Утомление водителей и их надёжность.

Работоспособность, надёжность и профессиональный отбор водителей.

Лекция №15.

Copyright ©2006 Davydov А.V.

Наиболее частыми причинами снижения работоспособности водителей являются утомление и переутомление, болезненные состояния, приём алкоголя и курение.

В результате исследований установлено, что количество ДТП зависит от времени, в течение которого водитель управляет автомобилем. При управлении автомобилем от 7 до 12 ч водители совершают ДТП в 2 раза, а при продолжительности управления свыше 12 ч в 9 раз чаще, чем при работе продолжительность до 7 ч. Водители, работающие более 7 ч, совершают 1/3 всех ДТП. Происшествия при этом приводят к более тяжёлым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12 ч, ДТП со смертельным исходом возникают в 1.5 раз чаще.

Причиной снижения работоспособности водителей и возникновения ДТП является утомление. Утомление – это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов систем организма человека. Ведущая роль в развитии утомления принадлежит нервной системе и прежде всего головному мозгу, клетки которого утомляются значительно раньше, чем работающие мышцы. Развитию утомления водителей способствуют многие факторы, к которым относятся и состояние дороги, и плохая организация движения, высокая интенсивность транспортного потока, плохая видимость и обзорность, неудобное сиденье и непродуманная компоновка ОУ и СОИ, дискомфортный микроклимат в кабине и т.п. Утомлению способствуют некоторые психофизические и личностные особенности водителя – повышенная эмоциональность, впечатлительность, холерический темперамент и ряд других. Наиболее значимым фактором, который чаще всего приводит к выраженному утомлению, является продолжительность рабочего дня более 8ч.

В результате физиологических исследований был выявлен ряд закономерностей в изменении функционального состояния организма в зависимости от напряжённости и длительности работы, которые сформулированы в виде гипотезы о трёх стадиях развития утомления.

Первая стадия характеризуется замедлением латентных периодов сенсомоторных реакций не более чем на 15 – 20 %, незначительными изменениями в анализаторных системах и сердечно–сосудистой деятельности, ощущением усталости.

Вторая стадия наступает при увеличении длительности и напряжённости работы, вследствие чего возникает повышенное возбуждение в центрах анализаторов. Латентные периоды сенсомоторных реакций при этом замедляются на 30- – 40 %. Эта стадия может быть охарактеризована как начало накопления утомления. У водителей такая стадия отмечается обычно после непрерывной работы в течение 7 и более часов.

Третья стадия наступает при дальнейшем увеличении длительности непрерывной работы. Это стадия – тормозная, характеризуемая заторможенностью всех анализаторных функций. Латентный период зрительно–моторной реакции замедлятся до 70% по сравнению с исходным в начале работы.

Управление автомобилем в состоянии утомления чрезвычайно опасно, так как возможны грубые ошибки, засыпание за рулём и ДТП.

Следует иметь в виду, что работоспособность человека в течение рабочего дня не одинакова и в процессе её изменения можно выделить три характерные фазы: врабатывания, устойчивой работоспособности, падения работоспособности в результате утомления.

Врабатывание характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период длится 1 – 1.5 ч, после чего устанавливается необходимый уровень работоспособности. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе снижены, что приводит к большему числу ДТП, чем в последующие 2 – 3 часа.

Вторая фаза (устойчивая работоспособность) характеризуется достаточно высокой работоспособностью. В этот период требуемый результат деятельности достигается при минимальной затрате энергии. Продолжительность этой фазы 2 – 2.5 часа.

Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя и, как следствие, ДТП.

Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, но соотношение фаз повторяется. Но фазы врабатывания и устойчивой работоспособности становятся короче, а третья фаза наступает раньше.

Установлено, что функциональное состояние водителей и их работоспособность улучшаются на 2–ой день работы после выходного дня и начинают ухудшаться с 5–ого дня ежедневной работы.

В зависимости от характера выполняемой работы различают утомление умственное, физическое и эмоциональное. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических. Это связано с тем, что нервные клетки головного мозга расходуют очень много энергии. Установлено также взаимное влияние умственного и физического утомления. Кроме того, при умственной работе всегда имеет место более или мене выраженное физическое напряжение. Водитель, оценивая дорожную обстановку, принимая решение, выполняет умственную деятельность и одновременно совершает мышечную работу с органами управления. Утомление водителя является комбинированным, то есть умственным, физическим и эмоциональным. Однако нервное напряжение водителя приводит к преобладанию эмоционального утомления.

При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяется пульс и артериальное давление. Одновременно снижается интенсивность и устойчивость внимания, замедляется его переключение, увеличивается время сенсомоторных реакций, нарушается мышление, что выражается в замедлении процессов переработки информации.

В результате увеличивается время принятия решений и выполнения управляющих действий. В таком состоянии снижается степень автоматизма ранее выработанных навыков, нарушается точность и координация движений, снижается воля, решительность, контроль за выполняемыми действиями. Более частыми становятся непроизвольные, кратковременные отключения внимания от управления автомобилем. Такие отключения в деятельности водителя могут быть причинами ошибок и ДТП. Характерным симптомом утомления и переутомления является сонливость и засыпание водителя за рулём. Так, например, в США около 4% всех водителей, ставших жертвами ДТП, в момент происшествия спали. В России, на некоторых автотрассах, от 1.7 до 2.4.% ДТП происходит от того, что водители засыпают на прямолинейных участках дороги.

При управлении автомобилем, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее чувствует усталость, чем при управлении в условиях интенсивного движения. Как правило под влиянием однообразного движения у водителей возникает апатия, вялость, появляются отвлечённые мысли, не имеющие отношения к управлению. Такое состояние называется заторможенным, а также ступором или дорожным гипнозом. Причины 15% ДТП, происходящих на прямых участках дороги, остаются невыясненными. Предполагается, что они связаны с заторможенным состоянием водителей. По зарубежным данным ступор не испытывает лишь 3% водителей; состояние ступора возникает, но легко переносится у 74% водителей; в сильной степени ступору подвержены 23% водителей.

Бороться с сонливостью на ходу не следует, она может наступить внезапно. Необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Попытки бороться с усталостью и сонливостью применением возбуждающих средств (пилюли, чёрный кофе) не только не дают желаемых результатов, но при систематическом их использовании могут привести к опасным последствиям, так как после непродолжительного нервного подъёма наступает резкий спад.

Большое значения для сохранения работоспособности водителей имеет рациональное проектирование дорог с учётом человеческого фактора, а именно: чёткая разметка дороги, хорошее состояние дорожного покрытия, правильно поставленные и легко читаемые дорожные знаки, благоустроенные площадки для отдыха и стоянки автомобилей, гостиницы, кемпинги, станции техобслуживания и т. д.

Стояночные площадки должны быть пространственно отделены от дороги и рассчитаны для стоянки 10 грузовых и 20 легковых автомобилей. Размещать их желательно на расстоянии Lс = 0.2V, V – расчётная скорость движения, км/ч.

Автозаправочные станции необходимо располагать так, чтобы всегда имел некоторый запас топлива. Исходя из потребностей автомобилей разных марок и объёма баков можно установить максимальное расстояние между станциями LМ = 1.2V.

Пункты отдыха для водителей следует располагать также в зависимости от расчётной скорости движения, а именно: 0.4V – для кафе и закусочных; 1.0V – для мотелей и кемпингов. Количество мест NМ в пунктах питания при расположении их на расстоянии 0.4V принимается равным

NМ = 15 + 0.04J,

где J – интенсивность движения, авт/ч.

Количество мест для стоянки (Nс), душевых (Nд) и туалетов (NТ) принимается равным Nс = 10 + 0.01J, Nд = 2 + 0.01J, NТ = 2 + 0.05J.

Необходимо отметить, что правильная организация режима труда, создание условий для своевременного и полноценного отдыха и питания водителей в пути, совершенствование дорог и организации дорожного движения – комплекс мероприятий в значительной мере обеспечивающий предупреждение ДТП, связанных со снижением работоспособности водителей в результате их утомления и переутомления.