Понятие о педагогической деятельности. Деятельность продуктивная и репродуктивная

Трудовая деятельность в сфере образования двояка:

- научно-исследовательская деятельность

- практическая педагогическая (образовательная) деятельность.

Поэтому в сфере образования к методологии трудовой деятельности будут относиться:

— методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики);

— методология практической образовательной деятельности.

 

Отметим, что в общем смысле понятие образовательной деятельности, очевидно, шире понятия педагогической деятельности. Ведь директор школы или бухгалтер училища не занимаются непосредственно педагогической деятельностью, но они включены в образовательный процесс, в образовательную деятельность.

 

Учитель, преподаватель, воспитатель заняты в основном педагогической деятельностью. Но если мы будем рассматривать деятельность любого образовательного учреждения как коллективного субъекта, то в нее помимо педагогических войдут еще и экономические, и материально-технические, и нормативно-правовые и многие другие компоненты.

 

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность — целенаправленная активность человека).

Для сферы образования ведущими видами деятельности являются:

- научная,

- практическая (педагогическая/образовательная),

- учебная

- игровая.

Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными:

- характеристиками,

- логической структурой

- процессом ее осуществления.

Логическая структура включает в себя следующие компоненты:

- субъект,

- объект,

- предмет,

- формы,

- средства,

- методы деятельности

- результат.

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности:

- особенности,

- принципы,

- условия,

- нормы.

 

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности.

 

Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что вся продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.

 

Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам (временная структура организации деятельности).

 

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике рассматривать методологию практической педагогической/образовательной деятельности, методологию учебной и игровой деятельности.