Лекция №2

КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ И НАЗВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ПО ПРАВИЛАМ НОМЕНКЛАТУРЫ IUPAC

Таблица №6

Лекция №1

ДЛЯ АЛИФАТИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Таблица №5 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НОМЕНКЛАТУРЫ IUPAC

Лекция №1

1. За основу названия вещества принимается наименование предельного углеводорода, которому в данном соединении соответствует самая длинная цепь углеродных атомов; остальные части углеродного скелета рассматриваются как заместители.

2. Если в соединении содержится две цепи одинаковой длины, то предпо­читают цепь, содержащую максимальное число заместителей.

3. При наличии функциональной группы главную цепь выбирают так, чтобы она обязательно включала эту группу.

4. Тип заместителя обозначается приставкой или суффиксом. Положение каждого заместителя или функциональной группы обозначается номером; номер ставится перед приставкой, но пос­ле суффикса, и отделяется дефисом.

5. При наличии нескольких одинаковых заместителей использу­ются умножающие приставки (ди-, три-, тетра-, пента-, гекса- и др.).

6. Предпочтение в нумерации цепи всегда отдается функцио­нальной группе. Минимальный номер должны иметь: а) главная функциональная группа; б) двойная или тройная связь; в) при наличии заместителей, обозначаемых приставками, преимущество имеют алкильные грпы (начиная с наиболее простой).

7. Только приставками обозначаются: а) алкильная группа; б) галгены; в) аминогруппа; г) алкоксигруппа; д) нитрогруппа.

8. Только суффиксами обозначаются кратные связи: а) при на­личии двойной связи в названии соответствующего алкана «ан» заменяется на «ен»; б) при наличии тройной связи - на «ин»:

 

СН3-СН2-СН2-СН3 (бутан) СН2=СН-СН2-СН3 (бутен-1) СН3-СºС-СН3 (бутин-2)

 

9. Заместители обозначаются как суффиксами, так и пристав­ками. Суффиксом обозначается главная функция, а остальные - приставками (см. таблицу 6).

10. Порядок перечисления приставок: а) фтор-, хлор-, бром-, иод-; амино-, нитро-, алкокси- ; б) гидрокси-, меркапто-, оксо-, сульфо- в) алкильные группы, которые располагаются меньшая перед большей, содержащая прямую цепь перед разветвленной.

11. Порядок перечисления суффиксов: «-ен»,«-ин», далее суффикс главной функциональной группы (см. таблицу 6).

 

Название вещества представляет собой длинное слово, в котором перечисляют элементы структуры в следующем порядке:

 

приставки хлор, бром, нитро, амино приставкинеглавных функц. групп приставки метил, этил, пропил, изопропил корень название алкана, соответствующего длине гл. цепи. суффикс кратной связи (ен, ин) суффикс главной функц. группы
Класс соединений Функциональные группы (в порядке уменьшения старшинства) Название как приставка Название как суффикс
Соли аммония Карбоновые кислоты Сульфокислоты Сложные эфиры Амиды Нитрилы Альдегиды Кетоны Спирты Тиолы Амины Простые эфиры *) Галогенопроизводные Нитрозо- соединения нитросоединения -N+R¢R¢¢R¢¢¢ -СOOH -(C) OOH -SO3H -СOOR -СONH2 -(С)ONH2 -CºN -(C)ºN -CHO -(С)HO нет -OH -SH -NH2 -OR -F -Cl -Br -I -N=O -NO2 триалкил (арил)-аммонио- карбокси- - сульфо- -алкил (арил) оксикарбонил карбамоил- - циано- - формил- оксо- оксо- гидрокси- меркапто- амино- алкокси- фтор- хлор- бром- иод- нитрозо- нитро- триалкил (арил)- аммоний -карбонов. к-та -овая к-та -сульфок-та -оат; -карбоксилат -карбоксамид -амид -карбонитрил -нитрил -карбальдегид -аль -он -ол -тиол -амин - - - - - - -

*)Характеристические группы простых эфиров и ниже указанных в таблице классов перечисляются в приставках по алфавиту; старшинства для них не предусмотрено.

Новое время – 17 век.

В 17 веке основная идея миропонимания – дух механицизма. Вся вселенная мыслилась как огромный механизм. Механицизм-это представление о том, что все проходят механически. Животные рассматривались как простейшие машины, которые не имели душу, человек имел душу но тоже существовал по принципу механицизма.

Вторая идея – идея детерминизма – вес события предопределены событиями в прошлом (Демокрит). Часы рассматривались как простейший механизм. Душа человека была нечто сложным, но тоже объяснимым.

Принцип редукционизма – объяснение сложных явлений, явлениями более простыми.

Возникают идеи, которые предопределяют дальнейшее развитие науки. Главным становится экспериментальный подход, это появление новой методологии – эксперимент. Эмпирическое получение данных (теперь авторитет не имеет значения)

Основоположником эмпиризма был Френсис Бэкон. Он говорит о том, что есть религия и есть наука. Они имеют разные объекты исследования. Такой двойной взгляд переносится и на понимание души , где выделяется боговдохновенная и телесная душа. Они наделяются разными свойствами – ощущение и движение у телесной и мышление и воля у боговдохновенной. Объектом науки – свойства телесной души. Главный способ получения знаний – умственная переработка и мы получаем все наши знания только благодаря опыту. Ощущения не совершенны, именно это приводит к ошибкам познания. Он разработал метод индукции для проверки умозаключений. Он разрабатывает новую методологию – эмпиризм, который строился на индукции.

Дальнейшее развитие эмпиризма происходит в трудах Декарта, Спинозы и Лейбница. В 17 веке возникает проблема взаимоотношения души и тела. Появляются первые три варианта решения данной проблемы ( современном этапе их 5).

1. Декарт – психофизический дуализм: был дуалистом, материя и мысль равноправным в его философии – т.е. две первоосновы. Основное свойство души – мышление, тела – протяженность. Душа и тело имеют разную природу. (до Декарта – душа и тело имеют однонаправленное взаимодействие – только душа могла влиять на тело, но не обратно). Для Декарта пересечение души и тела – в шишковидной железе. На тот момент Декарт заложил два направления науки – описательная и объяснительная. Но душа не является полностью независимой от тела, но она воспринимается иначе. Душа имеет только одну функцию – мышление. (это влияние Платона). Вместе метафизических рассуждений он применяет метод объективного наблюдения и эксперимента. С точки зрения Декарта душа не материальна (хоть у него и материалистический подход к рефлексу, психика и сознание отождествляются, т.е. бессознательных процессов в душе нет, человек всегда осознает все свои мысли и чувства. Это подтверждает что интроспекция является основным методом познания собственной психики, хотя данные интроспекции как и данные других органов чувств, должны подвергаться сомнениям. Сомнения – универсальный познавательный принцип. Я мыслю значит я существую. Познать душу проще чем познать свое тело). Декарт вводит понятие рациональная интуиция. Интуитивное знание порождается опытом, оно гораздо более значимо, чем дедукция. (приверженность к вербальным методам обучения). Душа интеллектуализирована, к ней относится все что можно понять и осознать.

Главная функция тела – это движение, активность с помощью которой разворачивается мышление, присуща и самой душе – это идея внутренней активности. Но эта активность идет от тела , оно источник. Декарт подошел к идее рефлекса и пытается раскрыть (понятие рефлекса он не использовал). Тело состоит из физической материи, которая обладает свойствами протяженностью и движением. Работа тела схожа с работой машиной. Все физиологические процессы он объясняет в физических терминах (тело пронизано полыми трубками). Действие рефлекса может быть нарушено под влиянием ассоциация и влиянием страстей. Выделяет следующие виды страстей: страдательные и активные. Он использовал понятие ассоциации (у Аристотеля уже есть понимание ассоциаций).

Декарт является родоначальником дуалистической психофизиологии, психика отождествляется с сознанием, он вносит новое в развитие методологии – новые методы рассуждения (дедукция и индукция).

2. Спиноза – монизм (монистический параллелизм): говорит о единой субстанции – природе, которая имеет множество свойств и сторон, из них два основные свойства – душа и тело. Хоть они и свойства одной материи, но они не тождественны. Природа одухотворена (гилозоизм – всеобщая одухотворенность, одухотворенность только человека – антропо…) все вещи – модусы, человек это тоже определенный, очень сложный модус, образованный модусом души (ум, мышление состоит из модусов идея) и тела. Часть духа бессмертна и часть духа умирает вместе с телом. Основной принцип – порядок и связь идеи те же, что и порядок и связь вещей ( связь с памятью) – это основной закон ассоциаций – специфические связи между идеями. Целостность человека является основой познания окружающего познания и ведущее интуитивное знание ( с помощью интуиции мы осваиваем общие понятия, она дает безграничные возможности самопознания, познавая самого себя мы познаем весь окружающий мир).

Теория свободы воли: свобода – познанная необходимость. Он одним из первых пытается понять природу эмоций и человеческий чувств. Выделяет три вида страстей. В итоге он приходит к свободе воли человека, он не свободен от законов природы – это его рамки. Он один из первых говорит о волевой активности человека.

3. Лейбниц – монадология: идеалист. Все представляет собой некие монады (центр жизненных сил, которые обладает не материальными свойствами, психическими свойствами. Каждая монада неповторима и при этом каждая отражает по своему строению вселенную это не материальные атомы, они могут воспринимать и самоопределяться. Он не связывает способность воспринимать с познанием: нельзя говорить что в душе есть только то что она воспринимает сознательно, т.е. впервые возникает понятие бессознательного. (далее это понятие развернуто Фрейдом, которые наполнил его своим содержанием).

Вводит понятие перцепции и апперцепции ( которые есть в души) он их соотносит со степенью осознанности с содержанием. То есть в душе есть несколько областей осознанности – отчетливого знания, смутного знания и бессознательного. Апперцепция – сознательное, перцепция включает как сознательное так и бессознательное.

Рациональная интуиция раскрывает содержание идей, находящихся в апперцепции, эти знания ярче так как они осознанны.

Поведение человека регулируется сознанием, сознательными идеями.

Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах, кроме самого интеллекта. Возражал против идеи Локка – что душа, чистая доска, так как способность к восприятию заложена изначально. Есть предрасположенность к знанию.

Основной его вклад – разработка идеи бессознательного.

Томас Гоббс (механистический ассоцианизм) развил идеи Декарта и Лейбница. Он отвергает душу как особую сущность – ничего нет кроме материальны тел, которые движутся по законам механике (им подчинена и психика) материальное воздействие на организм вызывает ощущение. По законам инерции из ощущений возникают представлений, из которых появляются цепи мыли, которые идут друг за другом в том же порядке что и ощущения – ассоциации. Он первым придает ассоциация силу универсального закона психологии. Он считал что этому закону подчинены и рациональное познание, и произвольное действие, т.е. это механистический ассоцианизм. Разум это продукт ассоциаций, а так как ассоциации это результат материального взаимодействия организма со средой, то ассоциации это результат данного опыта.

Джон Локк – в сознании нет ничего, чего нет в ощущениях. Он является родоначальником культурального направления – происхождение всех знаний имеет опытный путь. Психика ребенка формируется в процессе жизни, нет врожденных идей. Но при этом он говорил, что некоторые эмоции врожденны. В первые годы жизни ребенка сознание наиболее гибкое и его можно формировать, это подготовка базового характера для дальнейшей жизни. Все формируется на основе чувственного опыта – рефлексия и ощущения. Новое понятие – рефлексия. Ощущения – основа знаний о внешнем мире, рефлексия – о внутреннем. Ощущения – пассивный процесс. Воздействие окружающей среды проявляются в том что, мысли и чувства развиваются в процессе ассоциаций. Он отмечает роль повторения и подражания (возникает значимость взрослого). Играет роль вознаграждение и наказание в формировании.

Развитие характера – развитие самоконтроля (основа образования). Для этого должно быть здоровое тело. Поэтому необходима определенная система упражнений. Так же для развития характера важно не баловать детей, так как привычки, полученные в раннем возрасте, тяжело ломаются в будущем. Он выступает против физического наказания, награждать и наказывать надо только разумное поведение, а физическое наказание вызывает только негативные ассоциации, оно не эффективно, так как ребенок подчиняется только силе, и оно не формирует характер, а ломает детскую природу, так как ребенку свойственна активная природа – то есть происходит ломка сознания. Нельзя ребенка вознаграждать ребенка деньгами и сладостями, лучшая награда – похвала или лесть, а лучшее наказание – неодобрение. Он говорит, что дети очень трепетно относятся к наказанию и одобрению, особенно со стороны родителей, и это можно использовать разумно, усилить эффект поощрения, одобрения или неодобрения можно создавая связь с последствиями (хвалить за вежливость в просьбе). Он большое внимание уделял детским страхам – очень важно воспитывать смелость. Нужно отучать ребенка, т.е. выявить источник страха и сближать ребенка с ним. Ребенка нужно приучать к ощущению боли (воспитание смелости и характера)- принцип постепенных изменений. Основываясь на этой теории, он разработал систему правил для родителей. Правила, которые есть у родителей, обычно абстрактны, а детям необходима конкретика. Его альтернатива – принцип моделирования – необходимо создать модель поведения добродетельного человека, где вместо приказаний ребенок приучается к желаемой модели поведения – показать как правильно и похвалить после этого. Каждый ребенок имеет свои особенности, именно когнитивные особенности ребенка определяют границы того, чему ребенка можно обучить.

Локк говорит об особом темпераменте детей. На го идеи повлияли идеи Коменского – обучение в игре (инструкция должна нравиться ребенку), последовательность излагаемого материала, опора на похвалу, опора на естественное любопытство ребенка и т.д.Особое внимание к похвале и наказанию происходит из-за того что это влияние из среды, которое способно правильно закрепить направление поведения ребенка.

Гартли считается основателем ассоциативной психологии, в основу его теории легли теории об опыте и учение о вибрации (механическая вибрация окружающего мира вызывают соответствующую вибрацию органов человека) вибрация психики имеет два круга – большой и малый. Внешнее воздействие вызывает вибрацию органов чувств и частей мозга, мозг вызывает работу определенных мышц – то есть вызывают рефлекс (большой круг вебрации : от органов чувств, через мозг к мышцам) Гартли создает новую теорию рефлекса, где есть дуга ( до этого теория Декарта). Большой круг регулирует движение, малый круг находится в белом веществе мозга и является основной психической жизни, познания и обучения. Вибрация большого круга вызывает вибрацию малого круга – следы, которые являются основой памяти человека. В зависимости от осознанности они могут быть более сильными или менее сильными. Как и Лейбниц, он говорит о сознании и бессознательном, и он создает материалистическую теорию бессознательного. Психика состоит из нескольких элементов – ощущения, представления и чувства. Развитие психических процессов основываются на ассоциациях. (они лежат в их основе). Ассоциации отражают связь между двумя очагами вибрации в малом круге. Воздействие на развитие психики безгранично, все зависит от того какой материал предоставляется ребенку. Т.е. он ставит особый акцент на методы обучения – на взрослого возлагается ответственность за развитие ребенка. Необходимо уделять внимание тому, как обучать ребенка. Главная идея – психика – продукт деятельности мозга. Теория ассоциации Гартли просуществовала около 200 лет и определяла другие теории.

Представители идеалистического ассоцианизма:

4. Беркли – субъективно идеалистические взгляды на мир. Он отвергал материальную субстанцию. Ощущения – некоторые идеи. Главная формула – быть, значит быть в восприятии. Восприятие это тот чувственный опыт, который. мы перерабатываем с помощью ассоциации. До него было разделение всех качеств на первичные ( не зависимы от сознания) и вторичные (воспринимались сознанием) Беркли отвергает такое деление – нет никаких качеств, кроме тех, которые субъект непосредственно воспринимает. Нет никаких внешних материальных раздражителей, идеи соединятся между собой по закону ассоциаций, образуя комплексы. Разум или ум – пассивен, т.е. он пассивно наблюдает смену связей между различными идеями. Есть только активность Бога, а никаких материальных раздражителей нет. Психические явления связаны не причинными явлениями, а символически-знаковыми отношениями, т.е. одно явление является знаком для другого явления. Огонь – знак боли, которая может наступить.

5. Дэвид Юм : если Беркли вообще отвергал материальную субстанцию, то он говорил что вопрос материалистических объектов не объясним. Учение о причинности (детерминизм) – продукт веры, человек просто верит в то, что одно явление является причиной другого, так принято. Это прочная ассоциация представлений, которая возникает в опыте субъекта. Сам субъект – пучок ассоциаций. Данное мнение возникло у Юма в следствии понимание души как дарованную высшей сущность., которая и связывает между собой психические феномены. Беркли поддерживал идею о наличии высшей сущности, оказывающей влияние на появление ассоциаций у субъекта.

 

18 век.

Одной из идей , на основе которых строились дальнейшие теории – ассоцианизм. В 18 веке появляются новые идеи, такие как эволюнистические теории.

Жан Жак Руссо: «Эмиль, или о воспитании». Он один из самых известных теоретиков воспитания 18 века. Его теория – естественного человека. Смысл теории – следовать естественному ходу развития ребенка, его внутренней природы. (не внешней природе, как у Коменского, где речь идет о том, что необходимо учитывать внутреннюю природу, под которой понимается внешний мир). У Руссо возникает другое понимание принципа природосообразности – идея естественного человека порождает идею внутренней гармоничности, т.е. гармоничность естественного в развитии человека. Таким образом, необходимо изучать индивидуальные особенности самих детей, для того что бы строить обучение с учетом естественного хода развития самого ребенка. Он говорит, что существуют не только индивидуальные, но и общие закономерности психического развития, которые изменяются на каждом возрастном этапе. Отсюда возникает периодизация психического развития. (научного критерия в этой периодизации нет, она умозрительна). 0-2 физическое развитие ребенка (до 2 лет, речь ребенка не стоит развивать, 2-12 сенсорное развитие (главное – развитие ощущений, которые ведут к более интенсивному развитию мышления), в 12-15 точные и естественные науки ( в 12 лет заканчивается сон разума, и возможно развивать мышление). Эти первые три стадии – это стадии пресоциального развития. 15-до совершеннолетия разивтие чувств на основе накопленного опыта – период бурь и страстей (ребенка можно выпускать в свет и общество, так как противник развития – цивилизация, т.к. она не дает развить естественную природу). Главное в воспитании ребенка – воспитание независимости.

Основные идеи – развитие происходит в соответствии с внутренним расписание, независимо от окружающей среды, определяющую роль играет биологическое созревание. При этом развитие происходит в процессе смены различных стадий, периодов, каждый из которых имеет свои характеристики. Образование должно быть ориентировано на природу детей. Руссо привнес в общество идею педоцентризма, что в корне меняет отношение к ребенку.