Ый учебный вопрос. Система зажигания лодочных моторов.

ВВЕДЕНИЕ

На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.

Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.

Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.

Ведение ПСР на воде осуществляется, как правило, с использованием маломерных моторных судов (спасательных катеров и лодок). Маломерные моторные суда используются также для наведения переправ, эвакуации пострадавших из мест ЧС, выполнения специальных подводных работ.

Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого офицера системы МЧС.

 


Рабочая смесь в цилиндре карбюраторного двигателя вос­пламеняется принудительно от электрического разряда в ис­кровом промежутке свечи зажигания. Для возникновения искры в свече необходимо высокое напряжение — 15000 В и более. Источником тока такого напряжения на всех моторах семейства «Вихрь» служит двухискровое маховичное магнето (или магдино) с выносными высоковольтными трансформа­торами. Магнето — это устройство из магнитных и электрических цепей, работающее по принципу электромагнитной индукции. Магнитная цепь состоит из постоянных магнитов, закрепленных на магнитопроводе (ободе маховика), и сер­дечника первичной обмотки катушки зажигания.

Рис. 1. Принципиальная схема системы зажигания мотора «Вихрь»

В электрическую цепь входят: первичная обмотка катуш­ки зажигания (КЗ) (рис. 145), обмотки выносных высоковольт­ных трансформаторов (ВТ1 и ВТ2). прерывательные меха­низмы (Пр1 и Пр2) и конденсаторы (К1 и К2). При вращении маховика башмаки магнитов, проходя с небольшим зазором около сердечника катушки зажигания, создают в ней пере­менное магнитное поле, которое индуцирует в обмотке ка­тушки переменную ЭДС. Прерывательные механизмы (верх­него и нижнего цилиндров) замкнуты, и в обмотке катушки возникает переменный электрический ток.

В момент, когда необходимо воспламенить смесь в ци­линдре, один из прерывателей принудительно размыкается кулачком, насаженным на ступицу маховика, и в цепь элек­трического тока включается низковольтная обмотка соответ­ствующего высоковольтного трансформатора. Коэффициент трансформации — отношение количества витков вторичной обмотки к количеству витков первичной обмотки — очень высок (50—100). Поэтому низкое напряжение в первичной обмотке преобразуется в высокое напряжение на вторичной обмотке, подается на свечу, в искровом промежутке которой проскакивает искра. При размыкании контактов прерывателя амплитуда импульсного напряжения в низковольтных электри­ческих цепях может достигать высоких значений (200—300 В). Это вызывает усиленное искрообразование в контактах, что снижает скорость нарастания напряжения в высоковольтном трансформаторе. Во избежание этих явлений параллель­но каждому прерывательному механизму подключен кон­денсатор. При дальнейшем вращении маховика прерыватель вновь замыкается, и весь процесс повторяется для второго цилиндра.

Воспламенение и сгорание топливной смеси — процесс, который продолжается какое-то определенное время. По­этому момент воспламенения — образование искры — должен происходить не точно в момент нахождения поршня в ВМТ, а несколько раньше — настолько, чтобы максимальное дав­ление продуктов сгорания в рабочей камере совпало с поло­жением поршня в ВМТ. При этом, чем выше частота враще­ния коленвала двигателя, тем раньше нужно воспламенить рабочую смесь, так как время, необходимое на один полный оборот вала, при увеличении частоты вращения сокращает­ся, а время сгорания топливной смеси остается практически постоянным. Величина предварительного появления искры до ВМТ называется опережением зажигания и выражается в углах поворота коленвала иди величине хода поршня.

У двигателя моторов «Вихрь» опережение зажигания пе­ременное; незначительное на малых оборотах коленвала, оно увеличивается до максимальной величины на средних и боль­ших нагрузках. Изменение опережения зажигания, например увеличение, осуществляется поворотом ручки управления га­зом, одновременно открьшающей заслонку карбюратора и поворачивающей основание магнето против направления вращения маховика. Тем самым подушечки коромысел пре­рывателей встречаются с выступом кулачка, расположенного на маховике, несколько раньше и опережение зажигания уве­личивается. При повороте ручки газа в обратную сторону основание магнето поворачивается по ходу вращения махо­вика и опережение уменьшается.

Система электрооборудования включает в себя маховичное магнето (рис.2,3), представляющее собой прибор, в котором под дей­ствием переменного магнитного поля индуцируется ток низ­кого напряжения, трансформируемый затем в ток высокого напряжения. В систему электрооборудования мотора (рис. 4) кроме магнето входят высоковольтные трансформаторы, распо­ложенные отдельно от него («Вихрь», «Нептун», «Привет-22», «Салют-М», «Ветерок-8Э» и «Ветерок-123») или размещен­ные на основании под маховиком («Ветерок-8», «Ветерок-12», «Москва»), и свечи зажигания. Магдино моторов «Вихрь» (МВ-1), «Нептун» и «Привет-22» (МН-1) унифицированы по основным элементам — прерывательным механизмам, кон­денсаторам и отличаются диаметром обработки магнитопровода и конструктивным исполнением основания.