Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.
Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН
Основные вопросы:
1. Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.
2. Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.
3. Третий сектор и его роль в социальной защите населения.
4. Система социальной безопасности в теории социальной работы.
Рекомендуемая литература:
1. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: МФЦП, 2007. – 448 с.
2. Курбатов, В.И. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов. –М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 480 с.
3. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 534 с.
4. Павленок, П.Д. Введение в профессию «социальная работа»: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.
На современном этапе в условиях жесткой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Сегодня идеи добра и милосердия, как ведущие нравственные идеи необходимы белорусскому обществу, в котором все более явственно проявляется неравенство людей.
Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы (реально действующие моральные отношения между людьми), формируются на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которое накладывает определенные моральные санкции на людей. Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума — экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как духовно-нравственное развитие и самосохранение общества, социальная культура, благотворительность и милосердие.
1. Духовно-нравственное развитие и самосохранение общества (дух – психические способности, сознание, внутренне состояние, моральная сила; духовный – отражающий внутренний мир человека). Сегодня духовность людей теряет традиционную важную роль в мотивации и регуляции их деятельности, поведения. Это подтверждается следующими явлениями:
ü увеличивается разрыв между общественными и индивидуальными ценностями, что отражается и воспроизводится в двойственности, «мозаичности» внутреннего мира личности, расхождении между чувствами и поступками, замыслами и делами, желаемым и действенным, официальным поведением и неофициальной жизнью. Все это обусловливает личностные синдромы неудовлетворенности, социальной усталости, агрессивности;
ü отмечается разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах по рейтингу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом экономики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедливости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет. Но в то же время не существует такого общественного идеала, к которому стремились бы все люди, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки;
ü нарастает тенденция к дегуманизации общественных отношений. Наиболее ярко дегуманизация переживаемого нами периода проявляется в снижении нравственности. Разгул вседозволенности, преобладание узкоутилитарной мотивации в поведении людей, скептическое отношение к моральному идеалу, обесчеловечение взаимоотношений людей — это только некоторые из агрессивных тенденций;
ü наблюдается разрыв между требованиями общественной морали и индивидуальной нравственностью.
Практическая жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практической деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. В этом отношении следует отметить, что духовно-нравственное развитие и самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: 1) постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и 2) неустанный поиск возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры.
Культура (с лат. — «возделывание») — это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятельности (язык, искусство, развитие производства, общественные отношения и т.д.). Культура разделяется на материальную, духовную и социальную.
2. Социальная культура — это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура — составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений.
Это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с учетом социокультурных норм. Содержательную характеристику понятия составляет широкая совокупность моральных идеалов и образцов, нравственных нормативов и ценностей в области поведения субъектов, а также нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего воздействия на социальные отношения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном факторе как реально функционирующем в обществе социальном механизме.
Все сказанное выше говорит о возрастании на современном этапе значения таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.
3. Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.
Понятие «благотворительность» используется наряду с близкими по значению терминами «милосердие», «социальная помощь», «социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналогами.
Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической; она оказывается определенное (длительное) время т.п.
Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
На этом фоне благотворительность — это особая форма социальной деятельности, заключающаяся в безвозмездном оказании различных видов помощи и поддержки нуждающимся, в первую очередь материальной помощи и поддержки.
В отличие от понятия «благотворительность» в понятии «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие — это готовность к оказанию помощи, эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной чести, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т.п.
Как социокультурное явление благотворительность имеет в Беларуси свою историю и традиции, ознакомление с которыми раскрывает механизм становления социальной работы в стране.
Мировой опыт становления рыночных отношений, рыночной экономики свидетельствует о том, что два процесса: процесс рыночных реформ и процесс становления специфической социальной профессиональной деятельности, т.е. социальной работы, — развиваются параллельно. Экскурс в историю практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что зарождение этого вида профессиональной деятельности началось с конца XIX — начала XX в., в период бурного роста рыночных отношений.
Социальная работа сегодня — это важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстановке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. При осуществлении реформ вопросы социальной защиты населения становятся приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения, так как успех рыночных преобразований прямо пропорционален эффективности системы социальной защиты и социальной работы с различными слоями и группами граждан. Между тем, несмотря на необходимость первоочередного внимания к нуждам и потребностям людей, выделяемые на социальную сферу материальные и другие ресурсы явно недостаточны. Поэтому большие надежды возлагаются на механизмы самофинансирования, страхования и благотворительности.
В настоящее время в стране идет процесс по созданию действенной системы социальной защиты населения, способной сгладить многие негативные последствия рыночных отношений, еще столь далеких от совершенства. Для этого осуществляется соответствующая законотворческая работа по обеспечению дифференцированного подхода к отдельным слоям и группам населения, созданию социальных служб на различных уровнях и с различной специализацией.
В решении этих и других задач весьма заметную роль могут сыграть неповторимая история развития экономического и духовного потенциала общества, традиции, обычаи нашего народа. Во-первых, исторический опыт демонстрирует нам основные методы и подходы, которые использовала социально-историческая практика; во-вторых, социально-исторические исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы органов и учреждений социальной защиты; в-третьих, исследования исторического опыта выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять проверенные, апробированные решения, вырабатывать и осуществлять социальные программы.