Дивидендная политика организации

Эмиссионная политика организации

Эмиссионная политика организации- часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

 

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
I. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций: Анализ исходного состояния рынка ценных бумаг и тенденций изменения структуры акционерного капитала эмитента
II. Определение целей эмиссии
III. Определение объема эмиссии
IV. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций
V. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала
VI. Определение эффективных форм андеррайтинга

 

Типовые варианты вторичных эмиссий

· эмиссии, проводимые для наращивания уставного капитала общества-эмитента;

· эмиссии, осуществляемые с целью изменения структуры акционерного капитала;

· эмиссии, обеспечивающие мобилизацию инвестиционных ресурсов;

· эмиссии, размещаемые для погашения кредиторской задолженности, в том числе по платежам в федеральный бюджет.

 

Наиболее важным элементом политики управления собственным капиталом является дивидендная политика предприятия.

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим его стратегического развития.

Исходя из цели, понятие дивидендной политики формулируется так: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Основные типы дивидендной политики предприятия представлены в табл.

Типы ДП предприятия Таблица

Подход к формированию ДП Варианты типов ДП
А. Консервативный подход 1. Остаточная политика дивидендных выплат; 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат;
Б. Умеренный (компромиссный) подход 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды;
В. Агрессивный подход 4. Политика стабильного уровня дивидендов; 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов.

 

Дивидендная политика предприятия формируется по следующим этапам:

1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования ДП;

2. Выбор типа ДП в соответствии с финансовой стратегией предприятия;

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом ДП;

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию;

5. Определение форм выплаты дивидендов;

6. Оценка эффективности дивидендной политики.

Первоначальный этап формирования ДП - это изучение и оценка факторов, определяющих эту политику.

В практике финансового менеджмента факторы подразделяются на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:

· Стадия жизненного цикла предприятия;

· Необходимость расширения предприятием инвестиционных программ;

· Степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;

2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:

· Достаточность резервов собственного капитала;

· Стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

· Стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

· Доступность кредитов на финансовом рынке;

· Уровень кредитоспособности АО;

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:

· Уровень налогообложения дивидендов;

· Уровень налогообложения имущества предприятия;

· Достигнутый эффект финансового левериджа;

· Фактический размер получаемой прибыли;

4. Прочие факторы:

· Конъюнктурный цикл товарного рынка;

· Уровень дивидендных выплат предприятиями-конкурентами;

· Неотложность платежей по ранее полученным кредитам;

· Возможность утраты контроля над управлением компанией.

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа ДП на перспективу.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:

УДВ ПА = (ФДВ-ВП)/К ПА;

УДВ ПА – уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом ДП;

ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций;

К ПА – количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

Важным этапом формирования ДП является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

· выплата дивидендов наличными деньгами (чеками);

· выплата дивидендов акциями;

· автоматическое реинвестирование. Это форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора – получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции;

· выкуп акций предприятием. Он рассматривается как дна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда предприятие скупает на фондовом рынке часть обращающихся акций.

Для оценки эффективности ДП предприятия используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат:

К ДВ = ФДВ/ЧП или К ДВ = Д а/ЧП а;

ЧП – сумма чистой прибыли АО;

Д а – сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;

ЧП а – сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

 

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акциям:

К Ц/Д = РЦ аа;

РЦ а – рыночная цена одной акции.

При оценке эффективности ДП используются показатели динамики рыночной стоимости акций.