Финансовая система и бюджетный процесс
Современный рынок не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы, представляющей собой комплекс экономических отношений по формированию и использованию денежных средств на основе процессов распределения и перераспределения национального дохода и других макроэкономических результатов общественного производства.
Финансы– это экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования денежных средств. Условно в финансовой системе современного общества можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения, физических лиц.
Государственные финансы представляют собой сложную систему, которая включает в себя четыре основных звена:
• государственный бюджет;
• местные финансы;
• финансы государственных предприятий;
• финансы специальных общественных фондов.
Финансовая система России включает:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды имущественного и личного страхования;
- финансы предприятий различных форм собственности.
Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их покрытия, имеющий силу закона.
Бюджетное устройство – это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.
Бюджетный процесс – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Основными методами образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Главным из них являются налоги.
Расходы бюджета – это затраты, возникающие у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.
Существует несколько критериев, по которым классифицируют расходы бюджета.
По влиянию расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне различают:
- текущие расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на содержание и покрытие текущих потребностей инфраструктуры, государственных учреждений и т.п.;
- капитальные расходы, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, а также прирост запасов.
По предметной направленности выделяют следующие основные группы расходов:
- военные;
- вмешательство государства в экономику, включающие затраты на НИОКР, поддержку сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта;
- содержание государственного аппарата управления;
- социальные цели, включающие расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение;
- предоставление субсидий и кредитов другим странам и государствам.
По территориально-административному признаку расходы бюджета подразделяют на:
- расходы общефедерального бюджета;
- расходы бюджетов членов Федерации;
- расходы местных бюджетов.
Рекомендуемая учебная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. гл. 5, 6, 7, 8.
2. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. Издание дополн. и исправл. -М.: Инфра-М, 2009г., гл. 21, 25, 26, 27.
3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.- М., 1995. т. 1., гл. 12-14, 15 -17.
4. Экономика. Учебник. Булатов А. С. ред., 3-е издание перераб. и дополн. -М; Экономистъ, 2008г., гл. 18, 25.
5. Основы современной экономики: Учебник для вузов. В.М. Козырев -4-е изд., перераб.и дополн. -М.; Финансы и статистика, 2008г., гл. 11.