Направления исследования аналогии

Обучение по аналогии.

Приобре­тение новых понятий возможно путем преобразова­ния существующих знаний, похожих на те, которые собираются получить. Это важная функция, которую называют обучением на основе выводов по аналогии или просто обучением по аналогии. В нашей жизни много примеров, когда новые понятия или техни­ческие приемы приобретаются с помощью аналогии

Выводы по аналогии - один из важных объектов исследования искусственного интеллекта, наиболее интересные результаты здесь получены П. Уинстоном. Он использует выводы по аналогии, основываясь на следующей гипотезе: «Если две ситуации подобны по нескольким признакам, то они подобны и еще По одному признаку». Подобие двух ситуаций распознается путем обнаружения наилучших совпадений по наиболее важным признакам.

Аналогия—это метод выводов, при которых обнару­живается подобие между несколькими заданными объектами; благодаря переносу фактов и знаний, справедливых для одних объектов, на основе этого подобия на совсем другие объекты либо определяется. способ решения задач, либо предсказываются неиз­вестные факты и знания. Следовательно, когда чело­век сталкивается с неизвестной задачей, он на первых порах использует этот естественный метод вывода.

Одна из важнейших проблем инженерии знаний— приобретение знаний. Под приобретением здесь по­нимается получение знаний в виде, пригодном для их использования компьютерами, поэтому многие исследователи указывают, что ключом к знаниям является теория и методология машинного обучения. В общем случае машинное обучение включает приобретение новых декларативных знаний, систематизацию и хра­нение новых знаний, а также обнаружение новых фактов. Среди указанных форм обучения аналогия, о которой будет идти далее речь, связана, и частности, с проблемой машинного обнаружения новых фактов.

Под новыми фактами мы будем понимать факты, которые дедуктивно не выводятся из некоторых существующих знаний. Получение новых знаний также рассматривалось выше в отношении к индуктивному выводу . В общем случае при индук­тивных выводах по заданным данным создается ги­потеза, их объясняющая, а с помощью дедукции из этой гипотезы можно вывести новые факты. С дру­гой стороны, при аналогии новые факты предсказы­ваются путем использования некоторых преобразова­ний уже известных знаний.

Индукция и аналогия крайне необходимы при об­работке интеллектуальной информации, и поэтому желательно изложить основы их совместного приме­нения. Шапиро ввел стро­гую формализацию индуктивных выводов в части вы­вода моделей с использованием логики предикатов первого порядка; в теории индуктивных выводов есть заметные успехи.

С целью обзора исследований аналогии, проведен­ных до настоящего времени, выделим два типа ана­логии: для решения задач идля предсказаний. Ана­логия первого типа применяется главным образом для повышения эффективности решения задач, кото­рые, вообще говоря, можно решить и без аналогии. Например, благодаря использованию решений ана­логичных задач в областях программирования и до­казательства теорем можно прийти к выводам о про­граммах или доказательствах. С другой стороны, используя аналогию для предсказаний, благодаря преобразованию знаний на основе подобия между объектами можно сделать заключение о том, что, возможно, справедливы новые факты. Например, если объектами аналогии является некая система аксиом, то знаниями могут быть теоремы, справедливые в этой системе. При этом, используя схожесть между системами аксиом, можно преобразовать теорему в одной из систем в логическую формулу для другой системы и сделать вывод о том, что эта формула есть теорема. Другими словами, аналогия используется и для решения некоторых строго сформулированных задач и для предсказаний, а также для приобретения не заданной ранее информации.

Примером использования метода приобретений знаний по аналогии может служить система доказательства теорем. При этом общая схема вывода выглядит следующим образом.

 

 


Рис. 3 Стратегия абстрагирования.