Виды социологического исследования.
Схема 1. Этапы социологического исследования.
Программа социологического исследования - это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция - позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функция - позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория.
Организационная функция - обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта исследования - это «моделирование» исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют собой его главный методологический инструмент.
Гипотеза- это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.
Гипотеза задает направлению исследованию, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу. Можно выделить несколько типов гипотез.
· Во-первых, основные (центральные) и выводные (гипотезы следствия). Они логически взаимосвязаны, но различаются по степени обобщенности.
· Во-вторых, с точки зрения задач исследования - основные и неосновные.
· В-третьих, по степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы.
· В-четвертых, по содержанию предположений о предметной области проблемы -описательные и объяснительные гипотезы.
Вторичные выдвигаются взамен первых, если те оперируются в ходе исследования. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез
Описательные гипотезы - предположения о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами объекта.
Объяснительные гипотезы относятся к предположению о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях.
Основная трудность формулирования гипотез заключается в соответствии их с целями и задачами исследования, которые имеют ясные и точные понятия.
Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т.е. описание способа сбора, обработки и анализа социологического исследования.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.
Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании - репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.
Выборочный метод основан на двух принципиальных посылках:
1. взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования
2. на правомерности выводов в целом на основании рассмотрения его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т.е. генеральной совокупности.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации - наблюдение, анкетирование и т.п. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, карточки наблюдения и т.д.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться, с использованием каких прикладных компьютерных программ.
После составления программы социологического исследования начинается организация полевого исследования, т.е. сбор информации.
В идеальном варианте программа содержит следующие разделы:
· постановка проблемы,
· цели и задачи исследования,
· объект и предмет исследования,
· интерпретация основных понятий,
· предварительный системный анализ объекта исследования,
· гипотезы,
· методы исследования,
· план исследования.
Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Различают три основных вида социологического исследования:
· разведывательное (зондажное, пилотажное),
· описательное,
· аналитическое.
Разведывательное исследование- самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи.
По сути, идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики - от 20 до 100 человек Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении.
Объект анализа - большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе.
В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитическое исследование, как правило, завершает разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
При проведении исследования необходимо установить контингент опрашиваемых, в соответствие с его целями и задачами.
Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер, потому что сплошной охват изучаемой совокупности требует недопустимо высоких материальных и временных затрат. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция в социологии называется выборкой.
Для того чтобы понять, что есть выборка необходимо запомнить, что есть генеральная и выборочная совокупности.
Под генеральной совокупностью понимают полное множество объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме, на которое распространяются все выводы проведенного исследования. Строгое определение генеральной совокупности фактически формализует объект социологического исследования.
Выборочной совокупностью называют микромодель всей генеральной совокупности, построенную по строгим правилам, с учетом основных для данного исследования характеристик, генеральной совокупности. Выборочный метод основан на следующих постулатах:
· существует взаимосвязь и взаимообусловленность между качественными характеристиками объекта исследования;
· на основании рассмотрения части, которая по своей структуре является микромоделью целого, правомерно делать выводы о всей генеральной совокупности.
Обобщение результатов выборочного исследования на генеральную совокупность осуществляется с помощью строгих индуктивных процедур статистического вывода. Существует устойчивая пропорция: если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, то достаточным объемом выборочной совокупности считается объем не менее 500 человек, при большей величине выборочная совокупность должна составлять 10%, но не более 2000-2500 человек.
Тип и способы выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез, причем достоверность результатов прямо зависит от качества выборки. Наиболее строгие требования к выборке предъявляются в аналитическом исследовании.
Представительностью, или репрезентативностью, выборки называют ее способность правильно отражать характеристики той совокупности, из которой она извлечена.
Ошибкой репрезентативности называются расхождения между двумя совокупностями — генеральной и выборочной.
Разница в показаниях генеральной и выборочной совокупностей не должна превышать 5%. Главный принцип, которым должен руководствоваться социолог при составлении выборочной совокупности, заключается в следующем: чем более однороден изучаемый объект, тем меньше может быть выборочная совокупность.
Однородной считается такая совокупность, в которой контролируемый признак не образует пустот или сгущений. В этом случае, опросив несколько человек, социолог может смело распространять свои выводы на весь объект. Таким образом, на репрезентативность данных влияют не только количественные характеристики выборочной совокупности, но и качественные характеристики генеральной совокупности, в частности степень ее однородности.
Структура выборки — это процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.
Например, если в генеральной совокупности 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции возрастов.