Лекция №5. Модели представления знаний. Семантическая модель.
В связи с организацией базы знаний в информационной системе, возникли задачи по поиску оптимального и верного решения на поставленную задачу перед информационной системой. Таким образом, неструктурированную массу знаний нужно было представить в такой форме, которая позволяла бы найти оптимальное решение с наименьшими затратами, например, временными. И начиная со второй половины 20-ого века в области искусственного интеллекта стали появляться различные методы представления знаний.
Представление -- это действие, делающее некоторое понятие воспринимаемым посредством фигуры, записи, языка или формализма.
Представление знаний-- формализация истинных убеждений посредством фигур, записей или языков.
Нас особенно интересуют формализации, воспринимаемые (распознаваемые) ЭВМ.
Представлению знаний присущ пассивный аспект: книга, таблица, заполненная информацией память. В ИИ подчеркивается активный аспект представления: знать должно стать активной операцией, позволяющей не только запоминать, но и извлекать воспринятые (приобретенные, усвоенные) знания для рассуждений на их основе.
Выбор модели представления знания
Часто сводят к обсуждению баланса между декларативным(ДП) и процедурным представлением(ПП). Различие между ДП и ПП можно выразить различием между вопросами «знать, что?» и «знать, как?».
Процедурное представление основано на предпосылке, что интеллектуальная деятельность есть знание проблемной среды, вложенное в программы, то есть знание о том, как можно использовать те или иные сущности.
Декларативное представление основано на предпосылке, что знание неких сущностей «знать, что?» не имеет глубоких связей с процедурами, используемыми для обработки этих сущностей. При использовании ДП считается, что интеллектуальность базируется на некотором универсальном множестве процедур, обрабатывающих факты любого типа, и на множестве специфических фактов, описывающих частную область знаний.
Основное достоинство ДП по сравнению с ПП заключается в том, что в ДП нет необходимости указывать способ использования конкретных фрагментов знания. Простые утверждения могут использоваться несколькими способами, и может оказаться неудобным фиксировать эти способы заранее. Указанное свойство обеспечивает гибкость и экономичность ДП, так как позволяет по-разному использовать одни и те же факты. В ДП знание рассматривается как множество незави-симых или слабо зависимых фактов, что позволяет осуществлять модификацию знаний и обучение простым добавлением или устранением утверждений. Для ПП проблема модификации значительно сложнее, так как здесь необходимо учитывать, каким образом используется данное утверждение.
Модели представления знаний обычно делят на логические(формальные) и эвристические (формализованные) модели. В логических моделях, как правило, используется исчисление предикатов первого порядка (то, что в суждении высказывается о предмете суждения), дополненное рядом эвристических стратегий. В логических моделях представления знаний отношения, существующие между отдельными единицами знаний, выражаются только с помощью синтаксических правил используемой формальной системы.
В отличие от формальных моделей эвристические моделиимеют разнообразный набор средств, передающих специфические особенности той или иной проблемной области. Именно поэтому эвристические модели превосходят логические как по возможности адекватно представить проблемную среду, так и по эффективности используемых правил вывода.
К эвристическим моделям, используемым в экспертных системах, можно отнести:
· сетевые,
· фреймовые,
· продукционные,
· объектно-ориентированные модели.
К типичным моделям представления знаний относятся:
· семантические сети;
· фреймы;
· продукционные модели;
· формальные логические модели (в курсе не рассматриваются).
В свою очередь это множество классов можно разбить на две большие группы:
· модульные (продукционные модели и формальные логические модели) используются для представления поверхностных знаний. Поверхностные знания - знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;
· сетевые (семантические сети и фреймы) используются для представления глубинных знаний. Глубинные знания - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.