Хоторнские эксперименты

ВХОД СВОБОДНЫЙ!!!

Марта – Владимир ПОПОВ

Марта – Сергей АФОНЦЕВ

Марта – Андрей ЛЕОНИДОВ

В рамках Школы-семинара

ПОПУЛЯРНЫЕ ЛЕКЦИИ

ВХОД СВОБОДНЫЙ!!!

Начало в 19:00

Марта – Виктор ЛОБАЧЕВ

Марта – Дмитрий НОВИКОВ

Марта – Андрей ЛЕОНИДОВ

«Об адронном коллайдере»

«Информационное управление»

«Математика рекламы в интернет»

 

приглашаются преподаватели, научные

сотрудники, аспиранты, студенты, школьники

 

Подробности:8-914-88-21-888 (Александр Филатов)

alexander.filatov@gmail.com; skype: alexander.filatov_

http://matec.isu.ru

Иркутский государственный технический университет

(ул.Лермонтова, 83)

 

«VI Байкальские чтения»

 

«Физическая модель социума»

«Россия и ВТО: перспективы и вызовы»

«О помощи развивающимся странам»

 

Начало в 18:40,

(встреча у входа в ИрГТУ 18:30)

приглашаются преподаватели, научные

сотрудники, аспиранты, студенты, школьники

 

Подробности:8-914-88-21-888 (Александр Филатов)

alexander.filatov@gmail.com; skype: alexander.filatov_

http://matec.isu.ru

Ноябрь 1924: начало эксперимента на заводе Хоторна, при­надл. компании "Вестерн Электрик" (г. Чичеро, шт. Иллинойс). Замысел: определить зависимость между физич. условиями работы и производительностью труда (логич. развитие теории "научного управления", господствовавшей тогда). НО: результат не совпал с ожиданиями, и это привело к созданию теории "челове­ческих отношений" в науке управления.

4 этапа эксперимента: 1) Первоначальная задача: опреде­лить влияние интенсивности освещения на производительность труда, НО: производительность труда возросла и в эксперимен­тальной (где увеличили освещенность), и в контрольной группах рабочих. Следовательно, имели значение факторы вне контроля исследователей.

2) К эксперименту присоединился Элтон Мэйо (1880-1949) (Гарвардский ун-т). Эксперимент со сборщицами реле. Группа из 6 работниц отделена от остальных, лучше оплачивалась, имела большую свободу общения, дополнительные перерывы в работе. В результате между ними возникли более тесные отношения и воз­росла производительность труда, что подтверждало гипотезу. Сокращали продолжительность рабочего дня, рабочей недели (ис­ходя из того, что меньшая усталость повышает производитель­ность труда) — производительность труда росла. НО: когда груп­пу вернули в первоначальные условия, производительность труда не упала, а осталась на прежнем высоком уровне. Э. Мэйо (Mayo, Elton. The Human Problems of an Industrial Civilization. — N.Y.: Macmillan, 1933. — P. 74): "Короче, рост производительности труда девушек, занятых на сборке продукции, нельзя было объяснить никакими изменениями в физических усло­виях работы, независимо от того, имела ли работа эксперимен­тальный характер или нет. Однако его можно было объяснить тем, что называлось формированием организованной социальной группы, а также особыми взаимоотношениями с руководителем этой груп­пы". [цит.: c.438]

3) Первоначальный замысел: план совершенствования не­посредственного руководства людьми и тем самым — улучшения от­ношения сотрудников к своей работе. НО: перерос в программу с использованием результатов бесед с более чем 20 тыс. сотрудни­ков. Выявлено: производительность труда и // статус каждого сотрудника в организации зависели как от самого работника, так и от трудового коллектива.

4) Замысел: изучить влияние коллег на производительность труда сотрудника. "Эксперимент на участке по производству банковской сигнализации": задача — определить степень воздействия программы материального стимулирования, построенной на группо­вой производительности труда. Гипотеза: работники, работающие быстрее других и мотивированные желанием больше заработать, будут подгонять отстающих. НО: такие работники, напротив, сдерживали скорость своей работы, примеряясь к рамкам, уста­новленным группой. При этом те, кто работал медленнее, стреми­лись все же увеличить производительность своего труда под воз­действием тех же групповых рамок.

Хоторнский эффект, проявившийся в экспериментах: "ХО­ТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приво­дили к искаженному, зачастую слишком благоприятному, результа­ту. Участники эксперимента действительно работали намного усерднее, чем обычно, благодаря одному только сознанию, что они причастны к эксперименту" [5,439].

______________________

1. Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки: Историко-философские очерки /Ред. кол.: М.А.Дынник (отв. ред.) и др. — М.: Наука, 1964. — 474 с.

2. Очерки по истории теоретической социологии XX столе­тия: От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму /Ю.Н.Давыдов (отв. ред.) и др. — М.: Наука, 1994. — 380 с.

3. Современная западная социология: Словарь /Сост.: Ю.Н.Давыдов (рук.) и др. — М.: Политиздат, 1990. — 432 с.

4. Социология сегодня: Проблемы и перспективы: Амери­канская буржуазная социология середины XX века: Сокр. пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. Г.В.Осипова. — М.: Прогресс, 1965. — 684 с.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст.: Л.И.Евенко. — М.: Дело, 1994. — 702 с.

6. Биографический метод в социологии: История, методоло­гия и практика /Редкол.: Е.Ю.Мещеркина, В.В.Семенова. — М.: Ин-т социологии РАН, 1994. — 147 с.

7. Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1968. — Т.4. — 911 с.

8. Философская энциклопедия. Т.3.

9. Философская энциклопедия. Т.4.

10. Батыгин Г.С. Лекции по методологи социологических исследоаний. М., 1995.

11. Современная американская социология /Под ред. В.И.Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 296 с.

12. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая тео­рия. М., 1961.

16. См.: Thomas W. I., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. — Boston: Richard G. Badger, 1918. — Vol. I.

17. См.: Znaniecki F. Cultural Sciences. — Urbana: Univ. of Illinois, 1952. — P. 238-260.