Основные типы изменений в организации

Таблица 4.5

Управление изменениями на предприятиями

Изменение –это поправка, перемена, изменяющая что-либо прежнее.

Изменитьозначает сделать иным.

Целенаправленное изменение, которое вносит в организацию новые элементы, называют нововведением. Это комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы (т.е. организации) и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности.

Нововведения могут быть материальными или социальными.

 

Типы изменений в организации представлены в таблице 4.5

 

Наименование типа изменения Состояние основных факторов, задающих необходимость и степень изменения
1. Перестройка организации Предполагает фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и организационную культуру. Данный тип изменения может возникнуть тогда, когда организация меняет отрасль, и соответственно меняется ее продукт и место на рынке.
2. Радикальное преобразование Организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с другой организацией. В этом случае слияние различных культур, появление новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной культуры.
3. Умеренное преобразование Осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются, прежде всего, производственного процесса, а также маркетинга.
4. Обычные изменения Связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существен­ными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом.
5. Неизменяемое функционирование Происходят тогда, когда организация неизменно реализует одну и ту же стратегию. При таком выполнении стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при таком подходе важно четко следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде.

 

К числу основных видов изменений относятся:

1)изменение стратегического курса организации;

2)слияние нескольких организаций;

3)внедрение или перестройка системы обработки данных;

4)переход на новую систему планирования;

5)изменение принципов и рынков сбыта;

6)внедрение нового стиля управления.

 

Организация концентрирует свои усилия на изменениях в случаях, если выработана новая стратегия, снижается эффективность ее деятельности, а также если она находится в состоянии кризиса или при преследовании чьих-то целей.

 

Из-за страха людей перед изменениями родилась следующая поговорка «Невозможно старого пса научить новым трюкам».

Когда людям угрожают изменения в организации, появление таких высказываний о конкретных людях или отделах говорит о желании предотвратить нарушение существующего положения дел.

Страх перед изменениями понятен, но организация должна меняться, так как очень быстро меняется ее внешняя среда.

 

Поэтому одна из главных задач менеджера – осуществление изменений, а за этим непременно следует преодоление сопротивления изменениям.

Сопротивление –это явление, вызывающее непредвиденные отсрочки (начала и внедрения изменений), дополнительные расходы и нестабильность процесса стратегических изменений. Сопротивление проявляется всегда в ответ на любые изменения, замедляет их и увеличивают расходы организации по сравнению с запланированными.

 

Рассмотрим психологическую реакцию работников, не вовлеченных в инновационный процесс.

Вот варианты их реакций (Таблица 4.6).