Особенности российского государства в советский период
В советский период российское государство в качестве РСФСР (Российской Советской Социалистической Федеративной Республики) было частью общесоюзного государства – СССР, самой большой из его 15 союзных республик. Будучи территориальной единицей СССР, Россия сама была федерацией, состоящей из 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей.
По форме правления советское государство было республикой. Однако особенность его состояла в объединении всех ветвей власти в Советах, в которых депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали их исполнение в интересах трудящихся. Для тогдашней теории и управленческой практики было характерно критичное отношение к идее разделения властей.
Государственный аппарат РСФСР был сравнительно меньше нынешнего. Это, во-первых, связано с тем, что многие функции выполнял государственный аппарат СССР. Так, в РСФСР не было своего министерства обороны: существовало лишь Министерство обороны СССР. Во вторых, как и в Советском Союзе в целом, главным властным органом было не государство, а Коммунистическая партия. Хотя в СССР и РСФСР существовали высшие законодательные органы в лице Верховных Советов СССР и РСФСР, все основные решения принимали соответствующие партийные комитеты. В третьих, многие функции, выполняемые ныне работниками государственных органов, выполнялись членами общественных организаций, работниками трудовых коллективов. Например, на охрану общественного порядка выходили поочередно члены добровольных народных дружин – ДНД.
Зависимость от партийных органов, подвластность им – это главная особенность функционирования государственного аппарата России в советский период. Все ответственные работники государственных органов были членами КПСС. Они подчинялись партийной дисциплине, невыполнение решения партийных органов грозило исключением из КПСС, что было своеобразной гражданской казнью. Лица, исключенные из КПСС, уже не могли заниматься какой-либо руководящей деятельностью, преподавать, работать в СМИ и т.п. КПСС осуществляла кадровую политику, подбирая и утверждая на все более или менее значимые должности тех или иных кандидатов. Более того, даже в избираемые населением советы всех уровней кандидаты подбирались партийными комитетами соответствующих уровней.
Подотчетность КПСС дисциплинировала государственный аппарат, в определенной мере способствовало его эффективности, держала коррупцию в определенных рамках. Лишение КПСС в марте 1990 г. путем изменений в Конституции, статуса «ядра политической системы СССР», права контролировать государственные органы усилило процессы дезорганизации в обществе. Партийный контроль не был заменен, как предполагалось контролем общественности, гражданского общества. Это привело к тому, что многие работники государственных учреждений, несравненно больше чем ранее, стали рассматривать свои должности как средство для реализации личных интересов, прежде всего, для обогащения. Представляет интерес точка зрения, что КПСС в Советском Союзе играла роль гражданского общества, которое формировало и контролировало государственный аппарат, что было ошибкой разрушение этого аналога гражданского общества. В свете этого вполне естественным выглядит и воспроизводство на сегодняшний день в России новой правящей партии – «Единой России»5.
После распада Советского Союза (официально это произошло в конце декабря 1991 года) Россия полностью становится суверенным государством. Государственный аппарат России существенно расширяется: в большинстве случаев элементы общесоюзного государства становятся частями российского государства.
В течение 1991-1993 гг. российское государства было структурировано и функционировало на основе некого гибридного законодательства: правовая основа РСФСР как части СССР дополнялась законодательными «вставками» соответствующими переходу к рыночной экономике, к либеральной демократии. В целом это приводило к правовой и административной путанице, хаосу в управлении. Имело место своеобразное «двоевластие» – власть Верховного Совета и власть президента Б.Ельцина, которые боролись за статус главной власти и пытались ограничить полномочия друг друга. 21 сентября 1993 г. Президент РФ Б. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Это в конечном итоге привело к конфликту, вплоть до вооруженного столкновения, двух ветвей власти – законодательной в лице Верховного Совета РФ и исполнительной в лице президента Б.Ельцина. Этот конфликт закончился в октябре 1993 г. победой президента. Вертикаль законодательной власти советов всех уровней была распущена. В декабре 1993 г. были проведены выборы в нижнюю (Государственную Думу) и верхнюю (Совет Федерации) палату нового законодательного органа России – Федерального собрания. Одновременно с выборами на референдуме был одобрен проект новой Конституции РФ. На основе этой Конституции РФ построено и функционирует российское государство и в настоящий период.