Философия Фихте

Философия Канта

Начали характеристику немецкой классической философии и почти рассмотрели философию Канта. Кант относится к разряду философов, которых трудно однозначно к материалистам или идеалистам отнести. В его философии и те и другие позиции перекликались. Материализм состоял в том, что он признавал объективное независимое от человека существование вещей. Мир существует объективно и вне независимости от нас нашей силы. Это безусловно четкая материалистическая позиция. Кроме того, он на этом не останавливается, и в раннем докритическом периоде делает вывод о возникновении планет. В чем же его идеализм?

Он гносеологический. В форме агностицизма. Это позиция отрицающая или ограничивающая познавательные способности человека. Конкретно его агностицизм проявлялся в том, что он утверждал принципиальную непознаваемость вещей в себе. Хотя позже когда перейдем к вопросам познания, его агностицизм не совсем уж плох. В его трактовке агностицизма содержится очень глубокая и положит идея. Его агностицизм не так прост. Это не лобовое отрицание непостижимости идеи в себе. Исходя их этого, отталкиваясь от его философии, одни шли в сторону материализма, другие в сторону идеализма. Во всяком случае, значение этого философа велико. Он оказал огромное влияние на умы. Пушкин, характеризуя Ленского: «Поклонник Канта и поэта». Еще его одна замечательная черта. В социальном отношении он был сторонник прекращения военных действий. Запрета на войну. Трактат о природном мире. Мечтал о становлении на Земле вечного мира. В ответ на его трактат Гейне, кажется, написал «завет исполнен мудреца народы мирные ликуют, повсюду кончилась война, и лишь философы воюют».

 

Линию субъективного идеализма продолжил Фихте. Я не буду подробно характеризовать его философские взгляды. Фихте - типичный представитель субъективного идеализма. Его позиция. Он утверждает, что весь мир можно поделить на две взаимобусловенных стороны Я это познающий субъект и «НЕ – Я» Нея это весь окружающий человека мир в его природном соц. воплощении. Как они взаимодействуют. Фихте, продолжая линию канта, развивает вопросы познания мира. И решает вопрос о существовании мира, решая этот вопрос. То есть вопрос о бытие решается через гносеологию. Если в религиозном познании мы говорим что господствует теоцентризм, то по Фихте – центр мироздания – Я – познающий субъект. Но Фихте прекрасно понимает, что существует не только Я, но и познаваемый мир они соотносятся в соотношении координации. Поскольку существует мир, но мое время ограничено. И мир Нея вечно существует. Нея по Фихте существует лишь постольку поскольку я его воспринимаю, ощущаю, познаю, раскрываю его различные стороны. Т.е. его позиция близка в позиции солипсизма.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма – существую только я а весь мир – проекция моих ощущений. Инертная штука – каждый из нас живет в мире, и воспринимаем мир пока мы в нем живем. И наши представления о мире весьма разнолики и разнообразны. Картина мира в каждой голове одна. Но одно дело индивидуальные представления, которые разные. Другое дело проблема объективных свойств. Так вот Фихте как раз абсолютизирует первую сторону. Своеобразие постижения мира. Неадекватность постижения мира. И отсюда он не напрямую приходит к выводу, что Я первично, а Нея вторично, производно от моего индивидуального восприятия мира. Тут тоже двойная логика. Да картина мира зависит от меня. Но это не значит, что мир существует, зависимо от меня одно дело картина мира в моем сознании. Другое дело он сам. Мир же существует до человека независимо от того познал ли он мир или нет. По существу это тоже агностицизм. Дальше утверждение о возможности достижения объективного знания. Но где, же оно не зависящее от знания? Такого нет. Фихте абсолютизирует индивидуальность восприятия человеческого мира. Мы приходим на позицию субъект идеализма. В своих политических взглядах он много сделал для подготовки буржуазной революции в Германии. Получал пинки от властей, но со временем упокоился

Откуда рождается субъективный идеализм? Он рождается, как говорил Ленин, когда одна из сторон процесса познания абсолютизирует, т.е. преувеличивается.

Не будем о Шеллинге. Будем о Гегеле. Хотя они однокурсники. В филологическом университете каком-то учились. Родился в 1770 году. Прожил 61 год и оставил после себя гигантское философское наследие. По силе интеллекта по силе мысли по силе философствования она намного превосходит многие. Хотя, по сути, это столетие. Такие крутые повороты произошли в этот период. Трудно найти что-то подобное в такой исторически упакованный срок.

Гегель все время был на службе у государства. Ректором даже был. Творчество Гегеля - вершина классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые кантом, Фихте. Но он пошел дальше своих учителей и предшественников. Заслуги

1) Первым представил весь естественный исторический и духовный мир в бесконечном движении, развитии, изменении.

2) Он открыл, сформулировал и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Это самое ценное в философии Гегеля. Причем он сознательно противопоставил диалектику другому метафизическому методу познания. Черты этого метода будут раскрыты позже.

3) Последовательный противник и критик кантовского агностицизма. Он не согласен с метафизическим разрывом «вещи для нас и вещи в себе» – по Канту. Т.е. с разрывом сущности и явления. Гегель утверждал, что сущность не менее объективна, чем явление. Любое явление – форма реализации сущности. Она может быть разной. Но, тем не менее, явление существенно, сущность проявляется. Нельзя отрывать одно от другого. Он считал ошибочным мнение канта о принципиальной непознаваемости вещи в себе. Вещь в себе, по мнению Гегеля, развивается, изменяется, а не является чем-то застывшим. Отсюда Гегель не согласен с позицией Фихте, который пытался выводить существование внешнего мира. Под термином не я из существования познающего субъекта он не только против канта был, но и против идеи удвоения мира на я и Нея Фихте.

Вот это основные идеи Гегеля. С точки зрения антологии Гегель типичный представитель объективного идеализма. Его система – объективный идеализм. Этот объективный идеализм проявлялся в том что, согласно Гегелю в основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. А на вопрос, а откуда взялись вопросы мышления, законы логики. Гегель отвечает «это мыли Бога еще до сотворения мира». Вот тут очень интересно. Гегель никогда не употреблял категорию Бог. Он стремится избежать обвинений в теологизме. Он не придерживается идей теоцентризма и креационизма. Но объективный идеализм, что у Платона, что у Аквинского неудержимо ведет к мысли о духовном начале. Его можно называть по-разному. И вот его философская система делится на три части.

1) Логика и основной его труд называется «логика»

2) Философия природы. Здесь Гегель не преуспел.

3) Философия духа.

Логика с его точки зрения есть система чистого разума. Совпадающего, в конечном счете, с божественным разумом. Но откуда Гегель смогу бы узнать мысли Бога еще до сотворения мира. А он на этот вопрос не отвечает. Полагая что он для него каверзный он на него не отвечает. Вот как объективный идеализм не хочет убежать от религиозного мировоззрения ему это не удается. Как и субъективный провести, не впадая в логику и объективный идеализм тоже не удается.

Исходным пунктом философии Гегеля явился тезис о тождестве мышления и бытия. Согласно Гегелю вещи и мысли о ней совпадают поэтому в мышлении отражаются реальные свойства, реальная природа вещей. Вот тут с ним можно согласится. С тезисом о тождестве бытия и мышления нельзя согласиться. Но, то, что мы в своем сознании отражаем этот природный мир и достаточно адекватно отражаем. С этим нужно согласиться. Антологическое не приемлемо. И гносеологически приемлемо. У канта наоборот.

Гегель очень интересно начинает свою работу логика. Нужно с чего-то начинать. Сначала было ничто. Потом появилось нечто. Нечто это уже не ничто. Философию Гегеля часто называют спекулятивной. Спекулятивная философия в смысле умозрительности понимаются. Философские основания не от действительности, а от умозрительного конструирования мира идут. В основе мира лежит абсолютный дух, абсолютная идея. Для него эти понятия равнозначны. Он придерживается позиции пантеизма. У него дух и природа. Это не разные вещи. В чем это выражается? Абсолютный дух – высшее начало проходит в своем развитии несколько этапов. Первый этап – это существование абсолютного духа в собственном лоне. Это процесс его саморазвития. Второй этап – первая стадия воплощения духа в природе. Вот откуда его пантеизм.

Природа не просто порождение духа, а воплощение. Дух и природа неразрывны. Он не разрывает духовное и материальное. Как она воплощается в природу – Гегель этим не очень озадачивается. Научные открытия его не очень интересует. Гегель в естественно научном отношении слаб. Как натурфилософ он ничего не представляет. Стремясь восполнить этот недостаток, Энгельса диалектику природы пишет работу. Третий этап – абсолютный дух в процессе своего развития в человека. Человек – идеальная форма абсолютного духа. Последний этап – воплощение в себе. Абсолютный дух в человеческой истории в человеческом развитии воплощается.

Таким образом, дух совершает несколько этапов своего развития. И возвращается в идеальной форме – форме человеческого сознания. Ценность – это чистый объективный идеализм. Его философская система – объективный идеализм. Но что ценно? Ценна идея развития. Достойно гибели все то, что существует. Ничто не может существовать вечно – вот смысл этого афоризма. Время не беспредельно. Все процессы рано или поздно завершаются. Гегель впервые не в замкнутом закостенелом развитии мир представил, а в беспрерывно развивающемся мире. Все действительное разумно. Все разумное действительно. То, что воплощается в действительности, у него имеются разумные основания. Рано или поздно всем приходит конец. Идея вот та наиболее важна.