Прямой и обратный счет»— 1, 20, 2, 19, 3, 18, 4, 17, 5, 16 и т.д.
ПСИХОТРЕНИНГ
Психотренинг— это комплекс упражнений, направленных на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т. д. Он широко применяется для улучшения успеваемости у детей с задержкой психического развития. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой являются дети от шести до десяти лет. Продолжительность занятий — 30—45 минут, но отдельные упражнения можно включать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать альбомы типа «Развивайте ум детей».
Приведем пример упражнений, направленных на развитие объема и концентрации внимания и работоспособности:
«Корректура» — вычеркивание из текста определенных букв (сначала одной, потом двух-трех) с фиксированным временем;
«Муха» — рисуется квадрат 3x3 клеточки и ребенку предлагается, мысленно удерживая его, перемещать по нему «муху» вверх-вниз, влево-вправо, следя за тем, чтобы она не вылетела за пределы квадрата.
«Паровозик»— ребенку предлагают на тетради в клеточку рисовать под диктовку перемещения «паровозика» — одну клеточку вниз, две вправо, две вверх и т. д.
«Что изменилось?»— на столе раскладывается ряд предметов, затем некоторые из них, попросив ребенка отвернуться, меняют местами. Нужно узнать, что изменилось.
В индивидуальной работе могут использоваться задания типа «Найди различия между картинками», «Найди два одинаковых предмета» и т. д.
Приведем пример психотренинговых упражнений, развивающих переключаемость внимания:
«Корректура»— при которой, например, одну букву необходимо вычеркнуть, другую подчеркнуть или обвести кружком.
«Наблюдение за двойными картинками»— ребенку предъявляется картинка с двойным изображением: «профили—ваза», «утка—заяц», «красавица—ведьма» и т.д., после того как ребенок обнаружит оба изображения, ему предлагается попеременно воспринимать оба изображения, как можно с большей скоростью. Время выполнения упражнения фиксируется — 1—2 минуты.
«Ручная проба»— ребенку предлагается попеременно стучать по столу в последовательности «ребро — кулак — ладонь» (1—2 минуты).
Для более старших детей возможно использование таблиц Шульте и Шульте—Горбова.
Развитие навыков запоминания является важной задачей психолога, особенно при работе с детьми с органической задержкой психического развития. Подробное описание упражнений для развития различных видов памяти дано в серии пособий, выпущенных центром «Эйдос». Поэтому здесь мы ограничимся описанием групповых игр и упражнений, направленных на развитие механического и логического запоминания.
Для развития слуховой памяти применяются упражнения типа:
«Нагружаем корабль»— каждый ребенок должен повторить в той же последовательности все слова, сказанные раньше, и добавить свои: «крыса»; «крыса, мешок»; «крыса, мешок, картинка» и т. д.
«Вспоминание стихотворения» —один из участников называет строчку из стихотворения, задача группы вспомнить его целиком.
«Запоминаем числа»— называются ряды двузначных чисел, начиная с 4 и до 10; задача — запомнить и записать в той же последовательности.
«Составляем фразу»— упражнение выполняется в паре. Один из партнеров дает другому набор из 7—10 отдельных слов; задача второго — составить минифразу и запомнить ее. Через 5 минут воспроизвести слова, затем роли меняются.
Для улучшения зрительного запоминания используются сюжетные картинки: посмотреть, а затем, не глядя на картинки, перечислить, что нарисовано; цветное геометрическое лото — посмотреть на свою карточку, запомнить ее; повторить это 5—6 раз с другими карточками, а потом перемешать их с остальными и отобрать узнанные отдельные карточки; сравнение парных картинок по памяти и т. д.
Для развития мышления младших школьников используются игры:
«В аналогии»*(лошадь с жеребенком, как корова с ...), задача группы — дополнить фразу.
«Сходства и различия»— «муха и пчела похожи...», «муха и пчела отличаются...».