Виды межгосударственных объединений

Империя – представляла собой насильственно создаваемое сложное государство.

Юридические признаки империи:

 

1. Насильственность объединения (как правило, в результате завоевания).

2. Особое привилегированное положение государства-завоевателя.

 

Конфедерация – союз государств, сохраняющих суверенитет, но по определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осуществляющих совместно полномочия

 

Признаки конфедерации

 

1. Конфедерация - союз независимых государств, объединившихся на основе договора для достижения определенных целей.

2. Конфедерация - непрочное образование.

3. Отсутствие единой территории (состоит из территорий государств, ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода из нее и нуллификации (отмены действий актов органов конфедерации на своей территории).

6. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и т.д.)

7. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

Содружество – организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности (СНГ).

Объединяющие их признаки могут касаться

а) экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.);

б) системы права;

в) языка;

г) культуры;

д) религии.

 

Сообщество государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры (например, сообщество Белоруссии и России).

 

Государственный (политический) режим – характеризует совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти.

 

16 типология государств

 

Типология – это учение о больших группах тех или иных объектов, обладающих набором общих признаков.

Типология государства – это его специфическая классификация, предназначенная для выделения государств, существовавших в истории человечества или существующих в настоящее время, позволяющая раскрыть их социальную сущность.

Вывод: типология государств основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала на выявление объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем.

В теории существует 2 основных подхода к типологии гос-ва:

1) Формационный подход (К.Маркс, Ф.Энгельс)

 

Государство, право - надстройка

Базис Тип производственных отношений

 


В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которая характеризует тип общества в единстве его базиса и надстройки. По мнению Маркса, именно базис является фактором общественного развития, который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО.

Формация – это определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер.

Общественно экономические формации закономерно сменяют друг друга, а исторический процесс развития общества представляют собой последовательную смену формации. Выделяются 5 общественно экономические формации, которые соответствуют 4 типам гос-ва:

1)первобытно общинная формация – низкий уровень труда, неразвитые производственные отношения, общественная форма собственности и объективной потребности в существовании государства данная фаза развития общества не имела.

2)рабовладельческая формация – рабовладельческий тип государства – это орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами

3)феодальная формация – феодальный тип государства – это диктатура класса феодалов земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян.

4)капиталистическая формация – буржуазный тип государства – диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишенный средств производства, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Буржуазное государство проходит 4 стадии развития:

Ø Капиталистическая

Ø Монополистическая

Ø Индустриальная

Ø Постиндустриальная

5)коммунистическая формация – социалистическое государство. Марксизм выдвинул идею коммунистической формации, обладающей высоким уровнем производства, общественной формы собственности, в основе которой лежит уравнительный принцип распределения материальных благ, потребность в государстве и праве в данных условиях существовать не будет.

 

Плюсы формационного подхода:


1) раскрывается закономерность того, что гос-во базируется на одном и том же типе экономической структуры общества и обладает характерным набором общих признаков, следовательно, государства будут однотипны в своих характеристиках.
2) подход показывает поэтапность и естественно исторический характер развития гос-ва, источник развития гос-ва – само общество, а смена одного типа государства другим является объективным процессом, реализующимся в результате революций.

3)в подходе показывается прямая и обратная зависимость между гос-ом и правом на определенном этапе времени и экономической и социально политической структурой общества.

4) формационный подход дает ответ на вопрос, чьи интересы защищает гос-во.

 

Минусы формационного подхода:

1) однолинейность в трактовке исторического развития государственности, как механической смены одного исторического типа государства другим

2) деление государств на эксплуататорские и антиэксплуататорские (социалистическое государство).

3) Характеристика социалистического типа гос-ва как исторически последнего и высшего типа государства

4) Игнорирование азиатского способа производства

5) Теория социально экономических формаций была разработана на материале европейских стран. Восточное гос-во отличалось своеобразием развития и спецификой гос-ой организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории