Особенности этнополитических отношений в современной России
Перепись 2002 г. подтвердила, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств мира – согласно официальным данным, представители свыше 160 национальностей проживают на территории страны. Некоторые из этносов крайне малочисленны: так юги представлены 19 гражданами России, а кайтагцы – 5. В ходе переписи было обеспечено выполнение Конституции Российской Федерации в части свободного самоопределения национальной принадлежности. В силу этого число этносов по сравнению с советским периодом по статистике возросло. В официальной статистике теперь согласно переписи зафиксированы субэтносы и русских. Это казаки (140 тыс.) и поморы (6,5 тыс.)1 Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. На2009 г. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численностСогласно данным последней переписи в РФ, русскими себя назвали 111 млн россиян, второй по численности национальностью являются татары - 5,31 млн человек. На третьем месте украинцы - 1,93 млн человек, башкиры - 1,58 млн, чуваши - 1,44 млн, чеченцы - 1,43 млн, армяне - 1,18 млн, аварцы - 910 тысяч, мордва - 740 тысяч, казахи - 650 тысяч, азербайджанцы - 600 тысяч, даргинцы - 590 тысяч, удмурты - 550 тысяч, марийцы - 550 тысяч, осетины - 530 тысяч, белорусы - 520 тысяч, кабардинцы - 520 тысяч, кумыки - 500 тысяч. 6 млн 660 тысяч - иные национальности.ь составила 116 млн. человек (80% жителей страны).
По нормативам ООН мононациональной страной является страна, где 67% населения принадлежит одной нации2. Однако это не позволяет отнести Россию к типу моноэтнических государств по следующим причинам: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается ими в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение.
Этнополитический процесс в стране, начиная с периода перестройки протекал и протекает по-разному в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны. Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: российский север (территория расселения финно-угорских народов), южно-сибирский район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят), татаро-башкирский район, северокавказский. Этнополитический процесс в этих регионах прошел несколько этапов3.
Первый этап (конец 1980-х - 1991 гг.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее — повышения статуса языков титульных народов. В этот период происходит суверенизация автономий России — они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный статус языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно-политических движений, съездов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этнократической формы государственности в республиках.
Второй этап (1991-1994 гг.). Ведущей тенденцией данного этапа является борьба внутри республик между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу государственного устройства республик, их политического статуса. Не менее острой являлась и политическая борьба руководства республик и федерального центра по поводу перераспределения властных полномочий. Особой остроты первая тенденция достигает в Северо-Кавказском регионе, где противостояние завершается свержением официальной власти Чечено-Ингушской Республики, развязыванием вооруженного этнотерриториального конфликта между осетинами и ингушами, массовым вытеснением русского населения и конституированием двух новых республик — Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Вторая тенденция максимальной остроты достигла во взаимоотношении республиканской власти Татарстана и федерального центра. Она завершается подписанием двустороннего Договора между Татарстаном и федеральным центром о разграничении полномочий, который открыл дорогу подписанию двусторонних договоров между субъектами Федерации и федеральным центром. Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирование этнополитических проблем, явились подписание Федеративного договора (31.03.1992) и утверждение Конституции Российской Федерации (1993).
Третий этап начался в 1995 году. Для этого периода характерна тенденция урегулирования межэтнических противоречий на внутриреспубликанском уровне, потеря инициативы национально-политическими движениями и партиями. Наиболее активная часть национальных лидеров включилась в состав общероссийской бизнес-элиты или в систему органов управления разного уровня. Лидеры российских республик к этому времени перестали заигрывать с национальными движениями, рассматривая их уже как единственную опасность для их пребывания во власти. Правящая элита в республиках качнулась в сторону союза с федеральной властью, а последняя сумела использовать договорный процесс для стабилизации политической ситуации в стране. На этом этапе удается поставить в значительной мере под контроль ситуацию в Чечне. Все это сопровождалось значительными жертвами как среди местного населения (чеченского и русского), так и со стороны российских вооруженных сил. Вопрос о масштабах потерь является дискуссионным. Представители чеченский сепаратистов называют даже цифру – 250 тыс. человек. Но видимо, можно согласиться с мнением, что в целом потери среди чеченцев достигли примерно 20 тыс. человек. Примерно столько же погибло русских (военнослужащие - около 10 тыс. человек - и местное русское население)4.
На четвертом этапе (2000-е гг.) появились новые тенденции в этнополитическом процессе. Здесь приводятся в соответствие с федеральным законодательством правовые акты субъектов Федерации, расторгаются двусторонние договоры между субъектами и федеральным центром, как сыгравшие свою роль и исчерпавшие себя на новом этапе развития государственности. В 2003 году избраны высшие органы государственной власти Чеченской Республики, что привело к стабилизации этнополитического процесса на Северном Кавказе. Можно констатировать, что непосредственная угроза распада России миновала. Однако по-прежнему остается целый комплекс пока не урегулированных проблем межэтнических отношений, основными из которых являются социально-экономическая и политическая разностатусность народов.
Все более очевидной становится необходимость формирования общегражданского национального самосознания населения России, которое должно приобрести доминирующий характер по отношению к локальным этнокультурным различиям. В настоящее время ставка делается на формирование единой российской нации, где гражданско-территориальный аспект преобладал бы над этническим. Показательным фактом в этом отношении является то, что в настоящее время паспорт гражданина РФ не содержит графы «национальность». В русле тенденции формирования единой российской нации происходит и укрупнение субъектов федерации. На сегодняшний день несколько автономных национальных округов уже потеряли свою федеративную субъектность слившись с более крупными территориальными образованьями.
В ходе процессов иммиграции Россия будет пополняться представителями разных национальностей. Все они со временем станут россиянами. Формирование нации по принципу этнического родства («крови», семьи) сменяется на формирование нации по принципу команды (корпорации). России нужны талантливые ученые, здоровые трудолюбивые, нравственно устойчивые работники всех национальностей с тем, чтобы Россия была более конкурентоспособной в глобальном соперничестве стран и народов. Разумеется, формирование единой российской нации будет происходить на базе языка и культуры самого крупного этноса – русского. Представителя других этносов будут обогащать российскую культуру достижениями всего мира5. Важно при этом, чтобы темпы иммиграции соответствовали возможностям ассимиляции иноэтничных пришельцев в рамках единой российской культуры. Как показывает опыт ведущих стран Европы, ставка на мультикультурное общество не оправдала себя. В целом в России прогрессирует процесс смешения этносов, снижения их гомогенности. Важна не чистота крови, а вклад в развитие российской культуры, российской цивилизации, складывающейся на базе русской культуры6. При этом нужно согласиться с мыслью, что для формирования гражданской российской нации сами россияне должны быть в большей мере не подданными, а гражданами, людьми разных национальностей свободно, самостоятельно и активно определяющими развитие российского общества, а не ждущими указаний и «милости», опеки со стороны государства. Культурная интеграция не должна проводиться сверху, а быть добровольным делом народов, населяющих Россию7.
На сегодняшний день межэтнические отношения в России складываются довольно непросто. Как показывает история, межнациональные коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходили классовые и иные типы социальных конфликтов. Национальные трения существовали и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия. Многонациональное общество изначально менее стабильно, чем этнически однородное общество, и суть национального вопроса сводится к тому, какая из двух противоположных тенденций - центробежная или центростремительная - возьмет верх и окажется доминирующей. Главной зоной острых межэтнических конфликтов в России остается Северный Кавказ. Здесь имеют место не только конфликты между русскими и представителями других этносов (Краснодарский край), но и между ингушами и осетинами (Северная Осетия) и др.
Если начиная с 1986 г, как полагают исследователи, имел место всплеск националистических настроений и акций нерусских этносов, то через десять лет стал наблюдаться подъем русского национализма8. В классическом (этнокультурном) русском национализме имеет место идеализация всего, что связано с русской историей, с русскими традициями, русским характером. Выдвигаются предложения переустройства общества исходя из особой миссии русского народа, из его вековых традиций (православия, соборности и т.п.). Постклассический (этнопопуляционный) идеализм более прагматичен: здесь делается акцент на обеспечение экономических интересов русского этноса. Согласно исследованиям приблизительно 15% российских избирателей склонны поддержать политические идеи русских националистов.
Иногда русский национализм приобретает неприглядную форму экстремизма. Так в России растет число пострадавших от нападений на почве национальной ненависти. За подавляющим большинством нападений стоят так называемые скинхеды. Их в России насчитывается около 50 тыс., чаще они всего нападают на выходцев с Кавказа и Центральной Азии, а так же на представителей молодежных субкультур и сексуальных меньшинств.
Нечто подобное имело место и в Белгороде. Так был вынесен приговор по уголовному делу в отношении 10 членов экстремистской организации «Белгородский национальный корпус» (БНК). Лозунг этой экстремистской группировки был «Россия для русских». Членами группировки были дети из приличных семей, курсантские лидеры из юридического института. Группировка совершила нападение на цыганскую семью. Лидер группировки получил в виде наказания 5 лет колонии строго режима9.
Русский национализм опасен расколом России. С одной стороны он порождает настроения изоляционизма русских, который выражается, прежде всего, в стремлении отказаться от дотационных и беспокойных республик Северного Кавказа. С другой стороны он может вызвать стремление выйти из состава России у нерусских этносов10.
В России ставится задача вывода этничности из сферы политики11, чтобы этническое начало не выступало как фундамент каких-либо политических движений. В РФ запрещено формирование политических партий на этнической основе, равно как и на конфессиональной. Необходимо как о первостепенной задаче говорить о сплочении российской нации и российского народа12. В целом как показывают исследования общественного мнения процесс становления гражданской российской нации приобрел устойчивый характер13.