ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
Предметом детской патопсихологии являются нарушения в развитии психической деятельности ребенка.
При отсутствии правильной психолого-педагогической помощи развитие ребенка, которому свойственны нарушения в психической деятельности, приводит к социальной дезадаптации. Подбор адекватных приемов корригирующего воздействия, в свою очередь, возможен лишь на основе выявления глубинных, истинных причин отклоняющегося поведения детей. Специальное патопсихологическое обследование помогает определить эти причины, выявить скрытые для простого наблюдения признаки нарушений высших психических функций и личностных образований, определить их структуру и взаимосвязь.
Таким образом, одной из основных задач детской патопсихологии является получение данных о психическом состоянии ребенка с отклоняющимся поведением: о состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Поскольку в патопсихологии уже накоплено достаточно данных об особенностях нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, результаты обследования помогают установить правильный диагноз.
В работе школьного психолога патопсихологическое обследование ребенка необходимо для отграничения отклонений в поведении, возникших под влиянием социальной ситуации развития, от тех, которые обусловлены нарушением психической деятельности. Так, например, невнимательность, рассеянность ученика на уроке, невыполнение им заданий учителя, крайне низкую успеваемость, доходящую до невозможности овладения школьными навыками и знаниями,
И
можно объяснить отсутствием учебной мотивации, обесцениванием учебы для ребенка в связи с имеющимися у него иными интересами и ценностными ориентациями, иными сферами самоутверждения. Однако такая же картина поведения может быть и при церебрастенических состояниях, характеризующихся истощаемостью внимания, низкой или неравномерной работоспособностью, инертностью психических процессов, часто сочетающихся с нарушением анализа и синтеза пространственных отношений, тонкой моторики. Если ребенку свойственны указанные особенности, то несмотря на его старания заслужить звание «хорошего ученика», учитель будет воспринимать его как ленивого, недобросовестного, безразличного к учебе.
Важной задачей патопсихологического обследования ребенка выступает раннее выявление симптомов психического недоразвития, искаженного, дисгармонического развития, дебюта психических заболеваний, невропатии, неврозов и т. п. Обнаружив тревожные симптомы, психолог должен направить ребенка к соответствующему специалисту для уточнения диагноза и лечения.
Специфические задачи возникают перед детским патопсихологом при работе с подростком. Этот возрастной период, являясь сложным этапом в развитии для всех детей, провоцирует резкие отклонения в поведении у подростков с нарушениями в психической деятельности. Это возникает часто даже при минимальных, компенсированных (т. е. незаметных для простого наблюдения) ранее нарушениях. Так, например, при некоторых типах акцентуаций характера в подростковом возрасте ярко проявляются признаки социальной дезадаптации: отказ выполнять требования взрослых, негативизм по отношению к социально одобряемым нормам поведения, повышенная раздражительность, конфликтность и т. п. Такие же, на первый взгляд, поведенческие
ПрОЯВЛеНИЯ СВОЙСТВеННЫ И ОбЫЧНОМу ПОДРОСТКУ В ОТНОШЄ'-
нии своих родителей, если те не хотят сменить стиль отношений с сыном или дочерью, пытаясь удержать их в рамках детской «морали послушания». В этом случае поведение подростка не является патологией, а выступает как реакция эмансипации, гипертрофированная в ответ на неправильное поведение родителей.
Следующая задача, которую решает детская патопсихология, — использование данных патопсихологического обследования в ходе осуществления корригирующих воздействий. Так, выявление личностных особенностей ребенка, его интересов, интеллектуального уровня помогает установить контакт с ним, прогнозировать особенности эмоционального реагирования на психотерапевтическое воздействие, гибко строить тактику общения. Иногда сам патопсихологический эксперимент может стать инструментом психотерапевтического воздействия. Так, дети с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, патологической застенчивостью при успешном выполнении заданий видят очевидность высказываемых психологом суждений о наличии у них потенциальных возможностей для высоких достижений.
Психологические измерения динамики улучшений в психической деятельности в связи с проводимой психокоррекцией также являются задачей патопсихологии. Данные этих измерений выступают объективными показателями влияния психотерапии и других корригирующих воздействий (обучающий эксперимент, развивающие игры) на лечение. Обнаруживаемое в эксперименте улучшение, в свою очередь, опять же следует использовать для выработки у ребенка оптимистической установки.
Очень важной в практическом отношении задачей является получение данных о психической деятельности ребенка для осуществления различного рода экспертиз. Прежде всего это необходимо для решения вопроса о том, где следует учиться ребенку: в обычной или специальной школе. Направление ребенка в специальную школу осуществляют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Однако далеко не всегда родители своевременно обращаются за помощью к специалистам. Это объясняется тем, что многие виды психического недоразвития ребенка не заметны в бытовом общении. Более того, такие нарушения, как дис-графия, дискалькулия, дислексия 1, вообще не связаны со снижением интеллекта. Поэтому учителя воспринимают от-
1 Указанные нарушения приводят к невозможности овладения навыками чтения, письма, счета при условии традиционной методики преподавания.
ставание ребенка в учебе как следствие его нежелания учиться и убеждают в этом родителей.
Школьный психолог должен владеть методами патопсихологического обследования, чтобы иметь возможность прогнозировать успешность обучения ребенка, сориентироваться в вероятном наличии того или иного диагноза и убедить родителей проконсультировать ребенка у соответствующего специалиста. Естественно, что предположение наличия у ребенка психического недоразвития глубоко травмирует родителей, они не хотят соглашаться с тем, что сын или дочь подлежат обучению в специальной школе. Поэтому экспертная оценка здесь необходима и от ее точности зависит дальнейшая судьба ребенка. Если дебильный ребенок учится в обычной школе, он постоянно чувствует свою несостоятельность по сравнению с другими детьми. Это приводит уже к вторичным нарушениям — невротическим реакциям — либо отклонениям в развитии личности. Не меньше вреда приносит для психического развития и такой вариант, когда педагогически запущенного ребенка направляют в специальную школу, расценив отсутствие готовности к школе как умственную отсталость.
В профориентации и трудовой экспертизе патопсихолог выявляет степень нарушения психической деятельности и влияние этого на трудоспособность обследуемого. Опираясь на сохранные психические функции, психолог помогает выбрать такую профессию, где возможна максимальная компенсация дефекта. В то же время старшеклассник должен знать перечень профессий, которые ему противопоказаны в силу его особенностей. Например, для эпилептоидных личностей не подходят профессии, требующие быстрого переключения внимания, связанные с передвижением; не рекомендуется работа с вращающимися механизмами, открытым огнем. Однако им хорошо удается деятельность, требующая усидчивости, тщательности, постоянства и монотонности движений.
Очень важна роль патопсихологического обследования при определении годности юноши к службе в армии. Это касается тех случаев, когда ранее у ребенка была диагностирована не резко выраженная форма олигофрении либо психопатия, невроз, резидуально-органические поражения голов-
ного мозга и т. п. В компетенцию патопсихолога входит выяснение и таких спорных ситуаций, возникающих в ходе военной экспертизы, когда допризывник, не имеющий ранее (в анамнезе) психических нарушений, проявляет признаки социальной дезадаптации.
Патопсихологическое обследование все более часто применяется в ходе судебно-психиатрической (СПЭК) и су-дебно-психологической (СПЭ) экспертизы. Если задача психиатра в ходе СПЭК состоит в выявлении и диагностике психического заболевания, то патопсихолог осуществляет структурно-динамический анализ личности обследуемого. Это особенно важно, когда психическое заболевание выражено не резко, когда его проявления стерты или атипичны.
В процессе рассмотрения уголовных дел, по которым проходят несовершеннолетние, судебно-психологическая экспертиза применяется и в тех случаях, когда сомнений в психическом здоровье обследуемого не возникает. Это объясняется необходимостью выяснения способности несовершеннолетнего сознавать смысл и значение своих действий и руководить ими. Патопсихологическое обследование здесь направлено на определение уровня интеллектуального развития, познавательной, эмоционально-волевой сферы, структуры мотивов и потребностей, системы отношений, установок, ценностных ориентации подростка или юноши. Важно также выяснение вопроса о состоянии несовершеннолетнего (страх, отчаяние, голод, переутомление), повлиявшем на его действия в момент преступления, в том числе наличие патологического либо физиологического аффекта.
Психологическая экспертиза проводится не только в отношении обвиняемого, но и для выяснения личностных особенностей и психических состояний у потерпевших, свидетелей. Полученные данные дают возможность судить о достоверности их показаний, а также помогают установить степень вероятности возникновения у несовершеннолетнего в определенной ситуации таких состояний, как растерянность, потеря ориентировки, невозможность противостоять психическому давлению преступника. Например, повышенная внушаемость девочки, сформировавшаяся у нее (в результате воспитания по типу доминирующей гипер-
протекции) установка на беспрекословное подчинение требованиям взрослого, в значительной мере повышает риск того, что она станет жертвой полового преступления.
Выше представлен лишь краткий перечень задач, которые решает клинический патопсихолог. Напомним, что школьный психолог не должен превышать границы своей компетенции и брать на себя функции постановки диагноза и тем более лечения.Диагностировать психическое заболевание может только психиатр; задача клинического патопсихолога — предоставить психиатру результаты исследования личности и психических процессов у ребенка, что поможет врачу более точно определить вид заболевания, степень его выраженности, прогнозировать эффективность лечения. Задача практического психолога в системе народного образования — своевременно выявить детей, отклоняющееся поведение которых обусловлено нарушением психической деятельности.Именно для этого школьному психологу необходимо знать основы детской патопсихологии.