МЕСТО ДЕТСКОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ НАУК
Детская патопсихология — наука, предмет которой относится к междисциплинарной, пограничной области исследований. С одной стороны, она является разделом патопсихологии, которая, в свою очередь, тесно связана с медицинской психологией и психиатрией, с другой — опирается на знания, полученные из других смежных дисциплин: возрастной и педагогической психологии, общей психологии и психологии личности. При решении вопросов об обучаемости ребенка необходима связь с исследованиями в области дефектологии и логопедии.
Рассматривая проблемы корригирующих воздействий на ребенка, которому свойственны нарушения в психической деятельности, мы затрагиваем область психотерапии и педагогики.
Следует отличать понятия «патопсихология» и «психопатология». Несмотря на то, что эти слова похожи, поскольку состоят из единых образующих их корней, они имеют разное значение. Предмет патопсихологии — струк-
тура нарушений психической деятельности в их сопоставлении с нормой. Предмет психопатологии — признаки психических заболеваний и их динамика в ходе течения болезни. Психопатология — раздел психиатрии, т. е. по сути является медицинской наукой. Поэтому здесь используется медицинская терминология: симптом, синдром, этиология, патогенез и т. п.
Патопсихология является отраслью психологии, точнее, одного из ее разделов — медицинской психологии — науки, возникшей на стыке медицины и психологии. Поэтому патопсихология использует психологическую терминологию, хотя при соотнесении своих данных с психическим статусом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой используются и клинические понятия.
Патопсихология и психопатология имеют один и тот же объект исследования — нарушения психической деятельности. Однако в силу того, что предмет исследования у них различный, эти две науки используют разные методы. Патопсихология изучает структуру и динамику нарушений психической деятельности методами психологии. Психопатология использует для изучения признаков психических заболеваний, закономерностей смены симптомов и синдромов клинико-описательный (психиатрический) метод.
Специфика детской патопсихологии, в отличие от патопсихологии взрослых, состоит в том, что здесь нарушения в психической деятельности рассматриваются в динамике, соответствующей развитию ребенка в процессе онтогенеза. Это значительно осложняет изучение предмета исследования, поскольку возникает необходимость учитывать сразу две переменных: динамику нарушений психической деятельности и динамику формирования психической деятельности ребенка, детерминируемую созреванием мозговых структур. Поэтому для правильной интерпретации результатов патопсихологического обследования детей необходимо постоянное их сравнение с показателями возрастной нормы у здоровых детей. Более того, построение самого патопсихологического обследования, подбор методик и стимульного материала — все это должно производиться с учетом возраста ребенка и присущих ему в этом возрасте уровней развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, инте-
ресов, потребностей, личностных особенностей. Все эти сведения детская патопсихология берет из соответствующих разделов возрастной психологии — науки о психическом развитии человека в разных возрастных периодах. Исходя из закономерностей формирования личности и различных сторон психической деятельности здоровых детей, выводятся показатели возрастной нормы развития ребенка определенного возраста.
Поскольку развитие психики ребенка происходит под влиянием обучения и воспитания, нельзя не учитывать данные педагогической психологии. Педагогическая психология изучает закономерности процесса обучения и воспитания как двуединого процесса: с одной стороны, речь идет о реакциях ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны — о педагогической деятельности воспитателя, т. е. о выполнении им функций организации, стимуляции и управления развитием ребенка. Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретных субъектов (учителя и ученика, родителя и ребенка), они рассматриваются как совместная деятельность воспитателя и воспитуемого, поскольку представляют собой ситуацию организованного общения. Значение этого факта для развития ребенка трудно переоценить. Особенно велико значение взаимодействия со взрослым для тех детей, которым свойственны нарушения психической деятельности. Роль взрослых, организующих обучение и воспитание таких детей, часто является определяющей в их дальнейшей судьбе: именно от качества педагогического воздействия зависит вероятность компенсации дефекта либо его усугубление.
Детская патопсихология, как и многие науки, возникшие на стыке смежных наук, имеет сравнительно короткую историю. Первые работы, посвященные нарушениям психического развития у детей и психологическим механизмам этих состояний, относятся к границе XIX и XX вв. Эти исследования начинались как в рамках педагогики (М. Мон-тессори), так и психиатрии (3. Фрейд). В ходе развития возрастной психологии для установления норм интеллектуального развития ребенка появился психологический инструментарий для измерения уровней недоразвития ин-
теллекта (тесты Бине—Симона, Векслера). Структурный подход к вопросу о деформировании и возможных отклонениях в развитии мышления у детей и подростков представлен в работах Ж. Пиаже. Одновременно с этим в психотерапевтических концепциях 3. Фрейда, А. Адлера обращается внимание на детство пациентов, систему их взаимоотношений с родителями и возникающий в связи с этим внутрилично-стный конфликт.
В рамках поведенческого подхода к психологической коррекции нарушений, целью патопсихологического обследования становится выявление неадекватных форм поведения и научение адекватному взаимодействию со средой (М. Рат-тер). В нашей стране целенаправленные исследования в области детской патопсихологии проводились Л.С. Выготским, А.Р. Лурией. В дальнейшем изучение личностных и интеллектуальных особенностей детей с аномалиями развития было представлено в работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн. Чрезвычайно интересный синтез патопсихологического, психиатрического и психотерапевтического подхода к проблеме неврозов в детском возрасте отражен в статьях и монографиях В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Д.И. Исаева. Изучение роли семейных взаимоотношений в формировании разнообразных личностных нарушений у детей и подростков проводится Э.Г. Эйдемиллером.
В.В. Лебединский является автором учебного пособия, посвященного проблемам нарушения психического развития у детей, и предлагает психологическую классификацию данных нарушений. В последние годы в отечественной детской патопсихологии уделяется большое внимание формирующему эксперименту, методам коррекции нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы личности, совершенствованию дифференциально-диагностического методического аппарата.