Зарождение и специфика философии Древнего востока

Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия

Лекция № 2.

Контрольные вопросы

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т.Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. Методологическое своеобразие социально – гуманитарного знания. - М., 1999.Гл. 1.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

4. Философский словарь: под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

5. Философия: учебник для вузов; под общей ред. В.В.Миронова, - М.: Норма, 2005. Введение.

6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

7. Алексеев,П.В. Философия: учебник/П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

8. Кучевский,В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. / В.Б.Кучевский. – М., 1998. Гл. I, II.

9. Майоров,Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. / Г.Г. Майоров. – М.: Едитериал УРСС, 2004. – С 34-76.

10. Спиркин, А.Г. Философия: учебник. 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Вводное слово.

1. Каковы духовные и социальные предпосылки возникновения философии?

2. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука, и что под этим понимается?

3. Как соотносятся философия и мировоззрение?

4. Что является предметом философии?

5. В чем смысл основного вопроса философии?

6. Охарактеризуйте основные функции философии.

7. Роль философии в информационном обществе

8. Зачем нужна философия современному специалисту?

 

1. Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперс).

2.Древнекитайская философия: основные школы, направ-ления, проблемы.

3. Философские взгляды Конфуция («я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»).

4. Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция), о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао) и Бытии, и Небытии, недеяние как основный принцип этики даосизма.

5. Древнеиндийская философия, ортодоксальные и неортодоксальные школы, их общая характеристика.

1. Ортодоксальная школа

Миманса («размышление», учение об освобождении)

Ньяя (основоположник школы- мудрец Гоутама, I век)

Вайшешека (различие, особенность, основатель – мудрец Улука по прозвищу Канада, IV век до н.э.)

Учение об освобождении Я от боли и страданий и о Бытии и Небытии

Санкхья («число», «расчет», основатель – мудрец Капила, VII век до н.э.)

Йога («соединение», «созерцание», основатель – мудрец Патанджали, II век до н.э.) Учение о пути освобождения и восьми вспомогательных средствах для очищения и просветления читты.

2. Неортодоксальная школа

Философия буддизма – основатель – Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «Просветлённый», «Постигший истину», учение об освобождении от страданий как главная практическая задача, (12 звеньев цепи страдания, 4 благородные истины и восьмеричный путь спасения Будды)

Джайнизм – религиозно-философское учение VI-V вв. до н.э. Основатель – Вардхаман, VI в. до н.э., известный под именем «Махавира» - великий герой.

Чарвака (синоним термина «материалист», единственная материалистическая школа в Древней Индии) раннее название «Локаята» (от «Лока» - этот мир). Основатель школы – мудрец Чарвака или мудрец Брихаспати.

Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма.

 

Древнеиндийская философия

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.

Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды,как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки");

• философские комментарии к Ведам ("упанишады").

До наших дней дошло всего четыре Веды:

• Ригведа;

• Самаведа;

• Яджурведа;

• Атхарваведа.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

• буддизм;

• джайнизм;

• чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

• йога;

• веданта;

• вайшешика;

• ньяя;

• миманса;

• санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).