Придворный, церковный, народный.

 

Старейшим "театром" были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморошество - явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

 

Враждебно отнеслась православная церковь к скоморохам — лицам, выделившимся из среды участников религиозных и бытовых обрядов и ставшим профессионалами-потешниками. Выступления скоморохов сопровождались пением, пляской, показом акробатических трюков, демонстрацией дрессированных собак и медведей. Уже в одних этих чисто развлекательных выступлениях церковь усмотрела начала, прямо противоположные ее идеалам и выступила против них со всей решительностью и энергией. "Выдвигая аскетические идеалы,— говорит историк русского театра Т. С. Данилов,— церковь боролась со скоморохами, как представителями языческих развлечений, утверждавших культ плоти"

Но наряду с этим была и другая, не менее важная с точки зрения церковников, причина для непримиримой борьбы их со скоморохами. Она заключалась в том, что в репертуаре скоморохов стали появляться еще народные драмы, в которых было выражено недовольство народа существующими порядками. Даже в драмах, сюжетом которых являлись библейские сказания, например о царе Ироде, отражались оппозиционные настроения народа, а в сатирической драме скоморохи в самом непривлекательном виде изображали бояр и духовенство. Антиклерикальные выступления скоморохов только усиливали ненависть к ним церковников, отвечавших им постоянными нападками и преследованиями. Образцы резких нападок на скоморохов мы находим, в частности, в "Домострое" — сборнике 16в., состоявшем из правил преимущественно семейно-бытового поведения. Перечисляя "всякие богомерзкие дела", "Домострой" относил к ним "песни бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, бубны, сопели..." В главе "О неправедном житии" содержались нападки на тех, кто "всякое дьяволе дьявольское угодие творит", и предсказывалось, что они "все вкупе будут во аде, а зде прокляты"

 

 

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.