Цивилизационный подход

Данный подход предлагает учитывать не только уровень производительных сил, форм собственности, но и тип культуры, духовные факторы, то есть уровень и качество цивилизаций, следовательно в основе подхода лежит понятие цивилизации. Арнольд Тойнби начал, его подхватил Освальд Шпенглер, продолжил Марк Вебер и Петирин Сорокин.

Понимание цивилизации происходит из понимания культуры и определяется как целостная совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих устойчивое функционирование общества и жизнедеятельности человека. Тип культуры включает в себя: мировоззрение, духовную культуру, культуру производства, религиозные взгляды на систему социального регулирования, в зависимости от того, как автор определяет тип культуры, признаки цивилизации, определяется классификация и историческая типизация государств.

Арнольд Тойнби «Постижение истории» 12 томов. Тойнби сделал попытку разработать критерии организации и их классификацию. По Тойнби цивилизация – это замкнутое, локальное состояние общества, отличающиеся общностью религиозных, национальных, географических, историко-политических, экономических и иных признаков. Первоначально он выделил 100 цивилизаций, затем сократи до 21 цивилизации. Он выделял:

Ø Египетскую

Ø Мексиканскую

Ø Православную

Ø Западную

Ø Африканскую

Ø Китайскую

Ø Дальневосточную

Ø И другие.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующих в его рамках.

 

Уолт Ростоу «Стадии экономического роста» и классифицировал государства по стадиям экономического развития и научно-техническим достижениям. Ростоу считал, что экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, поэтому общество с позиции экономического развития можно отнести к одной из следующих 5 стадий:

1) Традиционные общества (отношения, основанные до Ньютоновской науки и технике и на преобладании С\х)

2) Переходное общество (период трансформации традиции общества в более развитый период, закладывание основ для развития в области обрабатывающей промышленности)

3) Общество, переживающее процесс движения, понимаемый как взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве

4) Созревающее общество (зрелое общество, когда на основе применения научно-технических достижений образуется устойчивое превышения товаров на рынке)

5) Общество, достигшее высокого уровня народного потребления, эта стадия, характеризующаяся высоким уровнем массового потребления.

 

В зависимости от стадии экономического роста, Ростоу классифицировал государства и подчеркивал их зависимость от духовно-культурных условий развития общества, следовательно, по его концепции, чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

В рамках цивилизационного подхода существуют следующие классификации:

1) В зависимости от роли церкви в общественно политической жизни общества, гос-ва бывают:

Ø Светские

Ø Клерикальные

Ø Теократические

Ø Атеистические

2) В зависимости от политического режима:

Ø Тоталитарные

Ø Авторитарные

Ø Либеральные

Ø демократическое

 

Плюсы цивилизационного подхода:

1) цивилизационный подход позволяет объяснить много вариантность исторического развития и тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.

2) Ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу, он позволяет рассмотреть гос-во как большую социальную ценность для общества. С данных позиций гос-во это важнейший фактор духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей и источником объединения этих интересов на основе культурно-нравственных ценностей.

Минусы цивилизационного подхода:


1) отсутствие четкости в критериях классификации

2)в юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию.

 

 

17. Политический режим.

 

Государственный (политический) режим – характеризует совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти.