Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)
ЛК 2. Реализация систем экологического мониторинга
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арефьев Е.С. Формирование политической культуры российских граждан в условиях современной социальной политики (На примере Волгоградской области) // Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. М., 2009.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.
3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М.. 2008.
4. Гиртц С. Психология власти. СПб, 2008.
5. Глебова И.Н. Политическая культура России. Образы прошлого и настоящего. М. 2006.
6. Зелетдинова Э.А. Политическая культура и политические ценности жителей российской провинции / Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г.
7. Малинова О.Ю. Исследования политической культуры в России: особенности национального академического дискурса и интернациональные методологические проблемы // Политическая наука в России. М., 2008.
8. Материалы социологических исследований проведенных в Саратовской области // Отчет о результатах социологического исследования по одномандатным избирательным округам саратовской области (28-августа – 7 сентября 2007 г.). Саратов, 2007.
9. Мелешкина Е.Ю. Политическая культура // Политический процесс:.основные способы анализа: Сборник чебных материалов. М., 2000.
10.Орлов М.О. Социальная динамика глобального мира. Саратов. 2009.
11. Пеньков В.Ф. Политический процесс и политическая культура. М., 2000.
12. Политическая культура: теория и национальные модели / Под ред. К.С.Гаджиева. М., 1994.
13.Политическая культура: Теория и национальная модель / Под ред. Гаджиев К.С., Гудименко Д.В. М. 1914.
14. Российская идентичность в социологическом измерении: Аналитический доклад рабочей группы Института социологии РАН // Полис. 2008. №№ 1,2.
15. Соловьев А.И. Политология: политическая теория и политические технологии. М., 2010.
16. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2012.
17. Ширинянц А.А. Вне власти и вне народа. Политическая культура интеллигенции России в XIX - нач. ХХ вв. М.: РОСПЭН, 2002.
18. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2003.
.
[1] Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. С.LIV.
[2] См., например: Российская идентичность в социологическом измерении: Аналитический доклад рабочей группы Института социологии РАН // Полис. 2008. №№ 1,2.
[3] Орлов М.О. Социальная динамика глобального мира. Саратов. 2009. С.149.
[4] Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2003. С.251.
В 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде было предложено организовать Службу Земли, которая в настоящее время является частью Программы ООН по проблеме окружающей среды (ЮНЕП). Компонентами Службы Земли были предложены Глобальная система мониторинга окружающей среды, оценка, исследования и обмен информацией. Основная задача ГСМОС была определена как задача раннего предупреждения о наступающих естественных или антропогенных изменениях состояния природной среды, которые могут нанести прямой или косвенный ущерб здоровью или благосостоянию людей.
Были определены основные цели программы ГСМОС:
- организация расширенной системы предупреждений об угрозе здоровью человека;
- оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;
- оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
- оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
- оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
- оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
- создание усовершенствованной системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.
При этом конечные цели ГСМОС:
· установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределения в пространстве и времени;
· знание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов их превращений;
· обеспечение сравнения методик пробоотбора и анализов, принятых в различных странах, обмен опытом организации мониторинга;
· обеспечение информацией о загрязнителях в глобальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.
Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определению:
· в воздухе — взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДЦГ и другие пестициды;
· в атмосферных осадках — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат анионы);
· в пресных водах, в донных отложениях и почве — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДЦГ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);
· в биоте — свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДГ и другие пестициды.
Как видно, принятая международным сообществом глобальная система предусматривает мониторинг техногенных загрязнений химического характера.
Для того чтобы организуемая система ГСМОС не дублировала в своей работе уже существующие системы, были приняты следующие важные принципы:
· межправительственное сотрудничество по мониторингу должно строиться «по возможности максимально» на основе существующих национальных и международных систем.
· необходимо «по возможности максимально» использовать специальные агентства ООН в качестве начальной основы для координирования и осуществления программы мониторинга.
· приоритет должен быть предоставлен глобальному и региональному (многонациональному) мониторингу.
· система мониторинга должна проектироваться таким образом, чтобы удовлетворять четко сформулированным требованиям, а мероприятия по оценке данных должны быть общей частью проекта такой системы.
Таким образом, для многих целей речь шла не об организации новых служб, а о максимальном использовании уже существующих систем, их поддержке и развитии, эффективном использовании информации и координации в рамках создаваемых структур.
За прошедшие после формулировки концепции ГСМОС годы в международном плане были проведены значительные работы по организации наблюдений и исследований изменений состояния природной среды. Некоторые из них осуществлялись в рамках программы ГСМОС, некоторые самостоятельно.
Проводится организация мониторинга загрязнения воздуха в городах более чем 50 стран и качества воды на 300 станциях в 70 странах.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) осуществляет широкую программу измерений загрязнений на сети фоновых станций являющейся частью Всемирной службы погоды. Эта сеть состоит из 176 станций, из которых 75 передают данные о химическом составе осадков. В эту сеть включены следующие типы станции:
· базовые станции для глобального мониторинга очень низких фоновых концентраций наиболее важных составляющих атмосферы;
· региональные станции для мониторинга долгопериодных изменений состава атмосферного воздуха, вызванных региональным воздействием человеческой деятельности - практикой использования земель и др.;
· региональные станции с расширенной программой.
При осуществлении измерений на всех этих станциях большое внимание уделяется использованию единых методов анализа, интеркалибрации. Данные измерений станций регулярно публикуются.
Собран весьма обширный материал, связанный с возможными изменениями и колебаниями климата. Здесь большая работа проведена Всемирной службой погоды (ВСП) ВМО. В рамках ВСП проводится широкий международный обмен данными, полученными на сети климатологических станций; в единые центры собираются данные наблюдений за солнечной радиацией, атмосферным озоном. Специальная программа наблюдений создана в связи со второй задачей — изучением и моделированием климата - в рамках Программы исследований глобальных атмосферных процессов (ПИГАП). Наблюдения за составом атмосферы, рядом примесей в атмосфере, аэрозольной составляющей также входят в программу и осуществляются с целью понимания возможных изменений климата. Очень важны многие из этих данных для использования в прикладных целях при оптимальной организации и ведении хозяйства, строительстве, освоении природных богатств.
Серьезным направлением мониторинга, в котором международная деятельность и система ГСМОС уже сыграли свою роль, является мониторинг загрязнений океана. Здесь особое значение имеет международное сотрудничество в целях получения информации об уровнях и тенденциях загрязнений морей и океанов в региональном и глобальном масштабах, загрязнений, которые представляют потенциальную опасность для здоровья человека, имеют вредное воздействие на морские экосистемы и влияют на энерго - и массообмен между океаном и атмосферой.