Изменчивость, непостоянство качества.
Качество услуги довольно сильно зависит от того, кто ее обеспечивает, а также от того, где и когда она предоставляется.
В разных гостиницах сервис разный и зависит от множества факторов: условий проживания, квалификации персонала; от самих посетителей. Именно индивидуальность покупателей предполагает и индивидуальность услуг — индивидуальный пошив одежды, прическа и т.д.
3. Неотделимость производства и потребления услуги.
Услуга неотделима от своего источника и, в отличие от товара, ее нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.
С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы: продажа билетов в кинотеатре от кассира, медицинские услуги.
4.Несохраняемостьили неспособность услуг к хранению.
"Сиюминутность" — важная отличительная черта услуг. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи: непроданные билеты, незаселенные комнаты в гостинице, пустые салоны парикмахерских, бань.
Традиционно в мировой практике наиболее полный перечень услуг включает: транспорт, туризм, страхование, банковские и другие финансовые операции, строительство и инжиниринг, связь, информационно-вычислительные услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по найму рабочей силы, прокат фильмов и телепрограмм, рекламу, бухгалтерское дело, образование, консультирование по вопросам управления, юридические, технические и прочие профессиональные услуги.
Каждый вид услуг — это своя деятельность.
Простое перечисление отраслей услуг показывает их разнообразие, однако не раскрывает специфику методов и особенности приёмов продажи этих услуг.
Торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.
Виды торговли услугами зависят от содержания самой услуги, основой которого является её специфика или её отличительные особенности. Они и превращают услугу в товар с конкретными потребительскими свойствами.
Специфика самой услуги оказывает влияние на весь процесс купли-продажи услуг – от ведения переговоров и составления условий контракта, до момента окончательного расчёта за ту или иную услугу.
Неосязаемость услуг вызывает проблемы и у покупателей услуг, и у продавцов.
Проблемы покупателя: ему трудно оценить услугу до приобретения, а иногда после приобретения (женщина, подновляющая лицо у косметолога, медицинские); он не только не увидит процесса ремонта, но и не сможет точно знать, что сделано. Остается надеяться и доверять продавцу услуг (ремонт часов, автомобиля и т.д.).
Проблемы продавца:
– сложно показать клиентам свой товар;
– еще более сложно объяснить клиентам, за что он платит деньги.
Решения, которые предпринимает организация, продающая услуги, могут быть следующими:
· по возможности повысить осязаемость своей услуги (специалист по пластическим операциям может нарисовать, как будет выглядеть лицо пациентки после операции);
· подчеркнуть значимость услуги — секретарь приемной комиссии ВУЗа может не только рассказать абитуриентам о специальности, но и как интересно отдыхают студенты, как великолепно устраиваются выпускники нашего университета;
· заострить внимание на выгодах от услуг. Продавец может придумать для своей услуги марочное название: например, химчистка "Волшебный поцелуй"; обслуживание "На красном ковре", т.е. как высоких почетных гостей;
· привлечь к пропаганде своей услуги какую-нибудь знаменитость, артистов, ведущих радио и телевидения.
Неотделимость производства и потребления услугичасто влечёт за собой появление производителя услуги и продавца её на рынке в одном лице. Это явление свидетельствует о недостаточном развитии данного сегмента сферы услуг или о небольшом рынке услуг.
Момент «производства», или оказания, услуги совпадает с моментом ее потребления. Этим услуга кардинально отличается от любого товара, ведь потребитель не видит того, как изготавливаются товары.
При продаже товара все просто: сначала вы производите товар, затем начинаете его продвижение, а потом продаете. С услугами все не так: сначала вы продвигаете услугу, продаете ее, а лишь после этого начинаете ее «производство».
Изменчивость, непостоянство качествауслуги требует определённых усилий на снижение, уменьшение изменчивости услуг связанных с некоторой механизацией (механическая мойка машин), снижением трудоемкости работ (услуги ресторанов Макдоналдс связаны с механизацией процессов, повышением квалификации персонала).
Продавать услуги сложнее, чем продавать товары: услуги чаще всего неоднородны.
Для потребителя это означает то, что приобретая конкретный товар, который имеет сходство с другими товарами на рынке, потребитель имеет представление о том, что он покупает и меньше рискует при совершении покупки. Приобретая услуги, потребитель не всегда представляет себе результат сделки, поэтому риск намного выше.
Для уменьшения изменчивости услуг применяются стандарты обслуживания — это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов.
Например, время обслуживания в ресторанах "Макдоналдс" — не более 5 минут.