Экзистенциализм

Прагматизм

В основе этого термина лежит греческое понятие прагматизма – практика, действие. Эта философия исходит из искаженного,извращенного понимая практики, из абсолютизации активного болевого характера человеческой деятельности.

Зародился в США в начале в 20-х годах XX века. Родоначальник. Чарльз Пиррс. Американский философ. Его продолжатели Джемс, Дьюи, Сидней Кук.

Прагматизм, как единая цельная философии система не существует. Скорее это мировоззрение. Он продолжает третью линию философии. Не материализм и не идеализм. Прагматизм лежит посреди теории, и он вообще общеупотребителен. Приводит сравнение. Гостиница. В одном номере позитивист, марксист, и т.д. И все пользуются одним местом – коридором. Так вот прагматизм подобен этому коридору. Он идеологически нейтрален. И сторонник религиозности, ницшеанства, марксистов. Мы все даем право на жизнь, на существование. Каковы же основные положения?

Проблема истины. Истина – это знание или действие или теория мировоззрения, что приносит практическую пользу. Причем этот критерий пользы истолковывается субъективно Пользу кому? Мне. Если какая-нибудь идеология, теория приносит мне фактическую пользу, значит, эта теория является истинной. Для кого? Для меня. Отсюда следует, что истина есть одна или истин столько людей на свете. Согласно прагматизму истин столько сколько людей. Отсюда и следующий порок. Практика критерия истины – это верное положение. Но речь идет об общественно исторической практике. Если теории динамики удалось реализовать устройства – вот критерий правильности теории. Это практика. А тут практика идеалистически трактуется. Отсюда если исповедование нацизма мне выгодно, значит это направление правильное и истинно. Субъективный идеализм.

Мог бы он родиться у нас? Нет. В американском менталитете – лежит как основа бизнес, успех. Любым путем достижение цели. Успех – гарантия твоего благополучия и прочего. А успех ты должен достичь любым путем. Поэтому то это не столько философия сколько мировоззрение. Если нужно идти к успеху, то другой человек – средство, а не цель. Ты средство. Это американская психология вообще.

В хорошем смысле прагматизм это хорошая штука. Муссолини, Уильям Джеймс тоже придерживались и часто цитировали.

 

От латинского экзситенциа – существование. Разновидность субъективного идеализма. Как философское направление возник в 20х годах 20ого века, во Франции и Германии и в социальном отношении представлял собой реакцию на тяжелую жизнь в Европе после первой мировой войны.

Экзистенциализм – это философия отчаяния и страха людей. Это философия индивидуума потрясённого бесчеловечностью человеческого общества. Среди экзистенциалистов мы видим разных людей. Среди них Жан Поль Састонс, Ясперс, Хайдеггер.

Центральной категорией является категория экзистенции. То есть существования. Близка к понятию бытия. Что понимается под существованием? Под истинным существованием понимается внутренние эмоциональные переживания человека, его внутренний духовный мир, его внутренние не вполне осознаваемые влечения, его духовные переживания. Вот это истинное бытие человека. А что же тогда сущность. Основной вопрос – вопрос соотношения существования и сущности.

Сущность – практическая деятельность человека, его жизнь в обществе, это природа, весь материальный мир, рациональное мышления.

1) Что же тогда является объектом познания? Интроспекция – то есть самопознание. Самоанализ. Грубо говоря, ковыряние в себе. В своих чувствах.Это они и называют познанием действительности. Как происходит самопознание?С точки зрения экзистенциализма оно происходит с помощью интуиции. То есть иррационально, а не рационально происходит познание.

 

2) Следующая важная проблема – проблема свободы. Она вообще очень важна для любой философии. Как они понимают её? Это способность человека действовать и жить в соответствии с внутренними побуждениями. Жить так, как тебе подсказывает чувство внутреннее влечение. Человек рожден быть свободным. Трагедия человека заключается в том, что рожден быть свободным человек реально в окружающем мире несвободен. В своих поступках он ограничен реальными условиями бытия, нравственными и правовыми нормами. И его внутреннее влечение далеко не всегда совпадет. И в этом действительная трагедия человека. Общество давит его своими нормами, своими обстоятельствами жизни. И в критических ситуациях человек попадает в пограничные ситуации – это ситуации критического столкновения человека, его желаний с условия объективной жизни. В эти пограничные ситуации. Это по существу ситуации жизни и смерти. Материалист или прагматик что скажет: «Наплюёт на внешние обстоятельства, добейся практического результата и наплюй на обстоятельства». Так экзистенциалист сказать не может. Он упёрся в стену. Выход для экзистенционалиста в смерти, в уходе их жизни. Экзистенциализм есть двух видов. Атеистический и религиозный. Так вот религиозный немножко помягче. Выход – это уход к богу, уход в религию. Атеистический – уход из жизни.

Заслуга – первые в философии серьезно поставили проблему человека в плане его внутренней духовной жизни. Первые к этому обратились. Для пропаганды использовали часто литературу. Бердяев у нас был экз. Юрий Бондарев у нас был. Рекомендует почитать Сергей Михайлович. У него есть два интересных романа – «Берег» и «Выбор».

Философия

Лекция 9 2.12.2011

Следующее направление – неотомизм. Фому Аквинского помним. Фома и Томас – это синонимы по латыни. То есть это модернизированное учение Аквинского. Официальная философия католической религии. Ареал распространения: Франция, Италия, Латинская Америка. В общем, где есть католицизм, там и есть эта философия. Имеет крепкую материальную базу. Порядка 1000 журналов. Имеется Григорианский Университет в Риме, папская академия в Брюсселе. Жильсон, Маритен – наиболее видные представители.

В основе лежит тезис об удвоении мира. Есть мир сверхъестественный, божественный, духовный, и мир материальный, естественный – природа и общество. Первичен мир сверхъестественный. Мир материальный вторичен и производен. Но существует реально, объективно. В отношении познания они придерживаются традиционной точки зрения о трёх ступенях познания. Чувственный уровень дает людям знание об отдельных сторонах окружающего мира, рациональное познание это человеческий разум, интеллект. Он способен проникать в сущность природных процессов и отсюда они достаточно высоко оценивают роль науки и третья ступень – ступень божественного откровения. Где господствует не разум, а вера. Именно там происходит наивысшее приобщение к истине. Третья ступень доступная не всем, а избранным. Не всем дано прочитать таинственные письмена, начертанные на страницах библии.

Современный неотомизм в значительной степени изменил свое отношение к науке. Если прежде преследовали учёных, то современная религия выступает за союз религии и науки. Эта традиция присуща и русской церкви. Поэтому в стенах грегорианского университета имеется достаточно большое количество ученых задача которых сводится к тому чтобы доказать что религия и наука не противоречат друг другу и что могут сотрудничать и сосуществовать.

Это говорит о том, что религия обладает гигантской приспособительной силой. И религия и её институты очень быстро приспосабливаются к меняющейся ситуации. Это один из залогов их успешности в меняющейся ситуации. Тем не менее, смена догматов терпят крах. В нашей стране он не распространен. Дело в том, что это католическая философия. А вот в тех странах, о которых говорилось там достаточно широко распространено.

Социальные взгляды. Общество, построенное на христианских нравственных основах. У Фомы взяли три социальных учения.

 

1) Учение о фундаментах общества. Пять штук их: Бог, человек, общность, порядок, вера.

2) Учение о статике общества. То есть об общественных институтах, которые доминируют, то есть составляют основу общества. Это семья, государство, хозяйство, церковь.

3) Учение о движущих силах развития общества. Любовь (прежде всего к Богу). Справедливость(социальная справедливость). Власть. Принуждение (если оно необходимо).

Развитие общественной жизни заставляет менять их свою ориентацию. Во время фашизма какую позицию они занимали? Гитлер не особо преследовал католическую религию. Фашисты более на эзотерику всякую. Поэтому не было ни гонений, ни почитания. Зато в послевоенные годы, когда мир на два лагеря раскололся, признавали даже богоугодным атомное оружие и возможное уничтожение Советского Союза поддерживали. Потом, видя, что обстановка меняется, что общество не поддерживало такого отношения, решили сменить политику. Сейчас они конечно против войн. Против любых войн. Произошла такая церковная модернизация. Горбачёв приглашал и учёных из Грегорианского университета.