Сущность и содержание закупочной работы.
Чтобы осуществлять коммерцию, нужно, во-первых, обладать товаром, т.е. создать его или купить, а, во-вторых, — иметь возможность продать его дороже, чем за него было заплачено при покупке. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли.
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Как отмечалось, главная функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле:
Д - Т и Т ' - Д '
Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле: предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем преобразует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью) Из этого следует, что коммерческая деятельность должна начинаться с закупки товаров с расчетом их последующей перепродажи.
По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.
Закупка товаров предполагает проведение следующей коммерческой работы:
- исследование и прогнозирование покупательского спроса,
- поиск и изучение основных поставщиков и установление связанного с ними предложения товаров;
- налаживание, по возможности, постоянных связей с поставщиками;
- оформление заявок и заказов поставщикам;
- подготовка и заключение договоров поставки товаров,
- осуществление закупки товаров у их производителей, посредников, оптовых продавцов и других возможных поставщиков;
- контроль, учет и анализ закупочной деятельности.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием успешной коммерческой работы по закупкам товаров.
Для этого торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К ним следует отнести: оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, yчёт и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др.
Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.
Закупки товаров осуществляют торговые предприятия — юридические лица, либо индивидуальные предприниматели — физические лица в процессе осуществления оптового или мелкооптового товарооборота.
Цель закупщика — гарантировать получение определенного уровня прибыли от продаж конкретного количества товаров и продать это количество за определенный период времени. Эту задачу можно решить путем однократной или многократной поставки.
При осуществлении закупок приоритет должен предоставляться производителям товаров, крупным оптовым поставщикам, а также дистрибьюторам солидных иностранных фирм.
У мелких поставщиков закупки целесообразно производить небольшими пробными партиями преимущественно новых товаров, обеспечивая тем самым формирование и поддержание широкого ассортимента.
Можно выделить следующие способы закупки:
Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
- количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
- оплачивается только поставленное количество товара;
- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
В зависимости от объема приобретаемых товаров устанавливается возможный вид закупки. Известны:
- прямые закупки у изготовителя;
- оптовые закупки через посредника или биржу;
- закупки мелкими партиями в магазинах розничной торговли;
- закупки через торги.