ГИС для решения экономических задач Применение ГИС в бизнесе

 

Технология геоинформационных систем быстро проникает в сферу бизнеса. Согласно GIS STRATEGIES, ежеквартальному обзору мирового рынка ГИС американской компании Dataquest и журнала GIS World, проникновение ГИС в бизнес происходит быстрее, чем в большинство других областей их применения. Объемы продаж ГИС-продуктов для бизнеса в 1990 г. составляли 10 млн долл. США, а к 1997 г., судя по прогнозам аналитиков, они достигнут 200 млн долл.

О повышенном интересе бизнесменов к этой мощной современной технологии свидетельствует регулярное проведение ряда конференций и выставок. Так, на третьей ежегодной конференции "ГИС в бизнесе" (GIS in Business) в июне 1994 г. в Сан-Франциско (штат Калифорния, США) собралось более трех тысяч бизнесменов.

Кроме того, в 1994 г. прошли конференции:

• африканская "GIS in Business" в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика);

• европейская "GIS in Business" в 1994 г. в Амстердаме (Нидерланды) и в 1995 г. в Мадриде (Испания);

• мировая "GIS in Real Estate" (ГИС в операциях с недвижимостью) в Форт-Коллинсе (штат Колорадо, США);

• для поддержки принятия решений "Decision Support - 2001" в Торонто (пров.Онтарио, Канада), а также ряд других.

В США выходит специальный журнал "Business Geographies", приложение к GIS World, посвященный описанию базовых принципов ГИС и приложениям этой технологии в бизнесе. В западной печати все чаще встречается новое понятиегеомаркетинг (geomarketing), связывающее в неразрывное целое бизнес и геоинформационные технологии.

Сформулируем преимущества ГИС перед другими информационными технологиями:

• наличие набора средств создания и объединения баз данных;

• обеспечение географического анализа и наглядной визуализации БД в виде различных карт, графиков, диаграмм;

• возможность прямой привязки друг к другу в режиме Hot Link всех атрибутивных и графических данных.

Сфера применения ГИС в бизнесе охватывает разные области:

• анализ и отслеживание текущего состояния и тенденций изменения рынка;

• планирование деловой активности;

• оптимальный выбор местоположения новых филиалов фирмы или банка, торговых точек, складов, производственных мощностей;

• поддержка принятия решений;

• выбор кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок и путей распределения продукции;

• анализ риска материальных вложений и урегулирование разногласий;

• демографические исследования, проводимые в целях определения спроса на продукцию;

• географическая привязка баз данных о земле- и домовладении. В разных странах ГИС находят применение в бизнесе. С помощью ГИС, например, бизнесменыВеликобритании открывают новые супермаркеты, бензоколонки и станции техобслуживания автомобилей, а также на основе демографического анализа и моделирования развивают сеть столь популярных в этой стране пивных баров-пабов;

В Южной Африке ГИС применяются при: оптовой и розничной продаже автомобилей; рассылке и разноске почты и другой корреспонденции, в том числе рекламной в соответствии с индивидуальными потребностями, профессиональными интересами и доходами каждого занесенного в базу данных жителя; оптовых поставках бакалейных товаров; создании информационной системы с адресной и картографической привязкой по коммерческим компаниям и фирмам с объемами продаж более 50 тыс.долл.

В Испании ГИС используются крупными банками для разработки планов развития и координации деятельности региональных центров по обслуживанию вкладчиков.

Во Франции пользователями ГИС являются, например, автомобильные компании Citroen, Renault и Peugeot, активно внедряющие картографию в свою повседневную деятельность. Региональный центр IBM-


France смог увеличить объем продаж аппаратных и программных средств, ускорил сервисное обслуживание клиентов за счет повышения эффективности взаимодействия с 1200 бизнес-партнерами, новых возможностей оперативного анализа результатов работы своих подразделений и многочисленных дилеров в результате совместного использования потенциала аналитических средств ГИС и собственной базы данных "Траектория" (Trajectoire). Опыт использования подобной связки оказался столь успешным, что и сама созданная за две недели универсальная аналитическая бизнес-система стала рыночным товаром, заинтересованность в приобретении которого проявил ряд фирм, напрямую не связанных с компьютерным бизнесом.

В Новой Зеландии компания Eagle Technology на базе пакета Arc View разработала собственное приложение View/NZ - многофункциональное средство анализа сведенных табличных, текстовых и картографических бизнес-данных, демографической, статистической, земельной, муниципальной, адресной и другой информации. Использование этого приложения помогает переориентировать главную цель маркетинговых усилий с удовлетворения усредненных потребностей населения города или района на оперативное реагирование на запросы каждого человека, живущего или работающего в зоне реализации товаров фирмы. Достигаемый при таком подходе принципиально новый уровень сервиса получил наименование персонифицированного маркетинга (personal marketing).

В США располагающейся в г.Сан-Диего (штат Калифорния) компанией Equifax National Decision Systems в середине 1993 г. разработана ГИС-система Infomark-GIS, специально предназначенная для маркетинговых приложений и обеспечения процесса принятия решений. Система легко интегрируется с более чем 60 национальными базами бизнес-данных, может быть без больших дополнительных усилий локализована под специальные задачи, характерные: для операций с недвижимостью, ресторанного бизнеса, продажи товаров повседневного спроса, деятельности коммунальных служб (utilities), банковско-финансовой индустрии.

Одними из первых пользователей системы стали компании Levi Straus & Co., Tennessee Valley Authority, Boston Chicken и Friday's (бывшая TGI Fridays). Система объединяет средства пакетов Arclnfo, Arc View и собственного продукта компании-разработчика Infomark.

За последнее десятилетие в США и других странах появилась многочисленная группа компаний, специализирующихся на консультационном обслуживании бизнеса, проводящих по заказам аналитические маркетинговые исследования на базе ГИС.

Например, специалисты компании Castillo Company, Inc., Феникс (штат Аризона), применяя пакет ArcInfo, могут без большого труда на территориях 50 с лишним стран мира выявить районы с определенным составом населения, расположенные на заданном расстоянии от аэропорта, с домами, имеющими определенную среднюю стоимость, или отвечающие многим другим критериям.

Заказчиками постоянно расширяющегося спектра решаемых компанией маркетинговых, демографических, социологических, политологических и многих комплексных междисциплинарных задач являются как частные фирмы, так и государственные организации, например Геологическая служба США.

Предоставляемые компанией результаты и решения способствуют выбору оптимальных, наиболее выгодных стратегии и тактики действий ее клиентов, быстрому реагированию на изменяющиеся условия рынка, при необходимости - переориентации профиля деятельности коммерческих фирм. Последние явно доминируют среди клиентов Castillo Company, Inc, в их числе такие гиганты компьютерного бизнеса, как Motorola и Intel.

Не обходится без ГИС и такая специфическая область бизнеса, как быстрая доставка корреспонденции. Более 25 лет частная компания Federal Express занимается рассылкой почтовых отправлений по всему миру. В этой требующей особой тщательности работе последние семь лет задействованы средства геокодирования пакета Arclnfo. В его базе данных хранятся адреса, почтовые индексы, названия, имена и фамилии миллионов жителей и организаций разных стран. К соответствующим картам привязаны их местонахождение, маршруты и расписания авиарейсов, границы административных районов, другая полезная для успешной работы информация.