МЕСТО ДЕТСКОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ НАУК

Детская патопсихология — наука, предмет которой отно­сится к междисциплинарной, пограничной области исследо­ваний. С одной стороны, она является разделом патопсихо­логии, которая, в свою очередь, тесно связана с медицин­ской психологией и психиатрией, с другой — опирается на знания, полученные из других смежных дисциплин: возраст­ной и педагогической психологии, общей психологии и психологии личности. При решении вопросов об обучаемо­сти ребенка необходима связь с исследованиями в области дефектологии и логопедии.

Рассматривая проблемы корригирующих воздействий на ребенка, которому свойственны нарушения в психической деятельности, мы затрагиваем область психотерапии и пе­дагогики.

Следует отличать понятия «патопсихология» и «психо­патология». Несмотря на то, что эти слова похожи, по­скольку состоят из единых образующих их корней, они имеют разное значение. Предмет патопсихологии — струк-

тура нарушений психической деятельности в их сопоставле­нии с нормой. Предмет психопатологии — признаки психи­ческих заболеваний и их динамика в ходе течения болезни. Психопатология — раздел психиатрии, т. е. по сути являет­ся медицинской наукой. Поэтому здесь используется меди­цинская терминология: симптом, синдром, этиология, па­тогенез и т. п.

Патопсихология является отраслью психологии, точнее, одного из ее разделов — медицинской психологии — науки, возникшей на стыке медицины и психологии. Поэтому па­топсихология использует психологическую терминологию, хотя при соотнесении своих данных с психическим стату­сом больного, со стадией течения заболевания, с его дина­микой используются и клинические понятия.

Патопсихология и психопатология имеют один и тот же объект исследования — нарушения психической деятельно­сти. Однако в силу того, что предмет исследования у них различный, эти две науки используют разные методы. Пато­психология изучает структуру и динамику нарушений пси­хической деятельности методами психологии. Психопатоло­гия использует для изучения признаков психических забо­леваний, закономерностей смены симптомов и синдромов клинико-описательный (психиатрический) метод.

Специфика детской патопсихологии, в отличие от пато­психологии взрослых, состоит в том, что здесь нарушения в психической деятельности рассматриваются в динамике, соответствующей развитию ребенка в процессе онтогенеза. Это значительно осложняет изучение предмета исследова­ния, поскольку возникает необходимость учитывать сразу две переменных: динамику нарушений психической деятель­ности и динамику формирования психической деятельнос­ти ребенка, детерминируемую созреванием мозговых струк­тур. Поэтому для правильной интерпретации результатов патопсихологического обследования детей необходимо по­стоянное их сравнение с показателями возрастной нормы у здоровых детей. Более того, построение самого патопсихо­логического обследования, подбор методик и стимульного материала — все это должно производиться с учетом возра­ста ребенка и присущих ему в этом возрасте уровней разви­тия познавательной и эмоционально-волевой сферы, инте-

ресов, потребностей, личностных особенностей. Все эти све­дения детская патопсихология берет из соответствующих разделов возрастной психологии — науки о психическом развитии человека в разных возрастных периодах. Исходя из закономерностей формирования личности и различных сто­рон психической деятельности здоровых детей, выводятся показатели возрастной нормы развития ребенка определен­ного возраста.

Поскольку развитие психики ребенка происходит под влиянием обучения и воспитания, нельзя не учитывать дан­ные педагогической психологии. Педагогическая психоло­гия изучает закономерности процесса обучения и воспита­ния как двуединого процесса: с одной стороны, речь идет о реакциях ребенка на воздействие взрослого, а с другой сто­роны — о педагогической деятельности воспитателя, т. е. о выполнении им функций организации, стимуляции и уп­равления развитием ребенка. Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятель­ности конкретных субъектов (учителя и ученика, родителя и ребенка), они рассматриваются как совместная деятель­ность воспитателя и воспитуемого, поскольку представляют собой ситуацию организованного общения. Значение этого факта для развития ребенка трудно переоценить. Особенно велико значение взаимодействия со взрослым для тех де­тей, которым свойственны нарушения психической деятель­ности. Роль взрослых, организующих обучение и воспита­ние таких детей, часто является определяющей в их даль­нейшей судьбе: именно от качества педагогического воздействия зависит вероятность компенсации дефекта либо его усугубление.

Детская патопсихология, как и многие науки, возник­шие на стыке смежных наук, имеет сравнительно короткую историю. Первые работы, посвященные нарушениям пси­хического развития у детей и психологическим механизмам этих состояний, относятся к границе XIX и XX вв. Эти ис­следования начинались как в рамках педагогики (М. Мон-тессори), так и психиатрии (3. Фрейд). В ходе развития воз­растной психологии для установления норм интеллектуаль­ного развития ребенка появился психологический инструментарий для измерения уровней недоразвития ин-

теллекта (тесты Бине—Симона, Векслера). Структурный под­ход к вопросу о деформировании и возможных отклонениях в развитии мышления у детей и подростков представлен в работах Ж. Пиаже. Одновременно с этим в психотерапевти­ческих концепциях 3. Фрейда, А. Адлера обращается вни­мание на детство пациентов, систему их взаимоотношений с родителями и возникающий в связи с этим внутрилично-стный конфликт.

В рамках поведенческого подхода к психологической кор­рекции нарушений, целью патопсихологического обследо­вания становится выявление неадекватных форм поведения и научение адекватному взаимодействию со средой (М. Рат-тер). В нашей стране целенаправленные исследования в об­ласти детской патопсихологии проводились Л.С. Выготским, А.Р. Лурией. В дальнейшем изучение личностных и интел­лектуальных особенностей детей с аномалиями развития было представлено в работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубин­штейн. Чрезвычайно интересный синтез патопсихологичес­кого, психиатрического и психотерапевтического подхода к проблеме неврозов в детском возрасте отражен в статьях и монографиях В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Д.И. Исаева. Изучение роли семейных взаимоотношений в формирова­нии разнообразных личностных нарушений у детей и под­ростков проводится Э.Г. Эйдемиллером.

В.В. Лебединский является автором учебного пособия, посвященного проблемам нарушения психического разви­тия у детей, и предлагает психологическую классификацию данных нарушений. В последние годы в отечественной детс­кой патопсихологии уделяется большое внимание форми­рующему эксперименту, методам коррекции нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы лич­ности, совершенствованию дифференциально-диагностичес­кого методического аппарата.