Финансовая система и бюджетный процесс

Современный рынок не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы, представляющей собой комплекс экономических отношений по формированию и использованию денежных средств на основе процессов распределения и перераспределения национального дохода и других макроэкономических результатов общественного производства.

Финансы– это экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования денежных средств. Условно в финансовой системе современного общества можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения, физических лиц.

Государственные финансы представляют собой сложную систему, которая включает в себя четыре основных звена:

• государственный бюджет;

• местные финансы;

• финансы государственных предприятий;

• финансы специальных общественных фондов.

Финансовая система России включает:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды имущественного и личного страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их покрытия, имеющий силу закона.

Бюджетное устройство – это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетный процесс – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Основными методами образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Главным из них являются налоги.

Расходы бюджета – это затраты, возникающие у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Существует несколько критериев, по которым классифицируют расходы бюджета.

По влиянию расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне различают:

- текущие расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на содержание и покрытие текущих потребностей инфраструктуры, государственных учреждений и т.п.;

- капитальные расходы, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, а также прирост запасов.

По предметной направленности выделяют следующие основные группы расходов:

- военные;

- вмешательство государства в экономику, включающие затраты на НИОКР, поддержку сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта;

- содержание государственного аппарата управления;

- социальные цели, включающие расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение;

- предоставление субсидий и кредитов другим странам и государствам.

По территориально-административному признаку расходы бюджета подразделяют на:

- расходы общефедерального бюджета;

- расходы бюджетов членов Федерации;

- расходы местных бюджетов.

 

Рекомендуемая учебная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. гл. 5, 6, 7, 8.

2. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. Издание дополн. и исправл. -М.: Инфра-М, 2009г., гл. 21, 25, 26, 27.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.- М., 1995. т. 1., гл. 12-14, 15 -17.

4. Экономика. Учебник. Булатов А. С. ред., 3-е издание перераб. и дополн. -М; Экономистъ, 2008г., гл. 18, 25.

5. Основы современной экономики: Учебник для вузов. В.М. Козырев -4-е изд., перераб.и дополн. -М.; Финансы и статистика, 2008г., гл. 11.