Евровекселя.

Евровекселя - векселя в евровалютах - бывают не­скольких видов:

• с плавающей процентной ставкой (FRN-floating-rate notes);

• коммерческие краткосрочные евровекселя (ЕСР - euro commercial paper);

• среднесрочные евровекселя (EMTN - euro medium-term notes);

• евроноты (NIF- note issuance facilities, RUF- revolving underwriting facilities);

• казначейские векселя.

Евровекселя с плавающей процентной ставкой банковские учрежде­ния начали выпускать в 1980-х гг. с целью расширения банковских услуг и получения дополнительного финансирования с мирового рынка ссудных капиталов. Срок действия евровекселеи с плавающей ставкой может достигать 10 лет, но процент меняется каждые 90 дней в зависимости от изменения трехмесячной ставки LIBOR. Например, стоимость векселя равняется LIBOR (4,5 %) плюс спрэд 1/8 %. В тече­ние 90 дней цена векселя может изменяться под воздействием рыноч­ных сил, но по истечении этого срока она возвращается к своей пер­воначальной стоимости LIBOR плюс спрэд. Инвестору предоставля­ется выбор: приобрести трехмесячный депозитный сертификат со ставкой, к примеру, 4,3 % или же евровексель с плавающей ставкой 4,625 %. При этом инвестор осознает риск того, что, купив евровек­сель, возможно, он не сможет реализовать его через три месяца по указанной стоимости. Поэтому разница стоимости с депозитным сер­тификатом, составляющая 0,325 %, включает в себя страховой резерв от падения цены и комиссии.

Коммерческие краткосрочные евровекселя представляют собой краткосрочные (до 9 месяцев) необеспеченные обязательства, вы­пускаемые, как правило, крупными и наиболее кредитоспособными корпорациями в евровалютах. Минимальный размер краткосроч­ных коммерческих евровекселеи составляет 500 тыс. долл.

Среднесрочные векселя представляют собой обязательства со сро­ком от 9 месяцев до 30 лет, но чаще всего используются векселя со сроком 2-3 года. Эмитентами являются крупные корпорации, а объе­мы выпуска колеблются от 100 млн долл. до 1 млрд долл. Впервые среднесрочные векселя были введены на внутреннем рынке США в 1978 г. компанией General Motors Acceptance Corporation. На мировой рынок они вышли в 1986 г. Тогда годовой объем торговли ими на ев­ропейском денежном рынке составлял 400 млн долл., к 2001 г. он вы­рос до 1736,3 млрд долл. Эмитентами среднесрочных евровекселей стали государственные агентства и крупные транснациональные кор­порации. Выпуск среднесрочных евровекселей требует минимальных затрат по оформлению документов, основными издержками является комиссия на распространение евровекселей. Покупателями сред­несрочных евровекселей являются государственные органы разных стран, а также международные финансовые организации, в частности Международная финансовая корпорация, входящая в Группу Все­мирного банка, и Европейский банк реконструкции и развития. Сред­несрочные евровекселя оформляются на время от 9 месяцев до 10 лет. Сформировавшийся на основе мирового рынка коммерческих крат­косрочных евровекселей рынок среднесрочных евровекселей несколь­ко расширил понимание рынка ссудных капиталов. Фактически этот новый рынок стал связующим звеном между денежным рынком и рынком капиталов, а операции на нем стали трансформировать крат­косрочные инструменты в средне- и долгосрочные.

Рынки краткосрочных и среднесрочных коммерческих евровексе­лей обратили на себя внимание международной банковской сферы, когда клиенты мирового денежного рынка стали предпочитать ком­мерческие евровекселя банковским займам. Чтобы не потерять своих клиентов, банки вышли на рынок коммерческих евровекселей. Для этого были созданы специальные программы по выпуску евронот (NIF и RUF).

Евроноты в программе NIF представляют собой краткосрочные коммерческие и банковские евровекселя, выпущенные и гарантиро­ванные банками. Выпуск и гарантия евронот, как правило, прерога­тива банковских синдикатов, а поэтому эти инструменты весьма на­дежны. Кроме того, все евроноты в программе NIF имеют наивысший кредитный рейтинг ведущих рейтинговых агентств. Высокий оборот и ликвидность евронот на вторичном рынке обеспечивают их привле­кательность на мировом рынке ссудных капиталов. Банковские га­рантии коммерческих евровекселей дают инвесторам по истечении срока действия векселя возможность выбора на рынке более высокой ставки между коммерческим евровекселем и банковским займом, выступающим в форме гарантии. Чтобы участвовать на рынке коммерче­ских евровекселей, между банками и дилерами иногда разыгрывается тендер на предоставление гарантии евровекселю, который только эмитируется или возобновляет свое хождение на рынке.

Евроноты в программе RUF - один из видов евронот NIF. От по­следних они отличаются тем, что эмитентом евровекселя или его га­рантом, предоставляющим займ, является не весь синдикат, а только один банк - глава синдиката. Он определяет банк-агент, который станет эмитентом, распространителем или гарантом евроноты.

С середины 1980-х гг. евроноты видоизменялись под влиянием конъюнктуры на мировом рынке ссудных капиталов. Так, междуна­родные рейтинговые агентства из-за долгой процедуры оценки не присваивают наивысший или даже высокий рейтинг евровекселю, выпущенному новым малоизвестным эмитентом. Поэтому перво­классные банки предоставляют таким компаниям собственные га­рантии в виде аккредитива. Аккредитив представляет собой обяза­тельство банка профинансировать указанную в документе фирму в определенном объеме. Кроме того, банки выпускают малообъем­ные евроноты - «тэп» для удовлетворения спроса дилеров, опери­рующих малыми суммами.

Инструментарий мирового денежного рынка, помимо векселей коммерческих организаций и банков, включает векселя государствен­ных органов власти отдельных стран - казначейские векселя. Самые популярные на мировом денежном рынке - векселя казначейства США. Эмитентами являются также Казначейства Великобритании, Сингапура, Гонконга и пр. Американские казначейские векселя, как правило, краткосрочные (до 1 года), но могут выпускаться сроком от 1 года до 10 лет. Краткосрочные векселя делятся на 13- и 26-недельные и выпускаются каждую неделю. 56-недельные казначейские векселя эмитируются каждый месяц. Казначейство США выпускает свои век­селя на мировой рынок через посредников - 12 федеральных резерв­ных банков. Британские казначейские векселя, впервые выпущенные в 1877 г., имеют единый срок действия - 91 день. Они, как и амери­канские, покупаются и продаются через посредников - учетные дома. Казначейские векселя могут выпускаться двумя способами: с помо­щью тендера на аукционе, где определяется цена векселя, или с помо­щью системы «тэп», когда выпускаются только те векселя, на которые есть спрос на рынке.

Инвесторы активно вкладывают свои средства в казначейские век­селя, как минимум, по двум причинам. Во-первых, это надежные акти­вы, гарантированные правительствами развитых стран, выполнение их обязательств не вызывает сомнения. Во-вторых, они являются высоко­ликвидными инструментами, и инвесторы спекулируют на процент­ных ставках и валютных курсах. Например, казначейские векселя Гер­мании, номинированные в евро, при изменении курса доллар/евро могут поменять свою цену относительно векселей Казначейства США.

На векселя и депозитные сертификаты приходится основная доля на мировом рынке ссудных капиталов. К менее значимым инстру­ментам, обращающимся на мировом денежном рынке, относятся, банковские акцепты.

Банковский акцепткак банковская гарантия оплаты импортером выставленной ему экспортером тратты и инструмент рыночной тор­говли является предметом переговоров между банком и клиентом. Банк может или сразу оплатить (акцептовать) обязательство, но со скидкой, или погасить задолженность по истечении ее срока, кото­рый варьирует от 1 до 6 месяцев (в среднем 3 месяца). За банковский акцепт банк берет комиссию, которая зависит от срока акцепта и кре­дитоспособности заемщика (импортера).

Возникновение банковских акцептов тесно связано с финансиро­ванием банками внешней торговли с помощью аккредитивов. Разви­тие акцептной практики позволило организовать самостоятельный сегмент мирового денежного рынка - международный акцептный ры­нок. До Первой мировой войны главным центром акцептных опера­ций был Лондон. Благодаря институту вексельных брокеров учетные дома продавали банковские акцепты без всяких затруднений, оформ­ляя расчеты незамедлительно. Акт 1914 г. предоставил американским банкам право выдавать акцепты, и под влиянием политики Федераль­ной резервной системы по повышению роли доллара появился новый центр акцептных операций в Нью-Йорке. В 1928 г. в результате укре­пления курса французского франка по отношению к золоту возник еще один мировой центр банковских акцептов - в Париже. После Второй мировой войны в феврале 1959 г. переживавшая экономиче­ский подъем Германия, стремясь развивать акцептные операции сво­их банков, на бирже во Франкфурте стала проводить котировки учетных ставок по акцептам банков. Так появился еще один между­народный центр банковских акцептов - во Франкфурте-на-Майне. С целью стимулирования спроса на кредитные инструменты в иенах в 1985 г. в Токио был создан рынок банковских акцептов. Однако его развитие происходило медленнее, чем ожидалось, из-за налогообло­жения японских банковских акцептов. Практически все мировые центры международных акцептных операций не развивались в по­следнее время. Основная причина пассивности акцептной деятель­ности - развитие альтернативных сегментов мирового денежного рынка, прежде всего рынка коммерческих евровекселей. Количественный рост мирового кредитного рынка происходит па­раллельно с его качественным изменением. Кредитные инструменты перетекают в финансовые, и в целом отмечается тенденция секьюри-тизации - замещения кредитования финансированием посредством эмиссии ценных бумаг. Увеличивается роль небанковских институтов, что снижает значение банков на мировых рынках и долю их инстру­ментов. Финансово-кредитные кризисы 1990-х гг. также повлияли на переориентацию с кредитования на финансирование. В целом между­народное кредитование в чистом виде сокращается, трансформируясь и уступая ведущую роль международным финансам.

 

Тема 9. Характеристика международных финансовых отношений.

Сущность международных финансов и международных финансовых отношений, функции международных финансов, стороны международных финансовых отношений. Направления международной финансовой деятельности. Характеристика мировой финансовой системы. Международные финансовые ресурсы. Международные финансовые фонды. Органы международного финансового надзора. Развитие международных финансовых отношений.

Финансовые отношения представляют особую сферу экономиче­ских отношений, тесно связанную с денежными и кредитными отно­шениями. Финансы специфичны в силу традиционного участия в них государства. Международные финансы представляют собой совокупность де­нежных отношений между разными странами и их субъектами по по­воду формирования и управления финансовыми ресурсами.

Международное размещение финансовых ресурсов рассматрива­ется как средство защиты национальных финансовых ресурсов от ин­фляции, а также получения прибыли. При этом для субъекта не имеет значения тип финансовых ресурсов (например, вид ценных бумаг), если они обеспечивают желаемый доход за счет роста цены и выпла­чиваемых сумм.

Главными функциями международных финансов являются:

распределительная, которая позволяет относить международ­ные финансы к сфере финансовых отношений. Международные фи­нансы распределяются через международные финансовые рынки, а также посредством прямого и портфельного инвестирования;

мобилизация капитала. Эта функция вторична относительно рас­пределительной. Крупные капиталы в процессе распределения акку­мулируются в отраслях, сферах и странах, приносящих наибольшую прибыль. Чем больше возможностей максимизации прибыли, тем ак­тивнее мобилизуется капитал из средств сбережения в средства инве­стирования.

Элементами международных финансов выступают субъекты, фи­нансовые ресурсы, а также сфера, направления и способы взаимо­действия между субъектами по поводу финансовых ресурсов.

Сторонами международных финансовых отношений являются ин­тернациональные участники:

международные финансовые организации (МВФ, Группа Всемир­ного банка, международные и региональные банки и фонды);

государства в лице финансовых органов власти (министерства финансов, экономики, казначейства, центральные банки);

транснациональные корпорации и транснациональные банки;

национальные частные компании (банковские и небанковские кредитно-финансовые учреждения, производственные и торговые компании), участвующие в международных финансовых отноше­ниях;

индивидуальные инвесторы, занимающиеся международными финансовыми операциями либо самостоятельно, либо с помощью посредников (брокеров, банковских институтов).

Международные финансы как финансовые отношения субъектов сталкиваются с ограничениями и барьерами, существующими между государствами. Ограничения могут быть косвенными и прямыми. Косвенные ограничения выступают в виде требований по банкротст­ву, стандартов бухгалтерского учета, правовых барьеров. Прямыми ог­раничениями являются:

барьеры по движению товаров (например, в США средний тамо­женный тариф сократился с 44 % в 1913 г. до 3,9 % в 2000 г.) и капи­тала;

различия в налогообложении (с целью минимизации налогообло­жения японские автомобили производятся в Соединенных Штатах);

ограничения в правах собственности (иностранные инвесторы, например, в Индии могут владеть только 25 % капитала компании).

Основной сферой возникновения и распространения международ­ных финансов является мировой финансовый рынок. Выход на него связан с необходимостью получения дополнительных ресурсов го­сударством и частными корпорациями, которые невыгодно или не­возможно взять на национальных рынках. Многообразие финансовых основных и производных инструментов, представленных на мировом финансовом рынке, дает возможность всем субъектам ме­ждународных финансовых отношений не только получать прибыль, но и сохранять финансовые ресурсы от обесценения, вложив их в надежные активы.

Функции международных финансов реализуются с помощью раз­личных направлений международной финансовой деятельности. При­оритетным направлением является инвестирование: прямое и порт­фельное. Прямое представляет собой вложения в уставный фонд и предполагает создание предприятий с иностранными инвестициями. Портфельное - это инвестирование в ценные бумаги. Помимо инве­стирования, к отдельной отрасли международной финансовой дея­тельности можно отнести международные займы, предоставляемые на мировом финансовом рынке, специфичным сегментом которого является рынок долговых ценных бумаг. К международной финансо­вой помощи относят предоставление льготных международных кре­дитов (беспроцентных, с привилегированным сроком погашения), безвозмездной целевой помощи, даров, грантов, списание долгов и т.д.

Таким образом, международная финансовая деятельность может выступать в следующих формах:

• инвестиции (портфельные и прямые);

• международные займы на мировом финансовом рынке;

• международная финансовая помощь.

Международные финансы в широком смысле - это многосторон­ние экономические процессы по поводу распределения финансовых ресурсов. Международные финансы немыслимы без международных валютных и кредитных отношений. Вместе с тем они обладают спе­цификой, что позволяет структурировать их в отдельную систему.

Совокупность всех финансовых отношений образует мировую финансовую систему, которая включает национальные финансовые системы, региональные финансовые системы, транснациональные корпорации (ТНК) и международные финансово-кредитные орга­низации. Функционирование мировой финансовой системы подчи­няется экономическим законам и потому объективно. Однако при понимании и реализации этих законов субъектами данная система приобретает субъективный характер.

К объективным элементам мировой финансовой системы относятся: международные финансовые ресурсы, международные финансовые фонды, органы международного финансового надзора, участники международных финансовых отношений, финансовые механизмы международной финансовой деятель­ности.

Международные финансовые ресурсы - это денежные средства и ценные бумаги, используемые в международной финансовой деятель­ности. Международные финансовые ресурсы могут быть собственны­ми, заемными и привлеченными. Собственные ресурсы создаются са­мим субъектом в процессе внешнеэкономической деятельности, на­пример амортизационные отчисления и фонд накопления, которые идут на обновление оборотных фондов. Заемные внешние ресурсы по­ступают от нерезидентов на принципах платности, возвратности, сроч­ности (например, международные кредиты). Привлеченные междуна­родные финансовые ресурсы - это ресурсы, получаемые безвозмездно (международная финансовая помощь, участие в зарубежном акцио­нерном капитале и т.д.).

Международные финансовые ресурсы существуют как в денежной форме, так и в форме ценных бумаг. Ресурсы в денежной форме пред­ставляют собой средства в ключевых валютах (доллар США, евро и др.). Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, приоб­ретаемые зарубежными инвесторами, обращающиеся на мировом фи­нансовом рынке, являются международными финансовыми инстру­ментами, которыми оперируют субъекты международных финансовых отношений.

Международные финансовые инструменты могут быть простыми и производными. К простым относят иностранные акции и облига­ции, а также евроакции и еврооблигации, к производным - форвар­ды, фьючерсы, опционы, свопы.

Международные финансовые фонды представляют собой фонды ме­ждународных финансовых ресурсов. Они могут быть централизован­ными и децентрализованными. К централизованным, т.е. с участием центральных органов власти, относятся:

международные специализированные фонды (Международный ва­лютный фонд и др.) - создаются под эгидой ООН. Ресурсы таких фондов распределяются исходя из целей этих организаций;

региональные бюджеты - централизованные международные финансовые фонды нескольких стран, входящих в интеграционное объединение. Эти бюджеты формируются за счет отчислений из госу­дарственных бюджетов стран-участниц, а также за счет специальных региональных налогов, таможенных платежей. Средства расходуются на региональные программы, финансовую поддержку менее разви­тых стран региона и пр. Наиболее известным примером регионально­го фонда является бюджет ЕС;

специальные межгосударственные фонды, учреждаемые неболь­шим количеством стран для финансирования временных целевых программ. Могут формироваться за счет отчислений стран «большой восьмерки» и расходоваться на программы, принятые на заседании министров финансов государств данной группы.

К децентрализованным международным финансовым фондам от­носятся международные фонды корпораций, которые образуются в процессе международной финансовой деятельности за счет фонда оплаты труда, амортизационного фонда, фондов потребления и нако­пления, резервного фонда, фонда страхования валютных рисков и пр.

К органам международного финансового надзора относятся Меж­дународный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Банк меж­дународных расчетов, Парижский и Лондонский клубы кредиторов и т.д. Национальными органами международного финансового над­зора, контролирующими и регулирующими международные финан­совые отношения, являются министерства финансов, казначейства, специальные комитеты, например Комитет по ценным бумагам, Ко­митет открытого рынка.

Участниками международных финансовых отношений являются практически все субъекты внешнеэкономической деятельности, по­скольку без финансов не обходится ни один экономический процесс. Основными участниками международных финансов (которые распре­деляют и управляют международными финансовыми ресурсами) яв­ляются транснациональные корпорации и банки, государственные финансовые институты, международные финансовые организации. Государственные финансовые институты выступают органами не только надзора, они также участвуют в международных финансовых отношениях, в том числе на мировом финансовом рынке, проводя эмиссию государственных ценных бумаг. Кроме того, к активным участникам международных финансовых отношений относятся бан­ковские учреждения, небанковские кредитно-финансовые институ­ты, частные и государственные корпорации, индивидуальные пред­приниматели.

Второстепенные участники обслуживают международные финан­совые процессы, обеспечивая их эффективность. К ним относят биржи, информационные службы, в частности аналитические и стати­стические журналы, рейтинговые агентства, консалтинговые фирмы, высшие учебные заведения и пр.

Финансовые механизмыкак элементы мировой финансовой сис­темы представляют собой совокупность различных форм и методов международной финансовой деятельности. Последние зависят от финансового субъекта (государство, частные компании и т.д.). Ме­ждународная государственная финансовая деятельность концентри­руется преимущественно на пополнении государственного бюджета и финансировании государственных программ. При этом существу­ют отличия в формах международной финансовой координации иинтеграции различных государств, в методах привлечения междуна­родных финансовых ресурсов, международного государственного инвестирования имеждународной финансовой деятельности госу­дарственных компаний.

Международная частная финансовая деятельность основана на принципах конкуренции иимеет целью прибыль. Ее формы и мето­ды зависят от возможностей максимизировать прибыль. Это могут быть высокие доходы от использования финансовых ресурсов в раз­ных странах и в разные периоды времени, минимизация налогооб­ложения с помощью оффшорного бизнеса, расширение круга кли­ентов и сокращение издержек транснациональной корпорации.

К субъективным элементам мировой финансовой системы, которые зависят от политики национальных и региональных властей, а также международных финансовых организаций, относят:

мировое финансовое регулирование - носит рекомендательный характер и выступает в форме наблюдения за мировыми финансовы­ми процессами. В финансовом регулировании преобладает нацио­нальное, которое имеет целью защиту финансовых интересов своей страны. При унификации принципов национального финансового

регулирования нескольких стран региона региональное финансовое регулирование становится наднациональным. В случае принятия еди­ных стандартов финансового регулирования во всех странах мира можно будет говорить о существовании мирового финансового регу­лирования;

режим обращения международных финансовых ресурсов - меха­низм, определяющий выпуск и хождение ценных бумаг, государст­венных и корпоративных эмитентов среди резидентов и нерезидентов на биржах страны. Государство также участвует в регламентации дея­тельности бирж, определяя режим их работы;

режим функционирования бирж - включает в себя порядок лис­тинга ценных бумаг (допуска к эмиссии), вид обращающихся финан­совых инструментов (основных и производных), участвующих субъек­тов (резидентов и нерезидентов). Режимы обращения ценных бумаг и бирж находятся в юрисдикции отдельных стран. Мировой статус фи­нансовый рынок получает благодаря своей интернациональности и широкому кругу финансовых инструментов.

Национальные и региональные финансовые системы, составляю­щие мировую систему, классифицируются по принципу территори­ального охвата финансовых отношений.

Национальная финансовая система - это финансовая система го­сударства, она ограничена национальными рамками финансовых от­ношений. Элементы национальной финансовой системы в условиях международных отношений имеют национальную специфику.

Под национальными финансовыми ресурсами понимаются форми­рующиеся в результате финансовой деятельности, в том числе меж­дународной, денежные средства в национальной валюте и ценные бу­маги, выпущенные эмитентами - резидентами страны. Финансовые ресурсы могут быть получены в иностранной валюте, а затем переве­дены в национальную.

Национальные финансовые фонды - это государственный бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды, а также фонды корпора­ций, занимающихся финансовой деятельностью на территории госу­дарства. К национальным фондам, связанным с международной дея­тельностью, относятся валютные фонды правительства, центрального банка, различные временные целевые и нецелевые стабилизационные фонды.

Органы национального финансового надзора состоят из институтов финансового регулирования страны; как правило, это министерство финансов, Центральный банк, комитеты по регулированию рынка ценных бумаг. Кроме того, надзором за международными финансо­выми отношениями может заниматься министерство иностранных дел. Участниками финансовых отношений в рамках национальной финансовой системы выступают резиденты страны и нерезиденты, осуществляющие финансовую деятельность и имеющие финансовый 'интерес и прибыль в государстве. Финансовые механизмы нацио­нальной финансовой системы определяются сложившейся практи­кой, уровнем развития экономики, особенностями национального финансового регулирования. Последнее защищает интересы госу­дарства и имеет целью сбалансированный бюджет и функционирова­ние национального финансового рынка.

Региональная финансовая система как часть национальной фи­нансовой системы включает в себя те же элементы. Региональные фи­нансовые ресурсы - это региональная валюта и ценные бумаги, обра­щающиеся на региональном финансовом рынке. При объединении национальных финансовых систем в региональную организуются региональные финансовые фонды реализации общих программ. К та­ким фондам относят региональный бюджет и целевые внебюджет­ные фонды. Региональный бюджет формируется за счет отчислений из государственных бюджетов и включает расходные статьи по вы­равниванию экономического развития стран региона, реализации социальных и иных программ.

В рамках региональной финансовой системы создаются специа­лизированные органы финансового надзора, которые следят за фор­мированием и распределением финансовых фондов и законностью международных финансовых операций. Эти институты имеют над­национальный статус по отношению к государственным финансо­вым учреждениям стран-участниц. Участниками региональных финан­совых отношений являются транснациональные компании и банки, государственные финансовые учреждения, индивидуальные инве­сторы из других стран и пр. Финансовые механизмы региональной системы предоставляют дополнительные возможности субъектам ис­пользовать различия в финансовых законодательствах разных стран. Региональное финансовое регулирование вводится постепенно. Это в основном надзор за финансовыми операциями и рекомендации на­циональным финансовым властям по их совершенствованию. Более глубокое вмешательство региональных органов в финансовую деятельность государств рассматривается как нарушение их суверените­та (если не оговаривается предварительно).

Рассмотренная классификация финансовых систем позволяет опре­делить структуру финансовых отношений на национальном, региональ­ном и мировом уровнях. На практике элементы мировой финансовой системы тесно переплетаются, поэтому самостоятельно не функциони­руют. Современные институциональная и функциональная структуры международных финансов сформировались благодаря развитию их от­дельных сегментов и мировой финансовой среды в целом.

Выделяют следующие этапы развития международных финансовых отношений.

1)Активизация международных финансовых отношений в виде порт­фельных инвестиций началась в 1820-х гг. с появлением новых рын­ков ввиду необходимости займов для финансирования различных про­ектов. Именно с этого времени отсчитывается первый этапразвития международных финансовых отношений. Лондон являлся мировым центром выпуска международных облигаций, а английские банки и инвестиционные компании доминировали в международных финан­совых операциях. В 1822-1825 гг. британский частный сектор стал раз­мещать свои ресурсы в ценные бумаги компаний, добывающих драго­ценные металлы, в Латинской Америке. Затем, в 1830-х и 1870-х гг., британские инвестиции были направлены в США в виде облигацион­ных займов для финансирования строительства водных каналов и же­лезных дорог. Международными инвесторами являлись не только ча­стные компании, но и главные владельцы крупных капиталов - банки. Наиболее привлекательными для банковского финансирования были государственные облигации (займы Бэрингов в Аргентине в 1880-х гг.). К началу Первой мировой войны международные финансовые опера­ции достигли пика. Отток капиталов из Великобритании достигал 7 % национального дохода страны. Сложности правительств и частных заемщиков с обслуживанием долгов заставили их подумать об реструктуризации. Варианты рест­руктуризации включали снижение суммы долга с процентами, увели­чение сроков погашения, а иногда увеличение процентной ставки. Договоренности были в основном двусторонними и преимуществен­но между частными контрагентами. Правительства редко участвова­ли в переговорах, за исключением Франции и Германии. Великобри­тания же ограничивалась в решении долговых проблем границами своего Королевства.

Из-за пассивной долговой политики британских властей брокер­ские дома и другие специальные кредитно-финансовые учреждения вынуждены были создать в 1868 г. корпорацию держателей иностран­ных облигаций с советом, который призвал бы решать проблемы от­дельных должников. Однако вскоре корпорацию обвинили в защите крупных должников и кредиторов, а не простых держателей облига­ций. Поэтому в 1897 г. ее реорганизовали, а в 1898 г. она выиграла ко­ролевский чартер (лицензию) на этот вид деятельности. Должникам, которые не принимали условия, выдвинутые корпорацией, было отка­зано в выходе на рынок капиталов. Вместе с тем возникавшие в других странах аналогичные корпорации не всегда принимали условия бри­танской корпорации, поэтому единого решения долговых проблем не было достигнуто.

2) На втором этапе,в межвоенный период, активную роль в между­народных финансовых отношениях наряду с частными инвесторами стали играть правительства. Традиционно являясь заемщиками, они постепенно повышали свое значение гарантов кредитов и судей в ре­шении долговых споров.

В 1930-х гг. долговые проблемы частных заемщиков перестали быть предметом переговоров только на негосударственном уровне. Дело в том, что США были основным кредитором во время и после Первой мировой войны - в 1919-1929 гг. в Нью-Йорке было разме­щено 12,8 млрддолл. иностранных займов. В 1931 г. был объявлен де­фолт по займам американских инвестиционных банков, а в 1933 г. - по государственным займам, предоставленным Германии и другим европейским странам. Под руководством государственного департа­мента США частный сектор создал независимый от правительства Совет по защите иностранных держателей облигаций, который вме­сте с правительством США активно защищал интересы своих клиентов.

Кроме того, в соответствии с законодательным актом Джонсона от 1934 г., операции американских банков по финансированию зару­бежных стран, объявивших дефолт по государственным займам пра­вительству США, являются уголовным преступлением.

3) Для третьего этапаразвития международных финансовых отноше­ний, 1950-е и 1960-е гг., было характерно сокращение международ­ных инвестиций. Повсеместные ограничения на движение капитала не позволяли предоставлять внешние займы и выпускать облигации. Более того, введение в 1964 г. налога на финансовые операции, урав­нивавшего процентные ставки, изолировало Нью-Йорк от междуна­родных финансовых операций. Только в 1969 г. американским част­ным банкам удалось выдать синдицированный банковский кредит правительству Ирана для закупки военных самолетов. Такие же кре­диты предоставлялись странам Латинской Америки и Юго-Восточ­ной Азии. Их кредиторами являлись транснациональные банки США, Европы и Японии.

4)В 1969 г., когда возобновилось внешнее кредитование американ­скими банками, начался четвертый этапразвития международных финансов, который продлился до середины 1990-х гг. Активизация международных финансовых отношений была связана с необходи­мостью размещения финансовых ресурсов стран - экспортеров неф­ти после нефтяного кризиса 1973-1974 гг. Экспортеры нефти, полу­чавшие высокие доходы от колебаний цен, традиционно пытались направить свои ресурсы в западные коммерческие банки. Однако размещение средств на депозитах в то время было платным. Поэтому оставались два выхода: обратиться к мировым рынкам долгосрочных капиталов или направиться на новые рынки стран Латинской Америки. К 1987 г. вывоз портфельных инвестиций составил 120,7 млрд долл., а к 1993 г. этот показатель достиг 506,4 млрд долл. (ввоз портфельных инвестиций в это время был соответственно 133,8 и 699,1 млрд долл.).

В качестве выхода было предложено заменить долги на акции пред­приятий по рыночным ценам. К 1987 г. коммерческие банки-кредито­ры, ставшие менее уязвимыми к внешним потрясениям, пересмотрели свои портфели и выдвинули новые требования к старым должникам. Некоторые банки даже перепродали свои долги на вторичном рынке, который начал функционировать с 1984 г. Официально конец долго­вому кризису был положен в 1989 г. в результате реализации плана секретаря Казначейства США Н. Брэйди. План заключался в сниже­нии долгов на 35 %. При этом должникам необходимо было переофор­мить свои обязательства на облигации Казначейства США сроком на 20-30 лет.

5)Пятый, современный, этапразвития международных финансовых отношений начался в 1994 г. Его специфика в том, что кредиторами и должниками в основном выступают не правительства, как в 1980-х, а банки и компании. Если в 1994 г. соотношение частных и государст­венных международных кредитов развивающимся странам, было 4:1, то в 1997 г. - почти 9 : 1.

В 1990-х гг. интенсивно развивалась такая сфера международных финансовых инструментов, как производные ценные бумаги (финан­совые деривативы). Они оказались наиболее востребованы в качестве механизмов по страхованию рисков изменения курсов ценных бумаг и иностранных валют. Объемы сделок с производными инструмента­ми постоянно растут. Так, с 1995 по 1998 г. объем операций с произ­водными ценными бумагами на вторичных рынках увеличился на 52 % и составил 72 трлн. долл. Однако, несмотря на то что деривативы служат для снижения рисков, они сами по себе таят угрозу колебаний цен на финансовые ресурсы. В силу этого такие инструменты образуют ситуацию «мыльного пузыря», который может лопнуть в первые де­сятилетия XXI в.

Введение в 1999 г. евро заставило инвесторов задуматься над воз­можностью использовать финансовые ресурсы, номинированные не в долларах. Более того, удешевление доллара по отношению к евро привело к падению цен на деривативы в долларах. Все эти события корректировали структуру международных финансовых инструмен­тов. Валютная составляющая международных финансов в начале но­вого столетия стала приоритетной и во многом определяющей.

Тема 10 Государственные и частные международные финансовые отношения.

Международные финансовые отношения государства. Международные финансовые отношения частных компаний. Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (ТНК).

 

115.1. Международные финансовые отношения государства

 

Государство и частный сектор в своем взаимодействии являются не антиподами, а равноправными партнерами. Они дополняют друг друга в едином экономическом процессе, делая его более эффектив­ным и совершенным. Преследуя собственные цели, государство и ча­стный сектор создают конкурентную среду, которая позволяет реали­зовать любые экономические возможности. Все это справедливо и для международных финансов.

Международные финансовые отношения государств можно раз­делить на две сферы:

• государство выступает в роли экспортера капитала: междуна­родного кредитора, инвестора, поставщика финансовой помощи;

• государство выступает в роли импортера капитала: междуна­родного заемщика, получателя иностранных инвестиций и финансо­вой помощи.

В первом случае международная финансовая деятельность страны зависит от ее особенностей. Если это государство с развитой эконо­микой, как, например, страны «большой восьмерки», то государст­венный капитал экспортируется по нескольким причинам.

Во-первых, это происходит в рамках государственной внешней политики. Финансовая помощь, кредиты и инвестиции направляют­ся в страны, имеющие договорные отношения или попадающие под геополитическое влияние, а также туда, где присутствует стратегиче­ский интерес развитой страны.

Во-вторых, государственные интересы развитых стран во многом совпадают с приоритетами частного сектора, например крупных транс­национальных корпораций. Поэтому государственные инвестиции или кредиты в развивающиеся страны часто дополняют частные капитало­вложения.

В-третьих, развитые страны проводят широкое международное инвестирование просто, потому что могут это делать - они обладают соответствующей финансовой мощью. Никто кроме них не способен предоставить крупные средства на решение таких глобальных проблем, как исследование озонового слоя, освоение космоса, борьба с бедностью, лечение раковых заболеваний и СПИДа, борьба с тер­роризмом, нераспространение ядерного оружия и пр. Для этих целей финансовые средства предоставляются как напрямую нуждающимся странам и проектам, так и через международные организации.

В-четвертых, участниками международных финансовых отноше­ний развитых стран движет желание любого финансового субъекта - получение прибыли. С новыми рынками и новыми возможностями открываются и новые направления государственных финансовых по­токов. Кроме того, власти развитых стран участвуют в операциях на мировых финансовых рынках.

Страны с менее развитой экономикой, развивающиеся страны с переходной экономикой преимущественно выступают заемщика­ми, а не кредиторами. На проведение международных финансовых операций у них не хватает средств. Однако в периоды высоких дохо­дов такие страны, стремясь сохранить полученные средства, разме­щают их на рынках капиталов развитых государств, вкладывая как в государственные, так и в частные ценные бумаги. Например, Рос­сия в 2004 г., получая сверхдоходы от реализации энергоресурсов, создала резервный фонд, вложив его средства в ценные бумаги Ка­значейства США.

Таким образом, большинство государств выступают импортерами капиталов,а не его экспортерами. Нехватка собственных финансо­вых ресурсов вынуждает страны обращаться к внешним заемным средствам. Внешнее финансирование государства включает следую­щие важные звенья:

• международное финансирование - займы на мировых финан­совых рынках (выпуск суверенных еврооблигаций);

• кредиты международных финансовых организаций (МВФ, Груп­пы Всемирного банка, региональных фондов и банков);

• двусторонние и многосторонние кредиты других государств, иностранных банков и компаний (проектное финансирование и др.);

• иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на на­циональном рынке (продажа государственной собственности, вы­пуск государственных облигаций на национальном рынке);

• финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и пр.).
Государственные займы (долги) могут иметь государственные и частные источники. Займы у иностранных государств могут быть на двусторонней или многосторонней основе - когда заем предоставля­ется одновременно несколькими странами или международными фи­нансовыми организациями. Кредиты, взятые у зарубежных частных организаций, делятся на банковские и коммерческие, займы на миро­вых финансовых рынках, а также портфельные инвестиции (кроме инвестиций в акционерный капитал). Внешнее финансирование, не формирующее долги, - это финансовая помощь, прямые инвести­ции и акционерные портфельные инвестиции.

Реструктуризация долгов проводится по одной из следую­щих схем: перенос платежей, сокращение суммы долга, прощение долга, продажа долгов на вторичном рынке со скидкой, перевод дол­га, рекапитализация, выкуп долга.

Перенос платежей - перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным. Перенос платежей включает конверсию и консолидацию, которые могут применяться как вместе, так и по отдельности. В этом случае под конверсией понимается изменение доходности займов, причем может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходно­сти государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов здесь понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения.

Сокращение суммы долга - снижение суммы невыплаченной за­долженности путем либо списания части долга, либо продажи со скидкой на вторичном рынке, либо перевода в какие-либо нацио­нальные активы страны-должника.

Прощение долга применяется довольно редко на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к долгам тех стран, которые не могут их выплатить в среднесрочной перспек­тиве ни при каких условиях.

Продажа долгов на вторичном рынке со скидкойот номинальной стоимости активно используется, особенно кредиторами латиноаме­риканских стран, для возврата хотя бы какой-то части своих прошлых кредитов.

Перевод долга в акции означает погашение невыплаченной части задолженности фирмы своими акциями, а государства - облигация­ми. Банки-кредиторы становятся тем самым совладельцами предприятий стран-должников, могут получать дивиденды по таким акциям, а также продавать их на вторичном рынке.

Рекапитализация - обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплатить прошлые долги. Наиболее известным в этой группе мер сокращения задолженности является обнародованный в 1989 г. план министра финансов США Н. Брейди, в соответствии с которым некоторые развивающиеся страны, согласовавшие с МВФ программы эконо­мических реформ, могли обменять свои долги иностранным банкам на облигации по рыночным ценам на мировом финансовом рынке.

Выкуп долга - мера менее популярная и используется, например, в таких ситуациях. Некоторые страны-должники имеют значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных отраслей. В то же вре­мя долги этих государств на рынке продаются с большим дисконтом, что свидетельствует о сомнениях инвесторов в платежеспособности заемщика. В такой ситуации можно было бы разрешить заемщику са­мостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. Это позволило бы на рыночных условиях сократить общий объем госу­дарственного долга без принятия кредиторами каких-либо согласо­ванных решений. Из-за дисконта такая стратегия чем-то похожа на частичное прощение. Однако согласно стандартным условиям пре­доставления займов должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, не со­блюдается принцип главенства кредиторов, т.е. попирается их право на преимущественное получение любых свободных средств должни­ка. Во-вторых, проявляется асимметрия информации из-за психоло­гического риска и неблагоприятного отбора, когда фактически выиг­рыш получают худшие заемщики, долги которых продаются с самым большим дисконтом.

Роль государства в международных финансовых отношениях мно­гогранна, хотя и проявляется в основном в импорте капиталов для развития национальной экономики. Государство в международных финансах отличается от частного сектора, так как ставит перед собой цель не «прибыль любой ценой», а, как правило, удовлетворение об­щественных благ за счет собственных и привлеченных ресурсов. По­этому экспорт капитала и проведение спекулятивных операций отно­сятся преимущественно к прерогативе частных компаний.

 

115.2. Международные финансовые отношения частных компаний

Участие частных компаний в международных финансовых отноше­ниях обусловлено получением прибыли и диверсификацией инвести­ционного портфеля путем размещения средств на мировых финансо­вых рынках. Привлечением международных финансовых ресурсов за­нимаются компании, оперирующие крупными капиталами: банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения и транснациональ­ные корпорации. Цели их деятельности по импорту капитала могут быть различными: от временного улучшения ликвидности до приобретения ресурсов или долгов для получения спекулятивной прибыли от их перепродажи. Экспорт и импорт международных частных капита­лов тесно переплетаются и проявляют себя в следующих формах:

• операции на национальных и мировых финансовых рынках (сделки с ценными бумагами (акциями, облигациями, производными инструментами);

• прямые и портфельные инвестиции в зарубежные страны;

• оффшорная деятельность.

Для частных компаний главными мотивами прямого инвестиро­вания за рубежом являются:

доступ на новые рынки. При принятии решений о создании предприятия с иностранными инвестициями рассматриваются также возможности выхода на региональные рынки (например, рынок ЕС). Так, значительный приток прямых иностранных инвестиций в Венг­рию не в последнюю очередь объясняется тем, что эта страна - «во­рота» в Центральную Европу;

предпринимательские цели, прежде всего открытие, сохранение и расширение рынков сбыта продукции и стремление получить более высокий доход на вложенный капитал;

уровень налоговой нагрузки. Чем выше налоговые ставки, тем сильнее стимулы искать легальные и нелегальные способы уклонить­ся от налогов, в том числе страны с наименьшими ставками налогов;

доступ посредством предприятия с иностранными инвестициями к современным научным разработкам ученых, прежде всего в области фундаментальных исследований;

экологические мотивы - выбор страны, где экологические нор­мы ниже, для переноса «грязного» производства с целью избежать больших штрафов.

Специфической международной финансовой сферой выступает оффшорная деятельность.Выделяют следующие признаки оффшорных компаний:

• не ведут коммерческую деятельность на территории, где заре­гистрированы, по соображениям защиты собственного предприни­мательства. Это определяющее условие (или требование) предостав­ления компании режима налогового благоприятствования. Любое отступление от этого правила карается штрафом или лишением на­логовых льгот;

• в стране регистрации оффшорная компания для выполнения посреднических функций прибегает к услугам секретарской компа­нии, которая представляет ее интересы в различных инстанциях. На­личие сети секретарской службы и эффективность ее работы - важ­ные факторы успешной деятельности оффшорной компании;

• такие компании обычно не платят налогов или выплачивают их по фиксированной и сниженной процентной ставке. Оффшорная компания имеет статус резидента или освобожденного резидента, не ведущего на данной территории предпринимательской деятельности.

Любая оффшорная компания независимо от места регистрации имеет строго определенную законом структуру. С юридической точ­ки зрения оффшорные компании чаще всего представляют собой ак­ционерные общества закрытого типа. Уставный капитал варьирует от 2 до 50 тыс. долл. Необходимость полной оплаты капитала отсутству­ет и существует понятие «частично выплаченный капитал». На прак­тике это означает, что, приобретя две-три долларовые акции, два-три таких «владельца» могут контролировать оффшорную компанию.

Каждая оффшорная компания должна иметь секретаря, в роли ко­торого выступает специализированная секретарская компания. Мест­ные власти требуют, чтобы у оффшорной компании был секретарь из местных граждан или юридических лиц, реально следящий за теку­щей деятельностью фирмы. В круг обязанностей секретаря входит подготовка документации (кроме бухгалтерской) для местных вла­стей, выполнение всех условий законодательства для обеспечения жизнедеятельности оффшорной компании и контроль за своевре­менной выплатой ежегодных пошлин.

Государства, освобождающие или устанавливающие фиксирован­ную плату при регистрации компании (обычно не выше 1 тыс. долл. в год), называются налоговыми гаванями. Они предоставляют статус оффшор, т.е. определенные налоговые льготы, чтобы извлечь макси­мальную выгоду из совокупности возможностей: географического положения, интеллектуального капитала и т.п. При отсутствии при­родных ресурсов и условий для развития промышленности наиболее эффективным способом оживления деловой активности и привлече­ния иностранного капитала является практика налоговых льгот.

В Европе оффшорными зонами являются остров Мэн, Гибралтар (22 тыс. компаний), острова Гернси, Джерси (Великобритания), Мальта и др.; в Африке - Либерия, Маврикий; в Тихоокеанском бас­сейне - Западное Самоа, остров Фиджи; в Центральной Америке и Карибском бассейне - Панамстро (120 тыс. компаний), Коста-Рика, Виргинские (Британские) острова (20 тыс. компаний), Бермудские острова, острова Тёрке и Кайкос.

В странах с льготным режимом налогообложения(их еще называют центрами оффшорных компаний) также отсутствует валютный кон­троль, но остаются таможенные и налоговые ограничения. Именно в этих странах в последнее время отмечается значительный рост чис­ла оффшорных компаний. Обычно они сохраняют высокую ставку налогов для собственных компаний, которые не могут от них укло­ниться, и льготную - для иностранных инвесторов, чтобы привлечь последних. Эти страны сочетают низкие налоги с сетью договоров об исключении двойного налогообложения. По большей части в данную группу входят государства континентальной Европы - кантон Жене­ва (Швейцария), Люксембург, Нидерланды и др. Очень часто льготы предоставляются компаниям с каким-то определенным видом дея­тельности. Например, в Люксембурге выгодно создавать холдинго­вую компанию-нерезидента.

В третью группу оффшорных юрисдикции входят административ­но-территориальные образования, в которых действует оффшорный режим, хотя сами они являются частью государства, поэтому их можно назвать оффшорными территориями. Восновном такие образования ха­рактерны для стран, имеющих федеральное устройство. К оффшор­ным территориям можно отнести штаты Делавэр, Вайоминг, Невада в США; Калмыкию, эколого-экономический район «Алтай» в России и др. Для подобных оффшорных юрисдикции характерно то, что они могут выполнять функции налоговой гавани в случае ведения между­народного бизнеса и в то же время позволяют осуществлять оффшор­ные финансово-хозяйственные операции, не выходя за национальные границы одной страны. Действительно, для федераций характерны три уровня налогообложения: федеральный, региональный и мест­ный. Как правило, налоговые льготы предоставляются предприяти­ям, которые зарегистрированы на оффшорной территории, но ведут деятельность и получают доход за ее пределами.

Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (ТНК)

Транснациональные корпорации - крупнейшие субъекты между­народных финансовых отношений. Размер их активов и доля на рынке сопоставимы с аналогичными показателями высокоразвитых стран, равно как и влияние на экономические процессы. По данным торго­вой организации ООН UNCTAD, в настоящее время в мире насчиты­вается свыше 60 тыс. ТНК, причем около 40 тыс. компаний имеют штаб-квартиры более чем в трех странах. Больше половины корпора­ций приходится на США, Японию, Германию, Швейцарию. Сотня самых крупных из них имеет годовой оборот около 1,4 трлн. долл. В настоящее время на ТНК приходится две трети мировой торговли, причем половина товарооборота проходит через их собственные тор­говые сети. Под контролем ТНК находится более трети промышлен­ного производства, свыше трех четвертей патентов и лицензий на высокие технологии, объем их продаж составляет 5,5 трлн долл.

Транснациональной корпорацией принято называть компанию, зани­мающуюся международной коммерческой деятельностью, имеющую фи­лиалы не менее чем в 5-6 странах и годовой оборот более 10 млн. долл.

На современном этапе ТНК стали своеобразными «ядрами» мировой экономики, вокруг которых вращается огромное число мелких и средних предприятий-поставщиков, подрядчиков, агентов, дилеров, связанных с крупными корпорациями и часто включенных в орбиты их производственных, сбытоснабженческих и финансовых программ. Показателем уровня транснационализации является процентное со­отношение зарубежных продаж к совокупным продажам ТНК. Для 100 ведущих ТНКмира этот индекс превысил 50 % еще в конце 1990-х гг. Для американских компаний он составил 44 %, японских - 40, для европейских - 62,5 %.

Существует несколько способов образования и расширения ТНК:

разделение фирмы на несколько самостоятельных компаний. В ча­стности, итальянский Fiat в 1980-е гг. разделился на 12 компаний, с тем чтобы каждая из них смогла выйти на рынок капитала;

отпочкование какого-либо подразделения от материнской компа­нии; делается это обычно для того, чтобы избежать недугов крупного бизнеса (организационного разбухания). Так, Toyota в 1950 г. отдели­ла от себя Toyota Motor Sales (торговую компанию), оставив за собой 44,9 % акций. В 1982 г., однако, обе компании слились вновь;

слияние и поглощение компаний, в результате чего одна из них (головная фирма) овладевает контрольным пакетом акций другой;

группировка, опирающаяся на банки, которые финансируют и ко­ординируют деятельность компаний;

фирмы заключают контракты об управлении, трансферте тех­нологии, долгосрочной закупке товаров.

Первый, второй и четвертый способы не требуют крупных капита­лов. Самый дорогостоящий способ - слияние и поглощение. Имен­но этот процесс контролируется государством, чтобы не допустить доминирующего положения крупных ТНК на рынке. Обычно уста­навливается конкретная граница. В Германии это треть рынка кон­кретного товара, во Франции, Англии и Японии - четверть. В случа­ях вертикальных поглощений рыночные доли компании в различных отраслях уже не являются ориентиром. Законодательство ЕС содер­жит более щадящие, по сравнению с национальными, нормы. Руко­водство Союза не преследует цели препятствовать образованию ТНК, но заинтересовано в форме конкуренции, наиболее соответствующей научно-техническому прогрессу. Поэтому в общеевропейском праве объединение предприятий или соглашение между ними не запрещается, а поощряется, если они направлены на решение позитивных задач каждой из сторон и ЕС в целом. Свобода объединений ограни­чивается в том случае, если это не является необходимым условием для решения такого рода задач.

Транснациональные корпорации могут существовать в несколь­ких формах межфирменной интеграции:

концерн - объединение фирм на основе участия в капитале, фи­нансовых связей, производственного сотрудничества, патентных со­глашений;

трест - предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммер­ческую самостоятельность;

консорциум - временный союз независимых фирм для скоорди­нированной предпринимательской деятельности;

стратегический альянс - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения конкретных коммерческих целей с использованием объединенных и взаимодополняющих ре­сурсов;

ассоциация - добровольное объединение юридических и физи­ческих лиц для достижения общей (некоммерческой) цели.

По принципу построения ТНК можно разделить на вертикально ин­тегрированные, горизонтально интегрированные и конгломераты. Го­ризонтально объединяются предприятия одной отрасли, вертикально - предприятия, связанные единой цепочкой технологического цикла. Конгломераты образуются в результате переплетения горизонтального и вертикального принципов построения.

Важным моментом в образовании и функционировании трансна­циональной корпорации является вопрос финансирования, который решается несколькими способами.

Во-первых, через банки или финансовые компании, которыми час­то владеют промышленные и торговые компании. Так, у Ford Motors есть собственные кредитные компании в Калифорнии, Колорадо, Нью-Йорке, и эта ТНК может сама выступать в качестве кредитора.

Во-вторых, слияния и поглощения могут финансироваться за счет заемных средств: фирма получает кредит от банка для скупки акций, погашаемый после установления контроля над поглощенной компа­нией за ее счет. Задолженность банку может быть выплачена и из свободных денежных средств на счетах поглощаемой компании. Поэтому внимание финансистов привлекают страховые компании, на счетах которых имеются денежные ресурсы, превышающие резервные тре­бования. В-третьих, слияния и поглощения могут покрываться на­личными деньгами или посредством обмена акций и облигаций; воз­можен и смешанный вариант (частично за наличные, частично через обмен акциями и облигациями).

Еще один важный вопрос - финансирование зарубежных филиалов ТНК. На выбор источника финансирования оказывают влияние сле­дующие факторы:

• объект финансирования (основной капитал, дебиторская за­долженность);

• необходимость сохранения или усиления административного контроля над дочерней компанией;

• необходимость получения от последней финансовых средств в будущем;

• часть коммерческой стратегии ТНК (минимизация налогооб­ложения);

• минимизация рисков (коммерческих, кредитных, валютных, политических).

Международная финансовая деятельность транснациональных компаний имеет как позитивные, так и негативные аспекты. К ос­новным преимуществам ТНК относятся:

концентрация производственных, финансовых и научно-техниче­ских ресурсов. Благодаря большим объемам производства, возможно­стям углубления разделения труда снижаются издержки производства и обращения на единицу готовой продукции, появляется возможность финансировать НИОКР и налаживать в короткие сроки произ­водство новых видов продукции в крупных размерах;

• объединение промышленного и банковского капитала прида­ет ТНК производственную и финансовую устойчивость в соревновании с конкурентами;

диверсификация производства позволяет усреднить колебания конъюнктуры и быстро переливать капитал из одних отраслей в другие;

создание общей для членов ТНК инфраструктуры (информацион­ной, банковской, страховой, снабженческой, кадровой, маркетинго­вой и т.д.);

рост результативности взаимодействия с органами государст­венной власти и управления, партнерами и конкурентами на внут­ренних и зарубежных рынках;

концентрация инвестиций, в том числе на финансирование НИОКР и других наиболее эффективных проектов.

К отрицательным моментам функционирования ТНК можно от­нести: снижение занятости, сохранение определенного уровня заработной платы, монопольный рост цен, трансфертные цены, давление на государственный бюджет.