Когнитивная антропология: природа религиозных («контринтуитивных») представлений (Паскаль Буайе (Бойер))

 

Паскаль Буайе (Бойера), профессор Вашингтонского университета (Сент-Луис, США), «Естественность религиозных идей» (1994). Религиозные представления появились в результате эволюции, а религия — это естественный, то есть «природный», феномен. Представления о сверхъестественных существах, о которых говорится в различных религиозных учениях, связаны с интуитивными представлениями о мире, заложенными в нас на генетическом уровне. Три типа репрезентаций:

· интуитивная психология — «наивные» представления о сознании

· интуитивная биология—«наивные» представле- ния о живом

· интуитивная физика—«наивные» представления о мире.

Особенности религиозных идей заключаются в том, что в них репрезентации, которые считаются интуитивно правильными, соединяются с репрезентациями, которые не соответствуют реальности, то есть с репрезентациями, которые Буайе называет контринтуитивными (counterintuitive) или нелогичными. Для того чтобы могли возникнуть религиозные представления, в сознании человека должны быть нарушены незначительные детали интуитивных репрезентаций окружающего мира. Пример: представление о человеке как о существе телесном, мыслящем и т.п. Меняется одна маленькая деталь – и готово религиозное представление о сверхчеловечеком существе (бестелесном, сверхсильном и т.п.).

Буайе считает, что сознание устроено таким образом, что противоречащие здравому смыслу, нелогичные, контринтуитивные представления укрепляются в нашем сознании, в нашей памяти намного прочнее, чем представления без нарушений. Он называет это мнемоническим преимуществом нелогичных идей. Религиозное представление должно иметь те свойства, которые присущи любому другому представлению, и в то же время иметь что-то, что выделит его среди конкурирующих идей (но не слишком фантастическое!), и тогда оно сохранится в сознании. Религиозные идеи не просто имеют некоторое контринтуи тивное содержание, которое их выделяет из других идей, но они прочно связаны с важными интуитивными идеями и поэтому они легко запоминаются и передаются следующим поколениям. Это и называется принципом закрепления минимума контрин- туитивных идей (MCI). У сверхъестественных существ свойства, противоречащие интуитивным знаниям могут быть следующие: они не проходят естественный цикл рождения, взросления и смерти, могут проходить сквозь стены или быть невидимыми, обладают способностью одновременно нахо- диться в прошлом и настоящем; свойства, соответствующие нашим интуитивным представлениям есть желания, они склонны к обману, они соперничают между собой, испытывают зависть и ревность. Только такое сочетание соответствия и несоответствия может породить в нашем уме представление о сверхъестественном, в противном случае существо будет либо НЕ сверхъестественным, либо мы просто не сможем его представить, так как в нём не будет ничего реального. «Единственная черта, — указывает Буайе, — которой сверхъестественные существа обладают всегда — это разум». При этом, разум — это черта, свойственная с точки зрения интуитивной психологии не только людям, но и всем живым существам. Буайе подчеркивает, что бессознательные репрезентации сверхъестественных существ одинаковы в самых разных культурах, несмотря на резкие отличия, существующие в свойственных им религиозных учениях. Он отмечает еще одну черту нашего сознания, особенно проявляющуюся у современного человека в детском возрасте, — это умение общаться с вымышленными персонажами, воображаемыми друзьями, умершими предками. Буайе видит в этой адаптации возможное условие для возникновения внешних моральных регуляторов.