Системный подход к изучению общества

Глава 6. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Развитие представлений об обществе как о системе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в XVIII-XIX вв. В век Просвещения большинство ученых использовали для объяснения «механическую» модель, сравнивая общество с машиной, в которой каждый «винтик» выполняет свою работу. Так трактовались разделения труда, межличностные связи, экономические отношения. Успехи в развитии биологии в XIX в., в частности, появление эволюционной теории Ч. Дарвина, позволили преодолеть механические представления об устройстве общества и способствовали распространению «организмической» (от слова «организм») модели, вместе с которой в общественную науку пришли понятия «органическое целое», «саморегуляция», «морфологическая структура» и другие. Ближе всех к методологии исследования общества как социальной системы в ХIХ веке подошел Г. Спенсер.

Г. Спенсер рассматривал эволюцию как универсальный процесс, объясняющий одинаковыми причинами все изменения, как в живой природе, так и в обществе, и человеке. При этом он проводил аналогии между строением общества и строением живого организма.

Социологическая теория Г. Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия «система», «социальный институт». Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменений функций: увеличение размеров социальных единиц неизменно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальных функций, естественное разделение труда. Со временем, организмическая теория общества потеряла свою популярность и была вытеснена со сцены другими социологическими школами, но категории «система», «структура», «функции» приобрели общенаучное значение [4, с.92].

В XX в. представление об обществе как о целостной системе формировались в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А. А. Богдановым и Л. фон Берталанфи. В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах американского социолога середины XX в. Т. Парсонса, автора-основателя структурно-функциональной школы. Он попытался создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие «социальная система» [15]. Благодаря Т. Парсонсу системный подход в социологии стал общепринятым, и на современном этапе именно системный подход является наиболее продуктивным методом при изучении общества.

Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае, многое определяется выбором основного системообразующего элемента, который лежит в основе теоретической конструкции. Здесь изначально существовало множество мнений. Так, для Э. Дюркгейма главным системообразующим элементом общества являлся «социальный факт». Он рассматривал общество как систему «социальных фактов», которые многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться нормам и правилам [9]. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему, где основной системообразующий элемент — социальное действие. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся господства-подчинения. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение [5]. У К. Маркса системообразующим элементом являются социальные отношения как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности. Общество выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу [14].

Рассматривая общество как систему, необходимо определить способы организации его элементов. В этом случае, речь идет о поиске зависимостей между элементами, как правило, совсем не соприкасающихся друг с другом, например, семья и производственные отношения, социальные роли инженера и фермера. Каждый из перечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и взаимодействии. Существуют как естественные, так и теологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно - исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором – как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, фатумом) заранее заданной цели. Указанные интерпретации не исключают друг друга.

Общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество — система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь, включающей в себя собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой целое господствует над частным. Таким образом, свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. Если какое‑либо конкретное общество теряет свою целостность, то оно обречено на разрушение и исчезновение. В социологии общество зачастую понимается как социальная система.

Под социальной системой в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически, совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое. Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы до всего человечества.

В системном анализе понятие «социальная система» тесно связано с такими категориями, как «социальная структура» и «функции», что дает возможность описывать состав, характер связи между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операции анализа и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях. В связи с этим понятие «социальная система» превратилось в универсальную категорию социологии.

Производным от понятия «социальная система» является понятие «социетальная система» (от латинского societas – общность). Данный термин используется для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба — государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом. Социетальные системы отличаются большим многообразием функций и включают в себя несколько подсистем: экономическую, собственно социальную, политическую, культурную.

Следовательно, общество можно определить как социальную систему, обладающую всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития, отличающуюся от других объединений людей — групп, общностей, организаций — длительностью существования и самодостаточностью.

Категория «общество» используется во многих гуманитарных науках — в философии, истории, антропологии, этнографии. Данная категория широко распространена и в обыденной речи. Многозначность и высокая степень абстракции понятие «общество» затрудняет его использование в эмпирических социологических исследованиях, для этого в современной социологии определены признаки общества.

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологу Э. Шилзу [12, с. 64]. Понятие «общество», по мнению Э. Шилза, применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей (независимо от их численности), при следующих условиях:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной социальной системы.

2. Объединение существует больше средней продолжительности жизни одного человека.

3. Оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственной.

4. У него есть собственное название и своя история.

5. Браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения.

6. Оно пополняется преимущественно за счет естественного прироста, т.е. рождение детей внутри объединения.

7. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, правил, нравов), которую называют культурой.

8. Объединение обладает собственной системой управления.

Категории «общество» и «социальная система» являются общетеоретическими категориями, они описывают сложные социальные явления. Однако прежде чем изучать сложные феномены общественной жизни, необходимо исследовать простейшее социальное явление. Так поступают все другие науки: химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, физика — атомы, элементарные частицы, биология — клетку, астрономия — отдельное небесное тело.

Начальной категорией системы социологического знания может быть категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, которое логически и исторически (генетически) предшествует возникновению общества, любой социальной системы. Даже если отдельный человек и является «атомом» социальной системы, он может создать такую систему только при взаимодействии с другими людьми. Социальную систему определяют не количество обитающих на какой-либо территории людей, а в характер связей между ними. Если тысячи людей не встречаются друг с другом, не обмениваются товаром, информацией, не взаимодействуют, а живут уединенно, то они не образуют социальную систему, не составляют общество. Для того, чтобы социальная система могла существовать, нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными формами социального взаимодействия.