Социальный контроль

Структура, виды и функции социальных институтов

Тема 6. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

В обыденном сознании понятие "институт" чаще всего связывают с учебным или научно-исследовательским учреждением. В социологии понятие "социальный институт" имеет значительно более широкий смысл и связано с процессом институализации. Институциализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой конкретной и особенно важной общественной потребности.

Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом, задачи.

Создавая социальные институты и организации, общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества и социальных групп.

Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества; система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям; экономические институты осуществляющие производство и распределение материальных благ и услуг; политические институты осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов между ними.

Основной функцией деятельности любого социального института, является удовлетворение значимых социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Вместе с тем, каждый из них выполняет в отношении своих участников следующие функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению этих потребностей.

Функция закрепления и воспроизводства социальных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена, тем самым обеспечивая устойчивость социальной структуры общества.

Регулятивная функция обеспечиваетрегулированиевзаимоотношений между членами общества путем выработки стандартов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение, обеспечивая тем самым предсказуемое и стандартизированное взаимодействие, необходимое для совместной деятельности.

Интегративнаяфункция. Эта Функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Интеграция людей сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объемов и частоты контактов.

Транслирующаяфункция. Общество не может развиваться, не имея возможности передавать социальный опыт. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители; государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности; церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества и так далее.

Коммуникативнаяфункция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри его, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Перечисленные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением функции, ради которой он был создан, его непременно ждут дезорганизация и изменения.

Существуют и скрытые функции, непосредственно не вытекающие из характера потребности, которой подчинено существование института. Очень часто он продолжает успешно существовать, даже если не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Например, существование института королевы или императора в демократических государствах.

Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов и групп общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с общественной средой. Поэтому возможна ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего могут возникнуть явления дисфункций.

Внешние явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и так далее. С содержательной стороны (что гораздо более важно) дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института, что ведет к снижению значения его служебной роли, вырождению его отдельных функций.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие следующие признаки:

во-первых, установки и образцы поведения. Например, для института семьи - привязанность, уважение, ответственность, толерантность; для государства -.послушание, лояльность, субординация; для экономики - производительность, экономичность и др.; для образования - любовь к знаниям, успеваемость и другие; для религии - почтительность, лояльность, поклонение

во-вторых, символические культурные признаки. Например, для института семьи - брачный ритуал, обручальные кольца; для института государства - флаг, герб, гимн; для образования - эмблемы, школьные и студенческие песни, форма одежды; для института бизнеса - товарный знак; для института религии - крест, иконы, святыни, звезда Давида или полумесяц и другие.

в-третьих, утилитарные культурные черты. Например, для института семьи - квартира, дом, предметы быта; для государства - общественные здания, бланки, формы и так далее; для образования - классы, аудитории, библиотеки и так далее; для экономики - предприятия, банки, оборудование и так далее; для религии - церкви, реквизит, церковная литература и так далее;

в-четвертых, кодекс устный и письменный. Например, для института семьи - семейные запреты и допущения; для государства - конституция, законы; для образования - правила учащихся; для экономики - контракты, лицензии; для религии - вера, церковные каноны.

в-пятых, идеология, например, для института семьи-. любовь, совместимость, индивидуализм; для института государства - государственное право, демократия, национализм и так далее, для института бизнеса - свободная торговля, право на труд, право частной собственности и так далее; для института образования - равенство при обучении, академическая свобода и так далее; для института религии - православие, протестантизм, баптизм и так далее.

Идеологию можно охарактеризовать как систему, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на них, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом. Если принятие кодекса поведения формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

 

 

Организованный ход общественной жизни, взаимно предусматриваемое и ожидаемое поведение членов общества становится возможным благодаря наличию в общественной системе социального контроля. Проблема социального контроля для любого общества - это проблема взаимоотношения индивида и общества, индивида и индивида, проблема поддержания стабильности и общественного порядка, исполнения предписанных социальных норм.

Социальные нормы это предписания, требования, пожелания, идеальные образцы общественно одобряемого поведения людей. Социальные нормы различаются масштабами действия. Одни возникают и существуют только в малых группах и их действие распространяется только на их членов. Например, в семье, рабочих бригадах, компании друзей, спортивной команде и так далее. Другие возникают и существуют в больших группах, социальных институтах или в обществе в целом. К социальным нормам относятся привычки, обычаи, традиции, нравы, этикет, законы, манеры поведения.

Привычки - это установившийся стереотип поведения в определенных ситуациях. Они возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного поведения индивида или группы. Большинство из них не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки, свидетельствующие о плохих манерах.

Манеры - внешние формы поведения индивида, получающие положительную или отрицательную оценку со стороны социальной среды, внешнего окружения. Манеры основаны на привычках, но если привычки могут приобретаться стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Этикет - это принятая в отдельных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Например, существует дипломатический этикет, светский этикет. В прошлом этикет характеризовал высшие слои общества. Сегодня этикет отличает воспитанного человека от невоспитанного и характерен для поведения представителей различных социальных слоев.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Оносновывается на коллективных привычках и присущ широким группам людей. Обычаи можно определить как одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

Традиции - когда привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. В качестве традиции могут выступать образцы поведения, поддержание определенных норм, ценностей, взглядов.

Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Что именно считать нравственным и безнравственным зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное поведение следует более суровое, нежели наказание за нарушение, например, манер или этикета. Особой формой нравов является табу - абсолютный запрет на какое-либо действие, например, табу на кровосмешение.

Законы - это разновидность нравов, такие нормы поведения, которые подкреплены политическим авторитетом государства, конституцией. Нарушение законов влечет за собой уголовное наказание. Законами общество защищает самые важные ценности: жизнь человека, собственность, человеческие права и достоинства и так далее.

Таким образом, благодаря соблюдению норм, происходит интеграция людей в общество и социальные группы, формируется сеть социальных отношений и социальных взаимодействий. Соблюдение норм регулируется обществом или социальными группами посредством санкций, необходимым средством для контроля за поведением своих членов, для стимулирования желательного поведения и пресечения нежелательного, для обеспечения внутренней интеграции, стабильности и порядка общественной жизни.

Социальные санкции - это система вознаграждений за соблюдение социальных норм и наказаний за отклонение от них. Поэтому санкции могут быть негативными (наказания) и позитивными (поощрения). Среди них выделяют: а) правовые санкции - система наказаний или поощрений за определенные действия, предусмотренные предписаниями законов; б) этические санкции - отличия или порицания, вытекающие из моральных принципов; в) сатирические санкции - система насмешек, издевок, пренебрежения, которым подвергаются люди, ведущие себя иначе, чем это принято; г) религиозные санкции - награды или наказания, предусмотренные системой догматов и верований любой религии за нарушение или соблюдение ее предписаний и запретов.

Эти виды санкций взаимно дополняют друг друга. Действуя совместно, они позволяют обеспечить высокую степень конформизма индивидуальных действий. Если между этими системами санкций возникают противоречия, например, правовые санкции не соответствуют моральным, то степень их эффективности снижается.

Каждое общество развивает также определенную систему надзора, которая складывается из формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Среди неформальных способов особое место занимает общественное мнение. Его воздействие может быть весьма мощным и влиять не только на поведение отдельных индивидов, но и на деятельность социальных институтов, в том числе государственных.

Помимо системы социального контроля существует и самоконтроль, самостоятельное регулирование своего поведения. Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящего из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание этих импульсов, основывается на волевом усилии. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю, осуществляемому социальной средой.

Вместе с тем, социальная жизнь сложна и многообразна, включает в себя не только организованность, функциональность, но и дезинтеграцию и дисфункции. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Можно выделить биологический, психологический, культурологический и социологический подходы к интерпретации девиантного поведения.

Биологический подход связывает его с особенностями строения человеческого тела (Уильям Шелдон), деградацией физических черт к более ранним стадиям человечес­кой эволюции (Чезарь Ломброзо), аномалиями половых хромосом (Прайс).

Психологический подход (З.Фрейд) связывает девиантное поведение с "умственными дефектами", "слабоумием", "психопатией", то есть как бы запрограммированностью отклонений.

Культурологическое объяснение девиации строится с позиций признания конфликта между нормами субкультуры и господствующей культуры (Селлин, Миллер) и стигматизации, то есть своего рода клейма, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп (Г. Беккер).

Социологическое объяснение девиации впервые было предложено в теории аномии Эмили Дюркгейма. Эта теория подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. В результате разрушения социальных норм люди испытывают состояние запутанности и дезориентации и это способствует девиантному поведению, приводит к конфликту между разными стандартами оценки поведения, росту преступности.

Девиация начинается тогда, когда возникает социальное напряжение, нарастает конфликтная ситуация во взаимоотношениях индивида (группы) с обществом. В прямом смысле, это выражается в том, что предпринимаются попытки достичь своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели достигаются, стороны удовлетворяются, девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в иных формах, иногда тяжелых и затяжных (бессрочная забастовка, диссидентство, партизанское движение, террор и так далее).

В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты, нормы, ценности, приобретает всеобщий характер, угрожая самим устоям общества. Такое состояние является социальной аномией, что в буквальном смысле означает разрегулированность, деформацию общества. Это чаще всего бывает в периоды войн, революций, переворотов, глубоких реформ и других больших социальных потрясений.

Известны два способа выхода из состояния социальной аномии. Первый - быстрый, решительный и бескомпромиссный. За него обычно выступают радикальные, организованные и динамичные силы. Второй - длительный, мучительный, предполагающий поиск, выработку и утверждение новых социальных ценностей, норм, институтов и организаций. Это путь постепенного налаживания нормальной жизни общества, вовлечение в нее всех членов с учетом их желаний, возможностей и интересов.