Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.

Сущность социальной политики, ее принципы и функции.

Среди фак­торов, способствующих гармонизации интересов личности и об­щества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и сво­бод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и ин­тересов людей.

Рассмотрим понятия «политика» и «социальная политика»

Политика — это:

• отношения между социальными группами, классами, госу­дарствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;

• система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;

• практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;

• искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Любая общественная проблема приобретает или может приоб­рести политический характер, если ее решение затрагивает интере­сы больших социальных групп, классов и связано с использовани­ем государственной власти.

Социальная политика — это составная часть внутренней полити­ки государства, воплощенная в его социальных программах и социальной прак­тике, и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения.

Эффективность социальной политики зависит от:

ü результатов эко­номической, хозяйственной деятельности общества, способности государства удовлетворять интересы и потреб­ности людей;

ü степени гуманности политики государства (чем она выше, тем нагляд­ней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направ­ленности общественного развития в стране).

Социальная политика основывается на системе принципов, выража­ющих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

• гуманизм, социальная справедливость;

• системность, непрерывность, преемственность;

• сбалансированность целей и возможностей реализации со­циальной политики (как по времени, так и по необходи­мым ресурсам);

• открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — нали­чие «обратной связи» органов управления с массами);

• демократизм выработки и реализации социальной полити­ки (открытое обсуждение проектов крупных социально-по­литических решений, всестороннее выявление обществен­ного мнения по основным вопросам социальных преобра­зований);

• действенный контроль общества над реализацией социаль­ной политики;

• адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрыва­ются в системе функций — относительно самостоятельных, но тес­но связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

• оптимальное разрешение общественных противоречий в со­циальной сфере, осуществление «диалога» между гражда­нами и государством;

• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

• прогностическая;

• социальная защита населения;

• управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, управление социальным развитием общества.

В структуре социальной политики выделяютдва относительно самостоя­тельных блока:

1) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни чле­нов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, при­емлемыми денежными доходами, расширение и укрепление мате­риальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его об­разование и культуру, создание системы гарантированных соци­альных условий для жизнедеятельности граждан;

2) собственно социальная политика (ее элементами являются по­литика в области социальной защиты населения и ее конкрет­ные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Рассмотрим проблемы, выделяемые в социальной политике.

1. В социальной политике государства исключительно важное мес­то занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-пси­хологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отно­шений делают эту ячейку общества важнейшим социальным ин­ститутом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

В то же время, со стороны государства пока далеко не достаточ­но внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семей в обстановке эко­номического кризиса из года в год обостряются. Так, например, сегодня наблюдается:

• разрушение нравственных представлений о браке и семье, падение социального престижа отцовства и материнства из-за погони за профессиональной и общественной карьерой, жизненными благами, чрезмерным материальным потребительством;

• восприятие детей определенной категорией матерей и отцов как препятствия к возможности вести аморальный образ жизни при увеличении количества нежелательных и беспризорных детей, сирот при живых родителях;

• деформация духовно-нравственных отношений между членами семьи (взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей; неготовность проявлять друг к другу доверие, доброжелательность, открытость, прощение, милосердие);

• изменение различных сторон и содержания семейного воспитания (отсутствие непосредственного общения родителей и детей, преемственности между традициями и обычаями старшего поколения и современными методами и средствами воспитания; деформация социальных ролей дедушки, бабушки, отца и матери, родственников);

• снижение социальной и педагогической культуры разных категорий родителей, особенно молодых;

• увеличение числа неполных семей. При этом все больше становится детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 г. таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 г. – 18,6%, в 2003 г. – 23,0%. Сегодня каждый четвертый ребенок внебрачный. В настоящее время в стране более 50 тысяч одиноких матерей.

2. Важное место в социальной политике занимают проблемы обес­печения социальной справедливости — это и реальное народовлас­тие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и соци­альные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, бо­лезни, инвалидности, отсутствия родительского попечения, нетрудоспособности по возрасту и др.

3. Одной из самых ярких проблем настоящего времени в социаль­ной политике стала проблема бедности.

Бедность — многостороннее социально-экономическое и пси­хологическое общественное явление. Бедность возникает в том слу­чае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Бедность — это не только отсутствие денег или имущества, а прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельнос­ти — жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворе­ние потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, сни­жает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благо­состояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в го­род.

В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окре­стных районов, а также за счет миграции жителей из села обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п.

4. Предметом особого внимания органов государственного управления, общественных структур становится про­блема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкла­ду, должен утвердиться принцип равной ответственности работо­дателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.

Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспо­собных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуж­дается в дальнейшем развитии и укреплении. Главенствующее значение при этом должны приобрести прин­ципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, со­циальной помощи и поддержки.

Главная цель социальной политики — гармонизация обществен­ных отношений, обеспечение политической стабильности и граж­данского согласия путем выработки и осуществления организаци­онно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.

Непреходящее значение имеют профессионализм кадров систе­мы социальной защиты, их способность правильно определять ак­туальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.

Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социаль­ной работы. Практика показывает, что учет интересов и потребностей соци­альных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, сле­довательно, и успешнее решаются.

На выполнение целей и задач социальной политики ориентиро­ван весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

• субъект социальной политики — государство, представлен­ное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

• политические партии, общественно-политические движе­ния и другие институты гражданского общества;

• объект социальной политики — социальные процессы в об­ществе во всем их содержательном многообразии и разно­образных формах проявления;

• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаи­модействие между субъектами и объектами социальной по­литики;

• предметно-политическая деятельность по решению задач со­циальной политики на различных стадиях, включая и оцен­ку эффективности реализации социальных программ.

При решении конкретных задач данная структура дополняется другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

Существует несколько технологических фаз механизма реализа­ции социальной политики:

1) научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспек­тив развития конкретных социальных отношений;

2) определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных возможностей;

3) нормативно-правовое оформление избранного варианта реше­ния той или иной социальной проблемы — принятие законов и других норма­тивно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

4) административно-организационное и мотивационно-пропаган-дистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;

5) контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.

В механизме реализации социальной политики можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: науч­но-познавательный и практически-организационный.

Научно-познавательный компонент социальной политики явля­ется результатом анализа и осмысления назревших в обществе по­требностей, тенденций развития социальных процессов. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев на­селения.

Практически-организационный компонент социальной политики государства — это непосредственное осуществление концептуаль­ных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность орга­нов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная по­литика государства, созвучная интересам народа, составляет важ­нейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уве­ренность в практических действиях.

Организаторская деятельность — это распорядительная деятель­ность управленческих органов, цель которой — рациональное раз­деление труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для каче­ственного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организаци­онным уровнем социальной работы, предполагает:

• глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

• подбор и расстановку кадров, создание или изменение орга­низационных структур в интересах решения стоящих задач;

• доведение до исполнителей задания, определение их функ­ций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

• разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулиро­вания труда;

• координацию усилий и действий структурных подразделе­ний и конкретных исполнителей, обеспечение целеустрем­ленности их деятельности;

• проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.

Вычленение в механизме социальной политики указанных двух ее компо­нентов, разумеется, носит условный характер. Оба компонента могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя уровень научной обоснованности социальной политики, фор­мулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию орга­низаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выпол­няет важную методологическую функцию в отношении социаль­ной работы в обществе в целом.

В то же время, социальная работа с ее разветвленной структу­рой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказыва­ет обратное, и притом активное, воздействие на социальную поли­тику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и соци­альной работы.

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, на­деленных наряду с общими и неповторимо индивидуальными ка­чествами. Как и социальная практика, социальная работа не явля­ется просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ог­раниченному сочетанию системности и индивидуальности, диф­ференцированная социальная работа дополняет социальную по­литику государства, обогащая общество гуманистическими, духов­но-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как по­казывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориен­тированности кадров — обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непос­редственного, практического управления социальными процесса­ми на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной спра­ведливости в общественной жизни.

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфра­структуры.

Социальная ориентированность кадров предполагает:

• широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;

• навыки социально-политического анализа ситуации и уме­ние на его основе обоснованно выбирать наиболее эффек­тивные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения;

• умение прогнозировать и предвидеть варианты развития со­циальных процессов и учитывать их в практической дея­тельности;

• коммуникабельность и навыки работы с людьми, способ­ность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологическо­го и нравственного потенциала человека.

Социальная ориентированность — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практичес­кой деятельности, путем уточнения и развития теоретических по­ложений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущнос­ти и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскры­вается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Со­циальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, под­вижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей сторо­ной в отношении социальной работы.