Алгоритмического обеспечения ПНК
Принцип построения и
Лекция №1
Понятие пилотажно-навигационные комплексы (ПНК) появилось с внедрением вычислительной техники на борту летательного аппарата (ЛА).
Согласно нормативно-технической документации под пилотажным комплексом понимают:
· совокупность бортовых функционально объединенных информационных средств (датчиков), вычислительно-программных, систем автоматического управления, систем индикации и сигнализации, предназначенных для решения задач самолетовождения и обеспечения работы других бортовых систем ЛА.
Отсюда вытекает, что ПНК в своем составе объединяет два комплекса: пилотажный и навигационный.
Под пилотажным комплексом понимают:
· совокупность систем автоматического управления, включая автоматы загрузки, ограничения и смены передаточных чисел.
Под навигационным комплексом понимают:
· совокупность бортовых систем и устройств, предназначенных для решения задач навигации и определения координат местонахождения ЛА.
Общее назначение ПНК:
· обеспечение самолетовождения на всех этапах полетов в простых и сложных метеорологических условиях, в любое время года и суток, при полете над морем и сушей;
· решение задач пилотирования, навигации и посадки;
· определение и выдача пилотажно-навигационной информации на индикацию и соответствующим потребителям для решения специальных задач полета.
Кроме того, на ПНК возлагается решение таких задач как:
1. Задача построения навигационной программы полета с учетом:
· автоматического ввода исходных данных и программы полета;
· расчет данных, определяющих заданный маршрут, параметры линий заданного пути, набора высоты и снижения, развороты и так далее.
2. Навигационные задачи, включающие:
· преобразование координат, определение параметров полета, комплексная обработка информации;
· контроль пространственно-временного графика полета;
· коррекция координат местоположения;
· определение параметров ветра;
· предпосадочное маневрирование и заход на посадку.
3. Пилотажные задачи, включающие:
· автоматизацию управления при взлете и наборе высоты;
· автоматическая стабилизация углового положения ЛА, скорости и высоты;
· автоматизация полета по маршруту, группового полета, автоматизации посадки.
4. Задачи контроля ПНК и режимов полета, включая:
· непосредственный контроль работоспособности подсистем ПНК;
· обеспечение реконфигурации ПНК при отказах отдельных подсистем;
· предупреждение экипажа об аварийных ситуациях или недопустимых режимах полета.
Полный перечень задач, что решаются ПНК определяется тактико-техническими требованиями.
Тактико-технические требования, предъявляемые к ПНК
Эффективность ПНК, как правило, формируется в виде вероятности выполнения авиационным комплексом конкретных задач в конкретных условиях.
Такими задачами могут быть:
· обеспечение основной целевой задачи – перевоз определенного количества пассажиров и багажа в заданный пункт маршрута за заданное время или в соответствии с временным графиком;
· определение определенного уровня безопасности полетов;
· обеспечение регулярности полетов;
· экономическая эффективность и так далее
Если учесть, что часовой график полета ВС на дальность для каждой текущей точки маршрута обусловливает ограничение отношения пройденного пути к средней скорости полета , то условия, что соответствуют выполнению основной задачи, можно записать так:
,
,
где =- отклонение параметра вектора состояния от программного значения ;
- гранично-допустимые значения -ой координаты;
- заданное время достижения дальности ;
- фактическое время достижения дальности .
С учетом введенных обозначений полная вероятность выполнения основной целевой задачи выражается таким образом:
,
где ;
;
,- некоторые параметры ПНК (масса, стоимость и так далее), - их гранично-допустимые значения.
Рассмотрим более конкретно некоторые требования, предъявляемые к ПНК.