что исчезла материя. В этой новой ситуации нужно было защитить материализм и дать новую интерпретацию философскому понятию материи. Маркс и Энгельс говорили, что понятие материи не связано с конкретным веществом. Этим словом мы объединяем различные виды материальных тел. Платон был недалёк от такого положения. Но Платон отдавал ему вторичность. А в смысле рассмотрения материи как абстракции в этом отношении он был прав. И вот возникла новая ситуация.

Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»:

1) Обобщил и интерпретировал с позиции материализма новые открытия в науке

2) Отделил естественнонаучные представления о строении и свойствах материи от философского понятия материи. Указал что это не дно и то же

3) Указал направление, по которому следует идти, вырабатывая философское понятие материи.

4) Сформулировал определение материи, которое звучит так:

Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человека(реальность) в ощущениях на чувственном уровне, которая копируется, отображается этими ощущениями, но существует независимо от них. Исходя из этого определения:

А) вводится понятие философской материи как абстракции, обобщения от реальных свойств

Б) Указывается на возможность постижения, познания окружающего материального мира.

В) Признается объективность, независимость существования материального мира от познающего человека.

Естественнонаучный подход и философский подход это не одно и то же. Естественнонаучная картина мира и философская картина мира это не одно и тоже. До сих пор определить понятие материи – отыскание первокирпичиков. Если бы материалисты продолжили эту традицию, то тогда, наверное, нужно было сказать, что материя – это электрон. Откроется более мелкая частица – будет названа она в качестве материи. Получается, что философское определение материи будет изменятся. Но это неправильно. Философские понятия не могут редуцироваться до научных понятий.

 

Проблема уже назрела. Всё шло к этому, и Лениным наиболее ярко и убедительно было сделано.

С каким же общим свойством связывает понятие материи Ленин? Связывает с наиболее общим свойством всех материальных тел. Со свойством быть объективной реальностью. То есть существовать независимо от нашего сознания. Это предельно общее свойство.

Что дало это открытие? Была подтверждена мысль о неисчерпаемости свойств и состояний материи. Нет абсолютно мельчайшей частицы. Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна. Она существует бесконечно – Ленин.

Ленинское определение и подход связывающий понятие материи с понятием объективной реальности имел то важное значение, что он указал на природу появления кризисов научного знания. Это не совпадение новых открытий, не вписывание новых открытий в прежние научные теории. Означает ли это крах ньютоновской теории? Нет. Она не отброшена. Просто указаны границы её верности.

Какие наиболее общие свойства присущи материи:

1) Свойство абсолютности. Материя везде и всюду.

2) Неисчерпаемость. То есть в изучении материи нельзя дойти до какой-то точки, где мы скажем всё познано. Дальше идти некуда.

3) Структурность. Материя сложно устроена.

4) Быть в движении, в изменении.

5) Существовать в пространстве и времени.

6) Свойства отражения. Это способность тел живой и неживой природы реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером этого воздействия и качественной спецификой тела, на которое это воздействие оказывается. Воздействие очень однообразно. Наступаем на пол, и с ним ничего не происходит. А если на песок, то останется реакция. Или цветки. Тюльпаны закрываются с заходом солнца.

С точки зрения современных естественно научных представлений принято делить материю на мега мир, макромир, микромир.

Энгельс указал, что путь, по которому наука должна идти, рассматривая и углубляя свои понимания о материи, – это путь неразрывности движения материи: Нет материи без движения, как и нет движения без материи.

 

Откуда же взялось движение? На этот вопрос ответы разные.

Гегель: источник движения – абсолютный дух. Абсолютна идея. Религия – перводвигатель Бог. Материалистическая точка зрения: источник движения внутри самой материи нужно искать. Как философски определить движение?

Движение – есть всякое изменение вообще. В связи с этим требуется уточнение. Понятие движения и развития одно и тоже? Нет. Развитие есть изменение характеризующееся определённой направленностью. Вот маятник мотается. Движение есть. А развитие есть.

Движение противоречиво. В каком смысле? Поскольку оно представляет единство изменчивости и покоя. Изменения и устойчивости. Движение абсолютно. Оно есть везде и всегда. Так же как и материя. Движение представляет собой единство прерывностей и непрерывностей. И наконец движение существует в целом ряде форм. Выделяют 5 основных форм движения материи:

1) Механическое – перемещение тел в пространстве

2) Физическое – внутриатомные процессы

3) Химическое – взаимодействие молекул

4) Биологическое. В основе лежит клеточный обмен. Клетка едина

5) Социальное. Общественная жизнь со всеми ее изменения.

Между формами движения существует взаимосвязь. Она выражается. В способности при определённых условиях переходить одной формой движения материи в другую. Например, как древние добывали огонь? Механическое трение переходило в химическую – огонь. Лучевая болезнь. После облучения изменяется структура клеток. Нет непереходимых граней между этими формами движения. Способность в ходе движения превращения одного в другое нужно иметь в виду, что материя переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. И необходимо восполнять этот материальный процесс.

Наряду с движением, как всеобщим изменением необходимо признание покоя, как временное состояние устойчивости равновесия. Вот был Гераклит. В одну и ту реку войти дважды. А вот Кротил единожды.

Признание покоя необходимо для:

1) Определения качественного состояния того или иного тела.

2) Для выражения скорости.

3) Понимания относительности.