Прямой и обратный счет»— 1, 20, 2, 19, 3, 18, 4, 17, 5, 16 и т.д.

ПСИХОТРЕНИНГ

Психотренинг— это комплекс упражнений, направлен­ных на развитие психических процессов: внимания, памя­ти, мышления и т. д. Он широко применяется для улучше­ния успеваемости у детей с задержкой психического разви­тия. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой явля­ются дети от шести до десяти лет. Продолжительность заня­тий — 30—45 минут, но отдельные упражнения можно вклю­чать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать аль­бомы типа «Развивайте ум детей».

Приведем пример упражнений, направленных на разви­тие объема и концентрации внимания и работоспособности:

«Корректура» — вычеркивание из текста определенных букв (сначала одной, потом двух-трех) с фиксированным временем;

«Муха» — рисуется квадрат 3x3 клеточки и ребенку пред­лагается, мысленно удерживая его, перемещать по нему «муху» вверх-вниз, влево-вправо, следя за тем, чтобы она не вылетела за пределы квадрата.

«Паровозик»— ребенку предлагают на тетради в клеточ­ку рисовать под диктовку перемещения «паровозика» — одну клеточку вниз, две вправо, две вверх и т. д.

«Что изменилось?»— на столе раскладывается ряд пред­метов, затем некоторые из них, попросив ребенка отвер­нуться, меняют местами. Нужно узнать, что изменилось.

В индивидуальной работе могут использоваться задания типа «Найди различия между картинками», «Найди два оди­наковых предмета» и т. д.

Приведем пример психотренинговых упражнений, раз­вивающих переключаемость внимания:

«Корректура»— при которой, например, одну букву не­обходимо вычеркнуть, другую подчеркнуть или обвести круж­ком.

«Наблюдение за двойными картинками»— ребенку предъяв­ляется картинка с двойным изображением: «профили—ваза», «утка—заяц», «красавица—ведьма» и т.д., после того как ребенок обнаружит оба изображения, ему предлагается по­переменно воспринимать оба изображения, как можно с большей скоростью. Время выполнения упражнения фикси­руется — 1—2 минуты.

«Ручная проба»— ребенку предлагается попеременно сту­чать по столу в последовательности «ребро — кулак — ла­донь» (1—2 минуты).

Для более старших детей возможно использование таб­лиц Шульте и Шульте—Горбова.

Развитие навыков запоминания является важной задачей психолога, особенно при работе с детьми с органической задержкой психического развития. Подробное описание уп­ражнений для развития различных видов памяти дано в се­рии пособий, выпущенных центром «Эйдос». Поэтому здесь мы ограничимся описанием групповых игр и упражнений, направленных на развитие механического и логического за­поминания.

Для развития слуховой памяти применяются упражнения типа:

«Нагружаем корабль»— каждый ребенок должен повто­рить в той же последовательности все слова, сказанные рань­ше, и добавить свои: «крыса»; «крыса, мешок»; «крыса, ме­шок, картинка» и т. д.

«Вспоминание стихотворения» —один из участников на­зывает строчку из стихотворения, задача группы вспомнить его целиком.

«Запоминаем числа»— называются ряды двузначных чи­сел, начиная с 4 и до 10; задача — запомнить и записать в той же последовательности.

«Составляем фразу»— упражнение выполняется в паре. Один из партнеров дает другому набор из 7—10 отдельных слов; задача второго — составить минифразу и запомнить ее. Через 5 минут воспроизвести слова, затем роли меняются.

Для улучшения зрительного запоминания используются сюжетные картинки: посмотреть, а затем, не глядя на кар­тинки, перечислить, что нарисовано; цветное геометричес­кое лото — посмотреть на свою карточку, запомнить ее; повторить это 5—6 раз с другими карточками, а потом пере­мешать их с остальными и отобрать узнанные отдельные карточки; сравнение парных картинок по памяти и т. д.

Для развития мышления младших школьников использу­ются игры:

«В аналогии»*(лошадь с жеребенком, как корова с ...), задача группы — дополнить фразу.

«Сходства и различия»— «муха и пчела похожи...», «муха и пчела отличаются...».