Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.

Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

Основные вопросы:

1. Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.

2. Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.

3. Третий сектор и его роль в социальной защите населения.

4. Система социальной безопасности в теории социальной работы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: МФЦП, 2007. – 448 с.

2. Курбатов, В.И. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов. –М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 480 с.

3. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 534 с.

4. Павленок, П.Д. Введение в профессию «социальная работа»: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

На современном этапе в условиях жесткой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в об­ществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; исполь­зованием имеющихся резервов государственных и негосударствен­ных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Сегодня идеи добра и милосердия, как ведущие нравственные идеи необходимы белорусскому обществу, в котором все более явственно проявляется неравенство людей.

Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы (реально действующие моральные отношения между людьми), формируются на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепля­ются повседневной социальной практикой, силой привычки и об­щественного мнения, которое накладывает определенные мораль­ные санкции на людей. Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума — экономической, полити­ческой, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как духовно-нравственное развитие и самосохранение общества, социальная культура, благотворительность и мило­сердие.

1. Духовно-нравственное развитие и самосохранение общества (дух – психические способности, сознание, внутренне состояние, моральная сила; духовный – отражающий внутренний мир человека). Сегодня духовность людей теряет традиционную важную роль в мотивации и регуляции их деятельности, поведения. Это подтверждается следующими явлениями:

ü увеличивается разрыв между общественными и индивиду­альными ценностями, что отражается и воспроизводится в двой­ственности, «мозаичности» внутреннего мира личности, расхожде­нии между чувствами и поступками, замыслами и делами, желае­мым и действенным, официальным поведением и неофициальной жизнью. Все это обусловливает личностные синдромы неудовлет­воренности, социальной усталости, агрессивности;

ü отмечается разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах по рейтингу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом эконо­мики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедли­вости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет. Но в то же время не существует такого общественного идеала, к которому стремились бы все люди, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки;

ü нарастает тенденция к дегуманизации общественных отноше­ний. Наиболее ярко дегуманизация переживаемого нами периода проявляется в снижении нравственности. Разгул вседозволен­ности, преобладание узкоутилитарной мотивации в поведении лю­дей, скептическое отношение к моральному идеалу, обесчеловечение взаимоотношений людей — это только некоторые из агрессив­ных тенденций;

ü наблюдается разрыв между требованиями общественной морали и индивидуальной нравственностью.

Практическая жизнь общества свидетельствует, что без опре­деленной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демок­ратических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практичес­кой деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. В этом отношении следует отметить, что духовно-нравственное развитие и самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: 1) постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и 2) неустанный поиск возможностей обновления, творческого ос­мысления более эффективных форм культуры.

Культура (с лат. — «возделывание») — это исторически сложив­шаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их суще­ствования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятель­ности (язык, искусство, развитие производства, общественные отношения и т.д.). Культура разде­ляется на материальную, духовную и социальную.

2. Социальная культура — это исторический опыт, память соци­альных общностей и их поколений в сфере социальных отноше­ний, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура — составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального зна­ния каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений.

Это особая социальная система, в рамках которой осуществля­ется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потреб­ности с учетом социокультурных норм. Содержатель­ную характеристику понятия составляет широкая совокуп­ность моральных идеалов и образцов, нравственных нормативов и ценностей в области поведения субъектов, а также нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего воздействия на социальные отно­шения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном фак­торе как реально функционирующем в обществе социальном меха­низме.

Все сказанное выше говорит о возрастании на современном этапе значения таких общечелове­ческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, со­весть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.

3. Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.

Понятие «благотворительность» используется наряду с близки­ми по значению терминами «милосердие», «социальная помощь», «социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналога­ми.

Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон воз­можных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в со­циальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только мате­риальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, пси­хологической, педагогической; она оказывается определенное (длительное) время т.п.

Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

На этом фоне благо­творительность — это особая форма социаль­ной деятельности, заключающаяся в безвозмездном оказа­нии различных видов помощи и поддержки нуждающимся, в первую очередь материальной помощи и поддержки.

В отличие от понятия «благотворительность» в понятии «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоцио­нально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосер­дие — это готовность к оказанию помощи, эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной че­сти, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т.п.

Как социокультурное явление благотворительность имеет в Беларуси свою историю и традиции, ознакомление с которыми раскрывает механизм становления социальной работы в стране.

Мировой опыт становления рыночных отношений, рыночной экономики свидетельствует о том, что два процесса: процесс рыночных реформ и процесс становления специфической социальной профессиональной деятельности, т.е. социальной работы, — развиваются параллельно. Экскурс в историю практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что зарождение этого вида профессиональной деятельности началось с конца XIX — начала XX в., в период бурного роста рыночных отношений.

Соци­альная работа сегодня — это важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстановке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. При осуществлении реформ вопросы социальной защиты населения становятся приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения, так как успех рыночных преобразований прямо пропорционален эффективности системы социальной защиты и социаль­ной работы с различными слоями и группами граждан. Между тем, несмотря на необходимость первоочередного внимания к нуждам и потребностям людей, выделяемые на социальную сферу материальные и другие ресурсы явно недостаточны. Поэтому большие надежды возлагаются на механизмы самофинансирования, страхования и благотворительности.

В настоящее время в стране идет процесс по созданию действенной системы социальной защиты населения, способной сгладить многие негативные последствия рыночных отношений, еще столь далеких от совершенства. Для этого осуществляется соответствующая законотворческая работа по обеспечению дифференцированного подхода к отдельным слоям и группам населения, созданию социальных служб на различных уровнях и с различной специализацией.

В решении этих и других задач весьма заметную роль могут сыг­рать неповторимая история развития экономического и духовного потенциала общества, традиции, обычаи нашего народа. Во-пер­вых, исторический опыт демонстрирует нам основные методы и подходы, которые использовала социально-историческая практи­ка; во-вторых, социально-исторические исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы органов и учреждений социальной защиты; в-третьих, исследова­ния исторического опыта выполняют чисто практическую функ­цию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помога­ют принять проверенные, апробированные решения, вырабатывать и осуществлять социальные программы.