Макросоциологический уровень анализа личности

 

Важной особенностью социологического подхода к личности является то обстоятельство, что личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом. На микросоциологическом уровне личность рассматривается как исполнитель конкретной социальной роли. Для макросоциологического уровня характерно понимание личности как продукта культуры. По мнению Э.Дюркгейма, для того чтобы понять личность, необходимо спроецировать на нее культуру данного общества.

На этом уровне используются понятия нормативная (базисная) и модальная личности. Нормативная (базисная) личность- это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. В США, например, это так называемый "стопроцентный американец", в бывшем СССР - "советский человек" и т.д. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения.

Характеристика нормативного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии - военнослужащий и т.д.

Модальная(от слова мода) личность- это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность - это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. После распада СССР некоторые социологи считали, что наиболее распространенной личностью в нашей стране была так называемая "невротическая личность", т.е. человек, который не знал, что нужно делать в изменившейся ситуации. В настоящее время определенное распространение получил тип торгового человека, делающий деньги на разнице цен или наживающий их с помощью разного рода махинаций. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества.

Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или социальных группах. Некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.

Модальная личность никогда на соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества. Люди, у которых слишком большие отклонения от принятого в данном обществе нормативного типа личности, становятся опасными для него. В результате или изменяются нормы данного общества (общности, социальной группы), или общество принуждает данных индивидов к исполнению этих норм. I

Вместе с тем нормативная личность более статична (постоянна), а модальная - более динамична: меняются условия жизнедеятельности - изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homopolitikus), для тоталитарного общества - так называемый "одномерный" человек, стремящийся все упростить до черно-белого восприятия.

В современной России сложилось понятие маргинального, или "пограничного", типа личности. Это человек, который порвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям. Маргинальность(от лат.marginalis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.