Основные теории происхождения права

Теологическая(Ф.Аквинский). Право дано людям богом.

Примирительная(Г.Берман, Э.Аннерс). Право возникает как средство примирения конфликтующих родов. Договоры о мире постепенно трансформируются в систему общих правил поведения, санкционируемых и охраняемых органами публичной власти.

Естественно-правовая(Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.). Право существует объективно как совокупность естественных притязаний человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.

Историческая(Гуго, Савиньи, Пухта). Право – продукт развития национального духа и народного самосознания.

Марксистская(К.Маркс, Ф.Энгельс). Право возникает в период социальной дифференциации общества для легитимации власти и обеспечения интересов господствующего класса.

Основные концепции правопонимания

Теологическая(А.Августин).- в основе права лежит разум и воля бога.

Естественно-правовая (нравственно-философская)(Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо) – право – совокупность норм и принципов, являющихся отражением разумных идей, свойств и интересов людей: право, отражая основные права и свободы человека (естественное право), первично по отношению к законодательству (позитивное право).

Нормативистская(Г.Кельзен, Г.Шершеневич и др.) – право – совокупность норм, являющихся продуктом государственной воли, содержащихся в актах, принятых государством: права человека (субъективное право) производны от права, созданного законодателем (объективное право).

Социологическая(С.Муромцев, Е.Эрлих, Л.Дюги, Р.Паунд и др.) – государство не создает, а лишь «открывает» право, сложившееся и развивающееся в самом обществе; право – сложившийся в обществе правопорядок.

Психологическая(Л.Петражицкий, А.Росс, Г.Гурвич, М.Рейснер и др.) – основу всех правовых явлений составляет интуитивное право, которое является совокупностью личных переживаний индивида. Интуитивное право характеризуется психическим отношением лица к праву объективному (позитивному). Позитивное право носит второстепенный характер по отношению к интуитивному праву.