ИТОГИ функционирования ОЭЗ в России
2.
Специальные экономические зоны
Крупнейшие экологические катастрофы зарубежных стран
*Авария на химическом заводе в Севезо, Италия
* Выброс цианистых соединений в Бхопале, Индия
* Заражение питьевой воды, Бангладеш, Индия
* Гибель Аральского моря, Казахстан — исчезновение моря
* Повышение концентрации СО2 в воздухе, глобальное потепление и гибель кораллов
* Канадская экологическая катастрофа 1970 г. en: Ontario Minamata disease
* Экологическая катастрофа в Венгрии 2010 г. — прорыв дамбы на заводе по производству алюминия, в результате чего сотни гектаров территории, а также Дунай с притоками были залиты т.н. «красным шламом».
* Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе
* Катастрофа на АЭС в Японии 2011 г.
1. Понятие «Специальная экономическая зона»
2. Условия функционирования специальных экономических зон
3. Виды специальных экономических зон
4. Российский опыт создания и функционирования СЭЗ
Специальные экономические зоны представляют собой один из методов реализации региональной экономической политики, который используется для придания стимула дета развития определенной территории путем активизации внутренних факторов ее развития, а также привлечения в регион внешних источников: инвестиций, технологий, трудовых ресурсов и т.д. В основе создания специальных экономических зон лежат идеи теории полюсов роста.
Под специальной экономической зоной понимается компактная, относительно локализованная территория, на которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования осуществляется на отличных от национальных условиях, гарантированных государством законодательно.
Создание специальных экономических зон направлено на решение региональных и общенациональных задач, поэтому целями специальных зон могут быть:
придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций;
решение проблем занятости населения;
рост экспортного потенциала территории и страны;
организация производства и поставок на внутренний рынок импортозамещающих товаров;
освоение современного опыта организации и управления производством.
Мировой опыт создания СЭЗ показывает, что для успешного функционирования необходимы следующие условия:
- национальные (общеэкономические) условия: стабильность политической и экономической ситуации, совершенное законодательство, конвертируемая валюта, низкий уровень инфляции.
- региональные условия: наличие на территории зоны квалифицированной рабочей силы или избыточного количества неквалифицированных трудовых ресурсов; инфраструктурная освоенность территории, эффективная сфера обслуживания (банки, система страхования, наличие нормальных условий жизнедеятельности населения).
-система льгот для инвесторов.
Можно выделить четыре группы льгот:
1 .Внешнеторговые льготы (введение особого таможенно-тарифного режима и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций),
2.Фискальные льготы (эти льготы могут касаться налоговой базы - прибыль, доход, стоимость имущества и отдельных ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на зар.плату, НИОКР), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения.
3.Финансовые льготы (различные формы субсидирования, представляемые в виде низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет гос. бюджета и гос. кредитов)
^Административные льготы (предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан).
СЭЗ по своей сути являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами.
СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п
3.
В соответствии с поставленными целями определяется и конфигурация специальной зоны, а также система льгот и стимулов, которая необходима для реализации поставленных целей.
По хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне субъектов специальные экономические зоны классифицируются:
Виды зон:
Зоны свободной торговли - специализируются на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). Зоны свободной торговли создаются с целью увеличения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах.
Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными фискальными и финансовыми льготами.
В зонах научно-промышленного или технико-внедренческого типа сконцентрированы национальные или зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой финансовых и фискальных льгот. Технопарки, технополюсы). К ним можно отнести:
1) Инкубаторы, которые представляют собой отдельные здания, куда привлекаются небольшие фирмы, только начинающие работу по производству наукоемкой продукции;
2) Технопарки - ограниченные участки территории, ориентированные на выпуск высокотехнологичной продукции, включающие: инкубатор и крупные предприятия;
3) Наукограды - города, специализирующиеся на производстве высоких технологий;
4) Технополисы - представляют собой скопление городов науки.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования.
4.
В России создание территорий с особым экономическим статусом как средства региональное экономической политики находиться в начальной стадии. Ниже целесообразно сосредоточиться на анализе те> форм, по которым имеется хотя бы минимальный практический опыт.
Свободные экономические зоны.Практический интерес к проблемам свободных экономических зог (СЭЗ) возник еще в СССР в начале «перестройки». В качестве первого возможного эксперименте рассматривается портовый город Находка, имевший лучшую гавань в южной части Приморского края. С середины 1990 г. власти РСФСР по инициативам регионов поставили «на поток» решения об образовании СЭЗ На СЭЗ возлагались главные экономические надежды: привлечение отечественных и иностранных инвестиций передовых технологий и управленческого опыта, развитие экспорта и импортозамещающих производств увеличение дешевого (беспошлинного) импорта, значительный рост доходов населения и региональны> бюджетов и т.д. Региональные власти надеялись получить таможенные, налоговые и другие льготы полагавшиеся только СЭЗ.
Постановления парламента и правительства России предусматривали создание СЭЗ и зон свободной предпринимательства (ЗСП) на территориях целых краев и областей: Ленинград и Ленинградская область Калининградская область («Янтарь»), Алтайский край («Алтай»), Кемеровская область («Кузбасс»), Читинская область («Даурия»), Сахалинская область («Сахалин»), Приморский край, Еврейская автономная область и др За один год (с июля 1990 по 1991 г.) было объявлено о создании 11 СЭЗ и ЗСП общей площадью около 1 млн кв. км и населением 18,5 млн.чел. Мировой рекорд был превзойден многократно. Характерно, что при этом ш было принято ни одного государственного нормативно-правового акта, определяющего статус и условш функционирования зон в рамках существующего законодательства'
«Бум СЭЗ», причем бумажный, а не реальный, продолжался недолго. Быстро выяснилось, чтс провозглашение СЭЗ само по себе не вызывает приток капитала, а попытки получения ожидаемых льго~ наталкиваются на действующие законы.
Вскоре и декларируемые льготы СЭЗ стали отменяться, зато появились другие способы активизацш внешнеэкономической деятельности, не требующие особых региональных преференций (либерализаци; внешней торговли, создание валютного рынка, снятие ограничений на долю иностранного капитала ] совместных предприятиях и т.д.).
Сильным тормозом в полноценном развитии СЭЗ являлось отсутствие специального законодательства В течение ряда лет разрабатывался, обсуждался, перерабатывался, согласовывался, но не принимался общш федеральный закон о СЭЗ. Вместо него вводились в действие нормативные акты по отдельным СЭЗ, hi решавшие главные вопросы устойчивого правового статуса СЭЗ в системе законодательства страны1.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области функционировала в режиме свободно! таможенной зоны на основе специального Федерального закона, принятого в 1996 г. Необходимость придани: особого экономического статуса Калининградской области аргументировалась тем, что она является эксклаво> России и поэтому требует особых забот об обеспечении транспортной доступности и конкурентоспособност] на внутреннем и внешнем рынках производимой здесь продукции, эффективном использовании дву:
1 Данько Г.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие - М: ИНФРА-М, 1998.
незамерзающих морских портов и базы рыболовного флота и т.д. Важную роль играют также интересы национальной безопасности.
В 1999 г. вступил в силу Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Целесообразность создания этой зоны объяснялась значительной удаленностью Магаданской области от основных региональных рынков, необходимостью привлечения иностранных инвесторов (особенно для увеличения добычи золота), увеличения устойчивой занятости, удешевления импортируемых товаров для местного населения (особенно продовольствия).
В России есть единственный пример официального создания оффшорной зоны. По специальному Федеральному закону в 1996 г. оффшорная зона учреждена в Ингушетии. Главными результатами функционирования зоны стали приток налогоплательщиков (юридических лиц) из других российских регионов и «отмывание» нелегальных доходов. Значительные иностранные капиталы в Ингушетию не пришли (в статистических справочниках Госкомстата России отсутствуют какие-либо данные об иностранных инвестициях в эту республику).
Федеральные органы и власти других регионов, несущие налоговые потери, неоднократно сигнализировали о нецелесообразности сохранения оффшорной зоны в еенынешнем виде. Перспективы создания других оффшорных зон в России пока не ясны
Всего в России на период 2005 года существовало 24 специальные экономические зоны.
13 июля 2005 года №116 Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который предусмотрел прекращение существования на территории России всех зон, созданных до введения его в действие, за исключением двух зон: в Калининградской области и Магаданской области.
Закон определил основные цели создания особых экономических зон в РФ: Развитие обрабатывающих отраслей экономики; Развитие высокотехнологичных отраслей; Развитие транспортной инфраструктуры; Развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
■ Промышленно-производственные особые экономические зоны;
■ Технико-внедренческие особые экономические зоны;
■ Туристско-рекреационные особые экономические зоны.
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ.
Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Резиденты ОЭЗ освобождаются от ряда местных налогов сроком на 10 лет - не платят налог на имущество, земельный налог и транспортный налог, на налог на прибыль снижается на 4 %. Налоговые льготы установлены сроком на 5 лет. Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
18 января 2006 года - дата юридического рождения особых экономических зон в Российской Федерации. Подписано соглашение о создании на территории 6 регионов РФ особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов:
■ Московская область (город Дубна - наукоград); специализация - заказное программное обеспечение, программные комплексы разведки и мониторинга месторождений газа и нефти, цифровые системы защиты информации, проектирование летательных аппаратов (технико-внедренческая)
■ Томская область (г. Томск) медицинские, промышленные, сельскохозяйственные биотехнологии, электроника, ядерные энергетика и альтернативные источники энергии (технико-внедренческая)
■ Липецкая область; производство бытовой электротехники
■ Республика Татарстан; Елабуга производство автокомпонентов и высокотехнологической продукции нефтехимического направления
■ Москва (Зеленоградский административный округ); специализация - микроэлектроника, лазерные технологии, информационно-телекоммуникационные технологии, наноэлектроника, наноматериалы (технико-внедренческая)
■Санкт-Петербург. Информационные технологии (технико-внедренческая)
Финансирование создания особой экономической зоны в городе Дубне Московской области:
■ 70% финансовых затрат по созданию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета;
■ 17,7%-за счет бюджета Московской области;
■ 12,3% - за счет бюджета города Дубны.
В 2007 году Постановлением Правительства РФ в России создано 7 особых экономических зон туристко-рекреационного типа следующих регионах страны.: Республика Алтай,
Республика Бурятия ОЭЗ «Байкал»,
Алтайский край ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»,
Краснодарский край,
Ставропольский край ОЭЗ «Кавказские минеральные воды»,
Калининградская область ОЭЗ «Куршская коса»,
Иркутская область.
В 2007 году Совет Федерации ратифицировал закон "О внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" и отдельные законодательные акты РФ" в части создания портовых особых экономических зон.
Согласно документу, портовые особые экономические зоны могут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на территориях аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для их строительства.
Закон устанавливает ограничения по площади для портовой особой экономической зоны - не более 50 кв. км. Также предусматривается, что площадь портовой особой экономической зоны может быть увеличена постановлением правительства РФ.
Портовые особые экономические зоны, согласно документу, создаются на 49 лет. При этом срок их существования продлению не подлежит.
Резидентом портовой ОЭЗ является коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.
МЭРТ РФ допустил к конкурсу по созданию особых экономических зон портового типа 17 из 20 поступивших заявок. Об этом заявила министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина. От участия в конкурсе организаторы отстранили заявки создание особых экономических зон в аэропорту "Шереметьево", в Благовещенске и Грозном. Заявки на участие в конкурсе подали 16 субъектов Российской Федерации.
Однако к экспертному отбору были допущены планы только 14 - ти из них.
У трех претендентов - Московской и Амурской областей, а также Чеченской республики - не хватило времени на сбор необходимых документов.
В ноябре 2008 года в результате проведенного Минэкономразвития конкурса было отобрано три заявки иг создание портовых ОЭЗ. Заявки поданы Хабаровским краем, Красноярском и Ульяновском. Именно в этих регионах предполагается создать портовые зоны.
Сейчас в России созданы 13 ОЭЗ, 2 из них промышленно-производственные, 4 технико-внедренческие, остальные 7 - туристско-рекреационные. Для резидентов ОЭЗ действуют налоговые преференции. Так, они освобождаются ел уплаты налога на имущество сроком на пять лет, для них действует льготный режим таможенного оформления i другие преимущества.
ОЭЗ технико-внедренческого типа находятся на этапе строительства объектов инфраструктуры. Этот таг завершится через два года и после этого резиденты приступят к реализации своих проектов. Завершается этш проектирования туристско-рекреационных зон и уже в 2009 году начнется их строительство.
По состоянию на ноябрь 2008 года в российских ОЭЗ был зарегистрирован 141 участник, на созданных новы предприятиях смогли трудоустроиться 6 тыс. человек. Сумма привлеченных инвестиций составила 17 млрд рублей произведено готовой продукции на 12 млрд рублей.