ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.

Рис.2. Элементы конструкции корпуса катера.

1-настил палубы; 2-бимс; 3-карлингс; 4-обшивка кокпита; 5-слань; 6-комингс кокпита; 7-кормовая переборка; 8-транец; 9-моторная ниша; 10-форштевень; 11-киль; 12-бортовая (наружняя обшивка); 13-планширь; 14-скуловой стрингер; 15-палубный стрингер; 16-полубимс; 17-скуловая кница; 18-бортовой стрингер; 19-шпангоуты.

Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус - киль (11), заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом - форштевнем (10), а в кормовой части - ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью кницна латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) (8).Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка (7), которая совместно с транцем образует моторную нишу (9). На киль и форштевень накладывается металлическая полоса - оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.

Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты (19), которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке 2). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) - топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собойфлорой.

Поверх шпангоутов накладывается кильсон - съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком - мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.

Верхние части шпангоутов соединены бимсами (2), которые служат опорой для карлингсов (3)на которые укладывается настил палубы (1). В местах, где в палубе выполнены различные вырезы (кокпит, рубка и т.д.) , опорой для палубы являются полубимсы (16). Полубимсы наружным концом опираются на шпангоуты, а внутренним - на вертикальные стойки, называемые пиллерсами.

Для установки бортовой (наружной) обшивки (12) и днища к шпангоутам крепятся стрингеры (14, 15, 18). По периметру настила палубы установлен планширь (13), который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.

В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.

По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).

Успешное изучение устройства маломерного моторного судна, его агрегатов, механизмов и систем возможно только при условии повседневных занятий курсантов с использованием руководств по устройству и эксплуатации маломерных судов.

 

Литература для самостоятельного изучения:

1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.(Инв.615у) с.5-24.

2. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).

3. Морские и речные термины. Словарь. - М.: “Былина”, 1997. - 336с. (Инв.620у).

4. Машины инженерного вооружения, кн. 2. - М.:Воениздат, 1986. с.371-377.

 

Разработал:

Заведующий кафедрой: «Защита в ЧС» И.В. Клочков