Неравномерность движения и метолы ее регулирования.

Величина амплитуды колебаний скорости D w 1 определяется разностью между максимальной w 1max и минимальной w 1min скоростями. За меру измерения колебаний скорости в установившемся режиме принята относительная величина, которая называется коэффициентом изменения средней скорости

d = D w 1/w 1ср = ( w 1max-- w 1min ) / w 1ср ,

где w 1ср = ( w 1max + w 1min ) / 2 - средняя угловая скорость машины.

Для различных машин в зависимости от требований нормального функционирования (обрыв нитей в прядильных машинах, снижение чистоты поверхности в металлорежущих станках, нагрев обмоток и снижение КПД в электрогенераторах и т.д.) допускаются различные максимальные значения коэффициента изменения средней скорости. Существующая нормативная документация устанавливает следующие допустимые значения коэффициента неравномерности [d ]:

  • дробилки [d ] = 0.2 ... 0.1;
  • прессы, ковочные машины [d ] = 0.15 ... 0.1;
  • насосы [d ] = 0.05 ... 0.03;
  • металлорежущие станки нормальной точности [d ] = 0.05 ... 0.01;
  • металлорежущие станки прецизионные [d ] = 0.005 ... 0.001;
  • двигатели внутреннего сгорания [d ] = 0.015 ... 0.005;
  • электрогенераторы [d ] = 0.01 ... 0.005;
  • прядильные машины [d ] = 0.02 ... 0.01 .

Чтобы снизить внутреннюю виброактивность и неравномерность движения применяются различные методы:

  • уменьшение влияния неравномерности внешних сил ( например, применение многоцилиндровых ДВС, насосов и компрессоров с рациональным сдвигом рабочих процессов в цилиндрах );
  • уменьшение влияния переменности приведенного момента инерции ( тоже обеспечивается увеличением числа цилиндров в поршневых машинах, а также уменьшением масс и моментов инерции деталей, приведенный момент инерции которых зависит от обобщенной координаты );
  • установка на валах машины центробежных регуляторов или аккумуляторов кинетической энергии - маховиков;
  • активное регулирование скорости с использованием систем автоматического управления, включая и компьютерное управление.

Рассмотрим подробно наиболее простой способ регулирования неравномерности вращения - установку дополнительной маховой массы или маховика. Маховик в машине выполняет роль аккумулятора кинетической энергии. При разгоне часть положительной работы внешних сил расходуется на увеличение кинетической энергии маховика и скорость до которой разгоняется система становится меньше, при торможении маховик отдает запасенную энергию обратно в систему и величина снижения скорости машины уменьшается. Сказанное иллюстрируется графиками, изображенными на рис. 8.2. На этом рисунке: D w 1 - изменение угловой скорости до установки маховика, D w 1* - после установки маховика. Отсюда можно сделать вывод: чем больше дополнительная маховая масса, тем меньше изменение D w 1* и коэффициент неравномерности d .

Определение закона движения D w 1 = f ( j 1 ) и приведенного момента инерции IпрI .

Из теоремы об изменении кинетической энергии можно записать

D T = T - Tнач = А, где D T = D TI + D TII = А и TI = IпрI*w 21/2 .

Если допустить, что D TI » dTI , то dTI = IпрI *w 1 * dw 1 . Так как при установившемся движении D w 1 < < w 1 , то можно считать что w 1 » w 1ср . Тогда, переходя к конечным приращениям, получим:

D TI » IпрI *w 1ср * D w 1 , откуда D w 1 » D TI/ IпрI *w 1ср .

Так как IпрI *w 1ср = const , то можно записать что D TImax » IпрI *w 1ср * D w 1max, где D TImax - изменение кинетической энергии первой группы звеньев за цикл, D w 1max - изменение угловой скорости за цикл. Подставим в эту формулу выражение для коэффициента неравномерности d = D w 1max /w 1ср и получим формулу для расчета приведенного момента инерции первой группы, который обеспечивает заданный коэффициент неравномерности

IпрI = D TImax / (d *w 1ср2 ) .

Определение момента инерции дополнительной маховой массы (маховика).

Рассмотрим определение маховика для примера рассмотренного в лекции 6 - одноцилиндрового поршневого насоса. В первую группу звеньев в этом примере входят: ротор электродвигателя Iрот, детали редуктора I прред, кривошипный вал I01 и маховик Iм

IпрI = I пррот + I прред + I01 + Iм,

откуда момент инерции маховика

Iм= IпрI - ( I прред + I01 + Iм ).