Алкоголь, курение и надёжность водителей.

Лекция №16.

Copyright ©2006 Davydov А.V.

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии и нетрезвое состояние других участников движения приводят к таким материальным потерям и человеческим жертвам, которые не сравнимы с ущербом, наносимым алкоголем в других отраслях хозяйства. В России из–за нетрезвого состояния водителей происходит более 30% всех ДТП. Риск попасть в ДТП после приёма алкоголя зависит от возраста и опыта водителя. Так, например, считается, что в 16 – 17 лет алкоголь увеличивает вероятность ДТП в 165 раз, а в 30 – 35 лет – в 17 раз по сравнению со средней величиной риска у водителей не употребляющих алкоголь.

При управлении автомобилем в сложных дорожных условиях, особенно при возникновении критических ситуаций, водитель нередко работает на пределе своих психофизиологических возможностей. Поэтому приём небольших доз алкоголя, вызывающих даже незначительное снижение психофизиологических возможностей водителя, нередко приводит к ошибкам и ДТП. После приёма таких доз снижается устойчивость и интенсивность внимания, нарушаются процессы мышления и памяти. Одновременно снижается острота зрения, нарушается глазомер и координация движений, резко увеличивается время реакций, маскируется чувство усталости при наличии утомления. В результате водителю требуется больше времени для оценки дорожной обстановки и приёма решения. Однако наиболее опасным нарушением является некритическое отношение пьяного водителя к своему состоянию. Это происходит потому, что алкоголь затормаживает центры коры головного мозга, контролирующие действия и поступки водителя. С точки зрения безопасности дорожного движения даже минимальное превышение содержания алкоголя в крови недопустимо. В нашей стране допустимым пределом считается 0.3‰ (промилле), то есть 1г алкоголя в 1л крови. Исследованиями установлено, что при содержании алкоголя в крови водителя 0.3 – 0.9‰ вероятность ДТП увеличивается в 7 раз, при 1 – 1.4‰ – в 30 раз, а при 1.5‰ в 130 раз. Эта зависимость представлена на рис. 6.1, где α – коэффициент опасности ДТП; Kα – концентрация алкоголя в крови водителя.