Понятие о педагогической деятельности. Деятельность продуктивная и репродуктивная
Трудовая деятельность в сфере образования двояка:
- научно-исследовательская деятельность
- практическая педагогическая (образовательная) деятельность.
Поэтому в сфере образования к методологии трудовой деятельности будут относиться:
— методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики);
— методология практической образовательной деятельности.
Отметим, что в общем смысле понятие образовательной деятельности, очевидно, шире понятия педагогической деятельности. Ведь директор школы или бухгалтер училища не занимаются непосредственно педагогической деятельностью, но они включены в образовательный процесс, в образовательную деятельность.
Учитель, преподаватель, воспитатель заняты в основном педагогической деятельностью. Но если мы будем рассматривать деятельность любого образовательного учреждения как коллективного субъекта, то в нее помимо педагогических войдут еще и экономические, и материально-технические, и нормативно-правовые и многие другие компоненты.
Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность — целенаправленная активность человека).
Для сферы образования ведущими видами деятельности являются:
- научная,
- практическая (педагогическая/образовательная),
- учебная
- игровая.
Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными:
- характеристиками,
- логической структурой
- процессом ее осуществления.
Логическая структура включает в себя следующие компоненты:
- субъект,
- объект,
- предмет,
- формы,
- средства,
- методы деятельности
- результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности:
- особенности,
- принципы,
- условия,
- нормы.
Исторически известны разные типы культуры организации деятельности.
Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что вся продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам (временная структура организации деятельности).
Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике рассматривать методологию практической педагогической/образовательной деятельности, методологию учебной и игровой деятельности.