Истина относительная и абсолютная

Заблуждение и ложь

Субъективное.

Элементы относительного и абсолютного

Субъективную и объективную стороны

Диалектико-материалистическое понимание истин

В истине различают:

1. Истина не существует помимо человека и человечества. Субъективна по форме.

2. Субъект задает и ракурс рассмотрения объекта. Это согласуется с принципом конкретности истины. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна:

а) объект меняется;

б) нас интересует какая-то одна сторона объекта;

в) надо конкретизировать условия существования объекта: время, место.

Объективное в истине (объективная истина) – это определяемое объектом (объективной реальностью) содержание, которое не зависит от субъектаи его сознания.

Итак, истина субъективна по форме и объективна по содержанию.

2-й смысл субъективного – как искажающее объективную истину в гносеологическом образе.

Опыт показывает: человек достигает истину через заблуждение и ложь.

Заблуждение – такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.

Заблуждение обуславливается:

1. Сложностью реальности;

2. Неадекватностью принимаемых мер к ее исследованию;

3. Недостатком знаний, опыта;

4. Ограниченностью разума.

Наука демонстрирует ложные теории, как результаты заблуждений (геоцентрическая теория Птолемея, классическая механика Ньютона).

Ложь – нравственно-психологический феномен, сознательное искажение действительности, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Измышление того, чего не было, сокрытие того, что было.

Ложь чаще всего встречается в социальной действительности. Здесь надо быть особенно внимательным, исследовать не отдельные факты, а их совокупность.

Задача познающего субъекта – выделить объективное содержание и исключить субъективные искажения.

Может ли гносеологический образ выражать целиком объективную истину?

Истина рассматривается как процесс.Указанный вопрос встал, когда люди столкнулись с познавательной неисчерпаемостью мира (микромир и мегамир).

Наука – не склад готовых знаний, а бесконечный процесс их достижения, движение от менее полного знания к более полному. Относительная истина отражает объект не полностью – неполное знание о чем-либо. Предшествующая теория рассматривается в рамках последующей как относительная истина, как частный случай более полной.

Принятие относительной истины за абсолютную – заблуждение.

Абсолютная истина.

Первая трактовка абсолютной истины: истина очевидная, которую не опровергнуть последующим развитием науки, она обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Вторая трактовкаисчерпывающее знание об объекте и мире. В данном контексте, она непостижима. Состоит из суммы относительных, уходящих в бесконечность.

К относительной истине может примешаться заблуждение. Чтобы исключить его, следует применить принцип конкретности (задать ракурс рассмотрения объекта).

Объективная истина, абсолютная, относительная – разные аспекты истины.

Абсолютная истина существует:

1. В виде содержания относительных истин, не опровергаемых конкретных истин (например, то, что студенты сейчас сидят на лекции);