Алгоритмического обеспечения ПНК

Принцип построения и

Лекция №1

Понятие пилотажно-навигационные комплексы (ПНК) появилось с внедрением вычислительной техники на борту летательного аппарата (ЛА).

Согласно нормативно-технической документации под пилотажным комплексом понимают:

· совокупность бортовых функционально объединенных информационных средств (датчиков), вычислительно-программных, систем автоматического управления, систем индикации и сигнализации, предназначенных для решения задач самолетовождения и обеспечения работы других бортовых систем ЛА.

Отсюда вытекает, что ПНК в своем составе объединяет два комплекса: пилотажный и навигационный.

Под пилотажным комплексом понимают:

· совокупность систем автоматического управления, включая автоматы загрузки, ограничения и смены передаточных чисел.

Под навигационным комплексом понимают:

· совокупность бортовых систем и устройств, предназначенных для решения задач навигации и определения координат местонахождения ЛА.

Общее назначение ПНК:

· обеспечение самолетовождения на всех этапах полетов в простых и сложных метеорологических условиях, в любое время года и суток, при полете над морем и сушей;

· решение задач пилотирования, навигации и посадки;

· определение и выдача пилотажно-навигационной информации на индикацию и соответствующим потребителям для решения специальных задач полета.

Кроме того, на ПНК возлагается решение таких задач как:

1. Задача построения навигационной программы полета с учетом:

· автоматического ввода исходных данных и программы полета;

· расчет данных, определяющих заданный маршрут, параметры линий заданного пути, набора высоты и снижения, развороты и так далее.

2. Навигационные задачи, включающие:

· преобразование координат, определение параметров полета, комплексная обработка информации;

· контроль пространственно-временного графика полета;

· коррекция координат местоположения;

· определение параметров ветра;

· предпосадочное маневрирование и заход на посадку.

3. Пилотажные задачи, включающие:

· автоматизацию управления при взлете и наборе высоты;

· автоматическая стабилизация углового положения ЛА, скорости и высоты;

· автоматизация полета по маршруту, группового полета, автоматизации посадки.

4. Задачи контроля ПНК и режимов полета, включая:

· непосредственный контроль работоспособности подсистем ПНК;

· обеспечение реконфигурации ПНК при отказах отдельных подсистем;

· предупреждение экипажа об аварийных ситуациях или недопустимых режимах полета.

Полный перечень задач, что решаются ПНК определяется тактико-техническими требованиями.

Тактико-технические требования, предъявляемые к ПНК

Эффективность ПНК, как правило, формируется в виде вероятности выполнения авиационным комплексом конкретных задач в конкретных условиях.

Такими задачами могут быть:

· обеспечение основной целевой задачи – перевоз определенного количества пассажиров и багажа в заданный пункт маршрута за заданное время или в соответствии с временным графиком;

· определение определенного уровня безопасности полетов;

· обеспечение регулярности полетов;

· экономическая эффективность и так далее

Если учесть, что часовой график полета ВС на дальность для каждой текущей точки маршрута обусловливает ограничение отношения пройденного пути к средней скорости полета , то условия, что соответствуют выполнению основной задачи, можно записать так:

 

,

 

,

 

где =- отклонение параметра вектора состояния от программного значения ;

- гранично-допустимые значения -ой координаты;

- заданное время достижения дальности ;

- фактическое время достижения дальности .

С учетом введенных обозначений полная вероятность выполнения основной целевой задачи выражается таким образом:

 

,

где ;

;

,- некоторые параметры ПНК (масса, стоимость и так далее), - их гранично-допустимые значения.

Рассмотрим более конкретно некоторые требования, предъявляемые к ПНК.