Специфика нарушений в психическом развитии

Дисгармоническое развитие личности.......................................... 174

Органические нарушения психики.............................................. 149

Нарушения темпа психического развития 124

Влияние отклонений в психическом развитии

Методы исследования отклонений в личностном

Методы исследования нарушений психических процессов

Основные понятия и терминология.................................................. 11

Оглавление

Предисловие................................................................................................ 7

Список основных сокращений.............................................................. 10

1. Предмет и задачи детской патопсихологии........................ 11

2. Место детской патопсихологии в системе
психологических и медицинских наук.................................. 16

3. Принципы построения патопсихологического
обследования детей.................................................................... 19

 

1. Подбор экспериментальных методик.......................... 22

2. Примерная схема патопсихологического
обследования нарушений психической деятельности
ребенка младшего и среднего школьного возраста ... 24

1.4. Роль данных о нарушениях в развитии ребенка

в оптимизации учебно-воспитательного процесса........... 28

1. Изменение социальной ситуации развития................ 30

2. Коррекция обнаруженных нарушений
психической деятельности ребенка............................. 31

3. Психотренинговые (развивающие)
коррекционные методы.................................................... 31

4. Психотерапевтические коррекционные методы....... 32

и состояний у детей...................................................................... 34

2.1. Особенности исследования психических процессов

и состояний у детей.................................................................... 34

2. Патопсихологическое обследование детей
дошкольного возраста............................................................... 42

3. Исследование психических процессов у детей
школьного возраста.................................................................... 50

4. Нейропсихологическое обследование детей...................... 60

развитии детей.................................................................................... 71

3.1. Методы интегральной оценки личности ребенка

в контексте его социальной ситуации развития................. 72

3.2. Методы исследования структурных компонентов
личности........................................................................................ 85

на формирование личности.............................................................. 95

1. Причины возникновения отклонений в личностном
развитии......................................................................................... 95

2. Первичные и вторичные дефекты........................................ 106

3. Частные и общие нарушения развития.............................. 109

4. Нарушения межфункционального взаимодействия.... 117

1. Задержка психического развития........................................ 124

2. Недоразвитие психических процессов............................... 133

1. Минимальная мозговая дисфункция................................... 149

2. Нарушения межполушарного взаимодействия............... 151

3. Расстройства речи.................................................................... 153

4. Эпилепсия и эписиндром........................................................ 157

5. Ранний детский аутизм............................................................ 161

1. Нарушения эмоциональной регуляции как основа
дисгармонического развития.................................. 174

2. Психологическая структура психопатий................. 176

3. Невроз как проявление внутриличностного
конфликта.............................................................. 193

у подростков..................................................................................... 205

1. Акцентуации и психопатии................................................... 207

2. Неврозы у подростков............................................................. 213

3. Начальные проявления психических заболеваний........ 218

4. Нарушения влечений............................................................... 225

5. Психологическая помощь в кризисных состояниях.... 233

9. Причины, сущность и формы проявления социальной
дезадаптации несовершеннолетних.............................................. 243

9.1. Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого

как первоисточник социальной дезадаптации........ 245

2. Новообразования в структуре личности ребенка,
препятствующие процессу социализации............... 254

3. Типология социально дезадаптированного поведения 264

4. Делинквентное и криминальное поведение как

крайние формы социальной дезадаптации.............. 276

9.4.1. Асоциальные группировки........................................... 279

Ю.Аддиктивное поведение несовершеннолетних............................ 291

10.1. Специфика употребления алкоголя и наркотиков

в подростковом возрасте........................................................ 292

10.1.1. Факторы аддиктивного поведения

в подростковом возрасте............................................ 294

J0.2. Роль неправильного семейного воспитания

в возникновении аддиктивного поведения

у подростков.......................................................... 297

1. Гиперпротекция.................... 298

2. Гипопротекция..................... 300

]Q.l 3. Неконгруэнтность в общении;

альтернирующее воспитание.................................... 302

10.3. Влияние отклонений в развитии психики ребенка

на возникновение аддиктивного поведения...................... 306

10.4. Личностная предрасположенность

к аддиктивному поведению................................................... 310

1. Мотивационная сфера................................................. 314

2. Самосознание, образ «Я»........................................... 317

3. Противоречивость самооценки и уровня
притязаний...................................................................... 320

10.5. Динамика злоупотребления психотропными веществами
в подростковом возрасте........................................................ 323

1. Этап первых проб......................................................... 324

2. Поисковый полинаркотизм......................................... 325

3. Фоновый полинаркотизм............................................ 327

11. Особенности формирования личности ребенка в семье,
отягощенной алкогольной зависимостью....................... 335

11.1. Определение понятий: алкогольная семья,

созависимость............................................................................ 335

11.1.1. Понятие «созависимость».......................................... 336

11.2. Социальная ситуация развития ребенка

в алкогольной семье................................................................. 341

1. Секрет семьи................................................................... 342

2. Непредсказуемость, страх и тревога....................... 343

3. Альтернирующее воспитание.
Неконгруэнтность в общении.................................... 345

4. Недостаток внимания к ребенку............................... 346

11.3. Типы реакций детей на алкогольную

ситуацию в семье...................................................................... 348

11.3.1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик»,

«козел отпущения»........................................................ 349

2. «Клоун», «шут» или любимец семьи........................ 351

3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок................... 355

4. Ответственный ребенок, или «герой семьи».......... 358