Техника шлюзования.

Рис.15.Неподвижный рым в камере шлюза

Швартовка за тумбы возможна в шлюзах с напором до 6-7 м. При больших напорах применяют подвижные причальные устройства -плавучие рымы (рис.16). Такой рым представляет собой большой продолговатый поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специаль­ной шахте в стенке камеры. В верхней части поплавка прикреп­лен крюк, за который швартуются суда.

Рис.16. Камера шлюза с плавучим рымом:

1 — крюк; 2 — бочка плавучего рыма; 3 — шахта для рыма

 

В нишах камеры шлюза устанавливают лестницы-стре­мянки, предназначенные для служебных целей. Для пропус­ка судов применяют сигнализацию в виде светофоров (рис.17).

Рис.17.Схема расположения средств сигнализации на шлюзе:

1 — светофоры дальнего действия, регулирующие подход судна к причальным палам; 2 — громкоговоритель для команд, подаваемых с пульта управления шлюзом; 3 — светофоры, регулирующие подход судна к камере шлюза; 4, 5 — стоповые знаки, обозначающие границы приближения судов соответственно при двустороннем и одностороннем шлюзовании; 6— входные светофоры; 7 — пульт управления; 8 — светофоры, регулирующие выход судна из шлюза; 9 — знак (огонь) „Стоп"

Центральный пост управления современного шлюз оборудо­ван установками промышленного телевидения, что позволяет улучшить контроль за процессом шлюзования. Техническими мероприятиями, обеспечивающими действие шлюза при его обмерзании, являются воздухообдув двустворчатых ворот для отгона льда из шкафов, индукционный обогрев и обогрев калорифе­рами частей сегментных затворов. Отгон плавающего битого льда осуществляют при помощи специальных устройств, ограничением режима наполнения использования обратной волны при открытии нижних рабочих ворот.

Для подхода судов к шлюзу со стороны верхнего и нижнего бьефов делают подходные каналы. Обычно канал верхнего бьефа короткий, так как создан дамбами, расположенными на акватории аванпорта шлюза. Каналы нижнего бьефа имеют значи­тельную протяженность: 1,5-8 км при ширине по урезу 70-200 м. Раздельные (межшлюзовые) бьефы имеют длину 1,5-4 км, причем ширинаих, определяясь топографическими условиями,местами значительна. Для швартовки судов, ожидающих шлюзования, в подходных каналах возводят причальные сооружения. Большие колебания уровня воды наблюдаются в меж­шлюзовых бьефах между шлюзами, достигая иногда более 50 см. В межшлюзовых бьефах, имеющих большую ширину, волновые колебания не превышают 15 см. При малом запасе глубины на пороге в результате волновых колебаний судно может удариться о голову шлюза. На ряде шлюзов предусмат­риваются специальные устройства для уменьшения расхода воды, поступающей в нижний шлюзовой канал, например, сбрасывание всего расхода воды из камеры специальными водосбросами в русло реки, отвод воды в ближайший приток реки, сооружение специальных перепускных устройств, снижающих расход воды из камеры и др.

Течение воды (1-4 км/ч) в нижних шлюзовых каналах создается из-за опорожнения камеры шлюза. Отстаивающиеся в нижних подходных каналах суда испытывают большие нагруз­ки в швартовных канатах. Обычно ось судового хода на выходе канала в реку сопрягается с направлением течения реки под углом, не превышающим 25°. При этом плечо берега и голова стрелки закругляются, что удобно для входа и выхода судов. При повышении уровней, вызываемых пропусками через плотину гидростанции, вода огибает стрелку, круто поворачивает и заходит в канал. В связи с этим в районе стрелки иногда возникают суводь и свальное течение. В половодье через турбины ГЭС и водосливную часть плотины сбрасывается большое количество воды, и при выходе канала в русло наблюдается большая скорость течения. Продо­льная скорость течения достигает 2 м/с и более, а поперечная составляющая этой скорости — 0,3 м/с и более. Поперечные течения, направленные к берегу, усложняют вход судов в канал и выход из него. У выхода канала в реку и в непосред­ственной близости от плотины создается сильное неупорядочен­ное волнение, которое вызывает рыскливость и качку судов. Высота волны даже на расстоянии 1-1,5 км от плотины может достигать более 1 м.

Потоки воды, создающиеся при выходе судна из камеры шлюза, воздействуют на суда, входящие во вторую камеру или стоящие у причала в ожидании шлюзования. Если расстояние между шлюзами небольшое, у судов возникает сила „приса­сывания". При выходе из камеры шлюза перед судном обра­зуются волны и повышается уровень, а у берегов - понижается. Одновременно создается течение, направленное в сторону, противоположную движению судна. При небольшом расстоянии между камерами течение, создаваемое движением судна, распространяется по всей ширине подходного канала. Пренеб­режение этим течением приводит к навалам и ударам судов об откос и причалы. Движущееся судно оказывает влияние и на суда, стоящие у причала на подходе к шлюзу. Смещение судна вызывает большие нагрузки на швартовы. Заходить в шлюз и выходить из него необходимо, понизив скорость настолько, чтобы судно сохранило управляемость.

АВАРИЙНО-РЕМОНТНЫЕ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ ВОРОТА КАНАЛА (правило 8) - сооружение, служащее для выключе­ния отдельных участков канала в случае аварии с судами или ремонта пути (рис.18).

Рис.18. Аварийные ворота канала:

1 — ворота; 2 — устои; 3 — водобойная часть; 4 — гасители энергии воды;

5- основание сооружения

ШЛЮЗОВАННЫЙ УЧАСТОК РЕКИ - участок реки с системой транспортных гидроузлов и судоходными шлюзами, расположенными таким образам, чтобы подпор нижележащего гидроузла распространялся до вышележащего, обеспечивая в нижнем бьефе последнего гарантированную глубину.

ПРОЦЕСС ШЛЮЗОВАНИЯ (правило 18) - комплекс техно­логических операции, выполняемых на шлюзе и судне, кото­рый включает в себя движение судна при входе в камеру шлюза и выходе из нее, швартовку судна, закрывание и открывание ворот, заполнение и опорожнение шлюза. Судопропуск регламентируется специальными правилами (см. также Шлюзование).

ПРАВИЛА ПРОПУСКА СУДОВ, СОСТАВОВ И ПЛОТОВ ЧЕРЕЗ ШЛЮЗЫ (правило 18) - правила, определяющие порядок пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации независимо от их ведом­ственной принадлежности. Сведения о специфических усло­виях пропуска приводятся также на навигационных картах и в путевой информации. Порядок пропуска маломерных и спор­тивных судов, а также судов, принадлежащих отдельным граж­данам, регламентируется специальными правилами, изданными производственным объединением „Водные пути (каналы)". В случае нарушения Правил пропуска через шлюзы диспетчер канала (района гидросооружения) или диспетчер (начальник вахты) шлюза имеет право запретить дальнейшее движение судна-нарушителя до получения письменного объяснения от его капитана об обстоятельствах и причинах допущенного нарушения. В случае повреждения судном гидротехнических сооружений или другого судна при проследовании гидротех­нического сооружения первое судно должно прекратить дви­жение, остановившись в месте, указанном диспетчером дви­жения канала (района гидросооружений) или диспетчером (начальником вахты) шлюза для соответствующего расследо­вания.

Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов и составов должны обеспечивать запасы глубины на порогах шлюзов и фактической ширины их камер. Суда, направляющи­еся на шлюзование, должны быть технически исправными, особенно их рулевые устройства и ДАУ, иметь необходимое давление воздуха в пусковых баллонах главных двигателей и надежно закрепленные якоря.

Запрещается шлюзование: нефтеналивных судов, имеющих утечку нефтепродуктов; судов с неподнятыми якорями или с якорями, на которых находятся посторонние предметы с волочащимися цепями и канатами; суда с выступающими за габаритную ширину поврежденными элементами корпуса или надстройки, частью груза или другими предметами.

При подходе к границам шлюза вахтенные начальники судов запрашивают по УКВ-радиосвязи у диспетчера шлюза уточненные данные о порядке судопропуска. Вахтенные начальники судов, идущих на судопропуск, временный отстой которых на рейдах на подходах к шлюзам вызван не ожида­нием судопропуска, а выполнением других функции, должны сообщить диспетчеру порта (участка) по шлюзованию ориенти­ровочное время готовности к судопропуску, а после выполне­ния указанных функций — доложить диспетчеру канала (района гидросооружений) или диспетчеру (начальнику вахты) шлюза о готовности к судопропуску. При наличии очереди судов на подходах к шлюзу должна обеспечиваться такая последовательность пропуска: первая очередь - нефтеналивные составы и танкеры с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров ниже 60 °С, суда с отравляющими и взрывчатыми веществами, суда со скоропортящимися грузами; вторая очередь - специальные объекты и суда техни­ческого флота; третья очередь - сухогрузные самоходные суда и толкаемые составы, нефтеналивные составы и танкеры с нефтегрузами или их остатками с температурой вспышки паров 60 °С и выше; четвертая очередь - сухогрузные буксируемые составы и плоты (если нет специально выделенной плотовой нитки шлюза). При большом скоплении флота у границ шлюза должны приниматься меры по первоочередному пропуску пассажирских судов, выбившихся из расписания. Во всех случаях суда, следующие на ликвидацию аварий и пожаров, пропускают через шлюз вне очереди.

С целью наиболее эффективного использования судоход­ных шлюзов и экономии воды разрешается совместное шлюзо­вание судов в следующем порядке: танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) всех классов в любом сочетании; сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядови­тыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами), а также суда технического флота с танкерами, груженными нефтепро­дуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров 60 °С и выше; пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) и судами технического флота, а также с танкерами, гружеными мазутом (или его остатками) с температурой не выше 45 °С. Перед совместным шлюзованием танкера с пассажирским судном вахтенный начальник танкера обязан проверить соответствие температуры груза нормативному значению, о чем сделать запись в вахтен­ном журнале.

При совместном шлюзовании должны соблюдаться следую­щие правила: пассажирские скоростные суда заходят в шлюз последними и становятся в камере таким образом, чтобы у них на траверзе не было других водоизмещающих судов (кроме маломерных); танкеры, как правило заходят в шлюз и стано­вятся первыми, при этом установка пассажирских судов на траверзе с танкерами запрещается, а противопожарный интер­вал между кормой танкера и форштевнем пассажирского судна должен быть не менее 10 м; сухогрузные суда могут быть поставлены в камере на траверзе танкера при условии, что интервал между их бортами будет не менее 1 м.

При совместном шлюзовании вахтенные начальники танкеров и других судов обязаны выполнять специальные мероприятия противопожарного режима, предусмотренные для этого случая действующими Правилами пожарной безопасности на судах и береговых объектах. Перед заходом в камеру шлюза вахтенные начальники шлюзуемых судов объявляют экипажам о предстоящем совместном шлюзовании с танкером и прини­мают меры к повышению противопожарной бдительности членов экипажа и пассажиров. Курение на открытых палубах всех судов и территории, непосредственно примыкающей к камере шлюза, во время шлюзования запрещается. При движении в подходных каналах шлюза взаимный обгон судов и составов всех видов, кроме обгона водоизмещающих судов скоростными судами, допускается только с разрешения дис­петчера порта (участка) по шлюзованию, а при его отсутствии -диспетчера канала (района гидросооружений) или диспетчера (начальника вахты) шлюза при достаточных габаритных разме­рах канала, если местными правилами плавания не преду­смотрен другой порядок. Без согласования допускается обгон скоростными судами водоизмещающих судов и составов всех видов, а плотов - судами и составами всех видов, если в канале предусмотрено двустороннее движение.

Разрешение на подход составов и плотов к причальным стенкам головных шлюзов канала дает диспетчер канала (района гидросооружений), а на отдельно расположенных шлюзах и неголовных шлюзах - диспетчер (начальник вахты) шлюза. Подход судов, составов и плотов к причальным стенкам шлюза разрешается только при зеленом сигнале дальнего светофора- Распоряжения диспетчера (начальника вахты) шлюза, касающиеся расстановки судов (составов) у причальных стенок шлюза, порядка судопропуска и расстановки в камере шлюза, обязательны для выполнения вахтенными начальни­ками всех без исключения судов, которые обязаны подтвер­дить получение этих распоряжений по УКВ-радиосвязи, а при ее отсутствии или неисправности - подачей звукового сигнала „Я вас понял". Если .вахтенный начальник судна считает получен­ное распоряжение невыполнимым (из-за маневренных возмож­ностей судна или состава, метеорологических условий и пр.), он должен поставить об этом в известность диспетчера (началь­ника вахты) шлюза и не предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения. Суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, прибывающие по плану-графику шлюзовании, заходят в шлюз без остановки у причальных стенок. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещаю­щим сигналом (соответствующим красному свету). В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера (начальника вахты) шлюза, оформленного записью в вахтенных журналах шлюза и судна.

При судопропуске вахтенный начальник судна обязан: перед заходом в шлюз доложить диспетчеру (начальнику вахты) шлюза по УКВ-радиосвязи о готовности судна к судо-пропуску, о чем сделать запись в вахтенном журнале, при совместном шлюзовании танкеров с пассажирскими и сухо­грузными судами вахтенный начальник танкера дополнительно докладывает и делает запись в вахтенном журнале о темпера­туре мазута и температуре вспышки паров перевозимого нефте­продукта; держать постоянную связь по УКВ-радиосвязи с диспетчером (начальником вахты) шлюза; заходить в шлюз с безопасной скоростью, обеспечивающей достаточную управля­емость и остановку судна (состава) в месте, указанном для его швартовки; при этом на водоизмещающем судне, имеющем два главных двигателя и более, один из них рекомендуется запустить на режим заднего хода в момент прохода носовой частью судна (состава) створа ворот шлюза; сообщить диспет­черу (начальнику вахты) шлюза по УКВ-радиосвязи или одним коротким звуковым сигналом об окончании швартовки судна (состава) в камере шлюза; проходить шлюз с уложенными мачтами (в тех шлюзах, где это диктуется высотными габарит­ными размерами); проводить плавучие краны только с уложен­ными стрелами. Суда длиной более 30 м должны швартоваться не менее чем двумя швартовами (с носа и кормы), расположен­ными по одному борту.

В границах гидроузлов запрещается: использование плаву­чих рымов для гашения инерции движущихся судов; заход в подходные каналы за створы дальних светофоров и стоянка у причальных стенок шлюза судам и составам транспортного флота, которым не требуется судопропуск; стоянка судов и составов на якорях в границах причальных стенок шлюзов и вблизи бетонных креплений берегов; работа винтами судов, находящихся в камере шлюза, при закрытии и открытии рабочих ворот.