Наблюдение.

Рис.8.Схема входа судна в тень от береговой возвышенности в ночное время

Судоводитель, находящийся у включенного прожектора, оказывается в неблагоприятных условиях, так как его глаза освещаются светом, проникающим через защитные устройства прожектора, и рассеянным светом от луча. Наблюдению мешают также лучи, отразившиеся от водной поверхности, и световые блики. Судоводительская практика запрещает освещение прожектором других судов. Если луч направлен на рулевую рубку, то судоводитель, находящийся в ней, будет ослеплен. Наиболее сильное ослепление наступает тогда, когда

освещение сменяется полной темнотой (например, направлен­ный на рулевую рубку луч гаснет, а не сдвигается предвари­тельно в сторону). Ослепление бывает еще сильнее, когда освещение рулевой рубки происходит вспышками. Ослепление от луча прожектора длится примерно 30-40 с. За это время суда, имеющие большую скорость, могут уклониться в сторону или пересечь границу судового хода, т.е. оказаться в опасном положении. При встречных расхождениях и обгонах судов прожекторы должны быть выключены или хотя бы направлены в противоположные стороны.

 

НАБЛЮДЕНИЕ (правило 4) - зрительное сосредоточенное внимание к окружающей судно навигационной обстановке. Каждое судно обязано вести надлежащее Н. Ведущий Н. обязан уделить этому свое внимание полностью и не выполнять в это время каких-либо других, дополнительных заданий. Вахтен­ный штурман должен всегда обеспечивать надлежащее Н. Во внимание должны быть приняты все факторы: гидрометеоро­логические условия, близость навигационных опасностей, особенности района плавания, интенсивность движения судов и др. Надлежащее Н. должно осуществляться независимо от состояния видимости и условий района плавания с использо­ванием всех методов и технических средств визуального и слухового Н. Во всех случаях Н. должно обнаруживать любое изменение навигационной обстановки, чтобы обеспечить возможность своевременного осуществления необходимых действий для избежания навигационной опасности. Требование об организации надлежащего Н. распространяется также на суда, стоящие на якорях, особенно в районах интенсивного движения судов.

В соответствии с хорошей практикой судовождения вопросам организации надлежащего Н. в любых условиях плавания следует придавать первостепенное значение, так как только своевременное обнаружение навигационной опасности позволяет обеспечить безопасность плавания судов.

НАБЛЮДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЕ (правило 4) - зрительное наблюдение, осуществляемое невооруженным глазом или с использованием оптических средств. Н.в. должно вестись с наиболее удобного места, которое обеспечивает обзор по всему горизонту, с преимущественным вниманием к носовым секто­рам при движении судна вперед. В некоторых случаях, напри­мер при большом дифференте, суда имеют большую мертвую зону. В таких случаях малое судно может оказаться под форштевнем крупного судна. Поэтому следует вести Н.в. с разных мест или для просмотра теневых секторов впереди по ходу судна, периодически на короткий срок немного меняя курс судна.

НАБЛЮДЕНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННОЕ (правило 20) -комплекс действий, необходимых для обнаружения и опоз­нания эхо-сигналов на экране радиолокатора (см. рисунок). Н.р. является важной мерой обеспечения безопасности плавания, когда наблюдение визуальное затруднено туманом, мглой, снегопадом, дождем, дымом или другими метеорологическими явлениями. Для надлежащего и уверенного Н.р. необходимо, чтобы РЛС была откалибрована и настроена, имела хорошо сфокусированное изображение, совпадающие центры вращения визира и развертки, совпадение первой метки НКД (неподвиж­ного кольца дальности) с началом зондирующего импульса. Курсовые углы на объекты, видимые на экране радиолокатора, должны соответствовать действительным, а отметка курса выставлена параллельно диаметральной плоскости судна. Н.р. должно обеспечивать информацию о любом эхо-сигнале, появляющемся на экране, около которого должен постоянно находиться наблюдатель из числа лиц штурманского состава. Для этого в рубке судна должно быть не. менее двух работни­ков командного судоводительского состава. Если на судне отсутствует возможность надлежащим образом обеспечить Н.р., оно приравнивается к судну без радиолокатора и должно остановиться. Наблюдатель должен хорошо знать технические возможности и ограничения РЛС.

НАБЛЮДЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УКВ-РАДИОСТАН-ЦИИ - установление прямой радиосвязи с судами и береговыми объектами (диспетчерскими). Требование об обязательном использовании УКВ-радиосвязи помещены в Правилах плава­ния. Суда, оборудованные УКВ-радиостанциями, должны применять их для заблаговременного согласования взаимных действий, поэтому следует держать эти станции включенными во время движения, при маневрировании и стоянке на якоре. При подходе к затруднительным участкам, а также движении по ним в условиях ухудшения видимости следует периоди­чески по УКВ-радиосвязи оповещать другие суда о своих действиях и местонахождении. При переговорах по УКВ-ра­диосвязи следует точно установить, ведется ли разговор именно с данным судном, а не с каким-либо другим.

НАБЛЮДЕНИЕ СЛУХОВОЕ (правило 4) - наблюдение, осуществляемое наблюдателем за подаваемыми звуковыми сигналами, шумом движителей, волн и др.

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ, видимость - наибольшее расстояние, на котором еще можно отличить очертания пред­мета от окружающего его фона. Д.в. зависит от состояния атмосферы и времени суток, оценивается глазомерно по 9-балльной шкале от 0 (при очень густом тумане) до 9 баллов (при видимости более 55 км).