Вопрос3. Правовая политика в РФ: понятие, сущность, цели, концепция.

Российская реальная политико-правовая действительность демонстрирует различные уровни выработки и реализации основных направлений правовой политики (федеральные органы, региональные, местные и т. д.), которая, в свою очередь, разнообразна, сложна, порой противоречива и неэффективна.

Правовая политика — это властная, планируемая, общественно значимая деятельность государства (государственных органов), иных уполномоченных органов, осуществляемая в правовых формах, влекущая правовые последствия, направленная на изменение общественных отношений, имеющая длительный временной характер, состоящая из последовательных и взаимосвязанных государственно-правовых решений.

Правовая политика может быть разной по содержанию, предметному полю, на которое она направлена, – конституционной, уголовной, карательной, пенитенциарной, административно-правовой, профилактической и т. д. В свою очередь, экономическая политика может быть следующих видов – инвестиционной, кредитно-финансовой, ипотечной, торговой, фискальной и т. д.

Необходимость правовой политики "связана с потребностью в постоянном усовершенствовании правового регулирования и правовой системы, чтобы они были адекватны той жизни, которая есть в обществе".

В условиях сегодняшней российской действительности это задача реализована крайне слабо ввиду того, что правовой политике, как инструменту ее решения, не придано должного внимания ни со стороны общества, ни со стороны власти. Концепции правовой политики как правовые акты, закрепляющие ее основные направления, приняты во многих странах, включая, например, Казахстан. В России подобный документ отсутствует до сих пор

Был разработан проект Концепцииправовой политики в Российской Федерации до 2020 года, которой заинтересовались региональные власти. Возможно, скоро в РФ стоит ждать появления Концепции правовой политики и закрепления ее ориентиров в официальном качестве. В основе данного документа лежит идея о необходимости проведения Российским государством на современном этапе его развития, наряду с иными видами политики, политики правовой, как целенаправленной и планомерной деятельности органов государственной власти в сфере правового регулирования социальных отношений. Базовый проект концепции правовой политики стал основой для разработки иных программных доктринальных правовых документов, в частности, проекта концепции антикоррупционной политики в Российской Федерации, а также проекта концепции правоохранительной политики Российского государства. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации была принята в 2012 г.

Проект концепции ..до 2020 г. включает в себя:

I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ И ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современное состояние правовой жизни российского общества в целом можно охарактеризовать как переходное. Оно отличается такими характеристиками, как динамизм и фундаментальность изменений, нестабильность, неравномерность темпов и уровней преобразования различных сфер общественных отношений, недостаточная эффективность значительной части регулятивных механизмов, разнонаправленность и потенциальная многовариантность развития. Обнаруживают себя принципиально противоположенные тенденции: организованности и дезорганизации, централизации и децентрализации, согласо-ванности и противоречивости.

II. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Стратегическими, перспективными целями правовой политики в Российской Федерации являются:

– социальная, политическая и правовая стабильность;

– экономический прогресс, инновационная экономика, высокая производительность труда;

– достойный уровень благосостояния, качества и продолжительности жизни граждан;

– безопасность личности, общества и государства;

– высокий авторитет и полноправное участие страны в международных отношениях;

– экологическое благополучие;

– достаточный уровень развития науки и технологий;

– широкая легитимация нравственных и культурных ценностей и традиций;

– развитое и активное гражданское общество;

– правовое демократическое федеративное государство;

– высокий общественный авторитет институтов права и государственной власти;

– надежно и эффективно работающие механизмы обеспечения и защиты неотчуждаемых прав свобод человека;

– долговременная стратегия законотворчества;

– стабильная законодательная база цивилизованных социально-политических и экономических отношений;

– эффективные механизмы государственного управления и правового регулирования;

– независимые и эффективно функционирующие судебная и правоохранительная системы;

– развитая гражданская дисциплина, стабильные законность и правопо-рядок в обществе;

– минимизация преступности и коррупции;

– развитое правосознание и правовая культура российских граждан и государственных, муниципальных служащих;

- создание высококвалифицированного кадрового потенциала, в чью задачу входит профессиональное правотворчество, правоприменение и правовое обслуживание.

III. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

• Социально-политическая обусловленность. Принимаемые в юридической сфере решения, акты и предпринимаемые действия основываются на актуальных объективно сформировавшихся потребностях и интересах личности, общества и государства.

• Научная обоснованность.

• Приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина.

• Легитимность.

• Демократический характер.

• Законность.

• Учет нравственно-ценностных устоев и социокультурных традиций общества.

 

• Согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов.

• Гласность.

• Целенаправленность, четкое определение приоритетов.

• Прогнозирование.

• Планомерность и поэтапность.

• Эволюционный характер реформирования правовой формы.

• Реалистичность, ориентация на достижимые результаты.

• Комплексный подход к решению проблем. В достижении поставленных целей применяются как юридические средства, так и ресурсы неправового характера.

• Достаточность средств и ресурсов.

• Сочетание механизмов управления и самоорганизации.

 

IV. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Практическая деятельность субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области правового регулирования социальных отношений.

В основе механизма лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления правовой политики, общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в юридической сфере.

V. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В сфере правотворческой деятельности:

− разработать комплексную программу реализации правовой политики в Российской Федерации, обеспечивающую объединение усилий всех институтов гражданского общества и органов государственной власти в повышении степени эффективности правового воздействия на общественные отношения, улучшении качества и уровня правовой жизни;

− разработать единые правила подготовки проектов и принятия нормативных правовых актов»;

− путем принятия специального закона унифицировать правила правотворческой техники и юридической терминологии, используемой при подготовке проектов нормативных правовых актов;

−провести инвентаризацию системы действующих правовых актов с последующим реформированием всей системы юридических средств.

− провести межотраслевую кодификацию процессуального законодательства в целях унификации основ судебной процедуры и обсудить вопрос о создании Судебного кодекса РФ;

− разработать и ввести в действие комплексную программу правовой политики в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, разработать правовые и организационные механизмы ее реализации;

− развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разрешения споров;

 

В сфере правореализационной практики:

 

− усилить механизмы внутриведомственного контроля за соблюдением законодательства;

− отрегулировать механизмы юридической ответственности субъектов, занимающихся реализацией и применением правовых предписаний на практике перед обществом за невыполнение своего профессионального долга, принятие незаконных и малоэффективных решений, злоупотребления юридическими ресурсами;

− усовершенствовать систему профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и аттестации государственных служащих в целях повышения уровня их профессиональной подготовки, общей и правовой культуры

 

В информационно-воспитательной и культурно-нравственной сферах:

− организовать постоянный государственный мониторинг динамики социальной жизни, направленный на выявление наиболее актуальных проблем, требующих соответствующих правотворческих решений;

− организовать постоянный мониторинг соответствия нормативных актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству;

− усилить роль правовой науки в разработке концептуальных основ правовой политики.

− учитывая социальную значимость института экспертизы законопроектов, представляется необходимым принятие специального федерального закона «Об экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации»;

− разработать и ввести в действие комплексную программу, направленную на оздоровление культурно-нравственного состояния российского общества.

 

VI. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

− разработка региональных и муниципальных программ правовой политики, − формирование региональных и муниципальных планов законотворческой деятельности, учитывающих актуальные потребности, специфику задач, стоящих перед тем или иным субъектом федерации или муниципальным образованием;

− конструирование эффективных механизмов борьбы с организованной преступностью и коррупцией, учитывающих специфику отдельных регионов;

− согласование результатов регионального и муниципального правотворчества с общероссийским;

− разработка эффективных инструментов отстаивания на общефедеральном уровне опережающих региональных законов;

− поэтапное создание независимых, эффективных и ответственных перед населением органов местного самоуправления;

− развитие механизмов информационно-воспитательной работы с населением регионов и муниципальных образований, направленной на разъяснение содержания региональной правовой политики.

Стоит отметить, что данное направление развития научной мысли было отмечено как актуальное и получило грантовую поддержку со стороны крупнейших российских фондов, финансирующих научные разработки. В частности, одним из наиболее крупных стал исследовательский проект 2001 - 2003 гг.. № 01-06-80167 «Правовая политика: федеральные и региональные проблемы», поддержанный Российским фондом фундаментальных исследований.

Проведение эффективной правовой политики на современном этапе развития российского общества является одним из определяющих факторов его дальнейшего демократического реформирования, укрепления в России институтов правового государства, конкурентоспособной рыночной экономики, эффективной реализации национальных проектов, обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина.

Изменение роли права в жизни общества, выражающееся в готовности граждан и организаций реализовывать защищать свои интересы правовыми средствами (в том числе в судах), и рост массива нормативных правовых актов, нередко коллизирующих между собой, а также рост криминала, требующий адекватной реакции государства на уровень преступности в стране. Успешное решение задач в этих областях невозможно без четких ориентиров, которые призвана сформулировать правовая политика.

Правовая политика должна гарантировать реализацию политики государства в иных сферах общественной жизни адекватными правовыми средствами, тем самым эффективно решая возлагаемые на нее задачи.