Развитием региона
Инструменты управления экономическим
Порядок расчета штрафных санкций
Если заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов. Начисление штрафных санкций производят, если в договоре не предусмотрены иные последствия.
В настоящее время размер процентов определяется ставкой рефинансирования, установленной Банком России. При изменении ставок рефинансирования в течение срока погашения займа штрафные санкции будут рассчитаны исходя из действующих в эти сроки ставок.
Специальные последствия установлены и на случай просрочки платежей по займам, возвращаемым согласно договору по частям (в рассрочку).
Отражение в бухгалтерском учете заимодавца суммы начисленных штрафных санкций производят записью:
Д 76 субсчет 2 "Расчеты по претензиям" К 91 -1
Эту запись выполняют:
· после того, как заемщик признал претензию, предъявленную ему,
· на дату решения арбитражного суда о взыскании с него штрафных санкций за нарушение обязанностей по договору займа.
Заемщик отражает штрафные санкции в составе прочих прочих расходов:
Д 91-2 К 66, 67
Для целей налогообложения суммы причитающихся штрафных санкций будут включаться в состав прочих доходов заимодавца или прочих расходов заемщика.
Наиболее действенными на данном этапе инструментами уп-
равления экономическим развитием региона являются стратеги-
ческое планирование и региональный маркетинг.
Стратегическое планирование и стратегическое управление —
испытанные методы современного менеджмента. Практика дока-
зала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную не-
обходимость применения стратегического планирования не только
в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспор-
те, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегичес-
кое планирование с успехом используется в коммерческой дея-
тельности, в работе высших учебных заведений, научно-иссле-
довательских институтов, здравоохранительных учреждений и дру-
гих некоммерческих организаций. Особенно плодотворным ста-
новится применение стратегического планирования в управлении
развитием региона.
Все процедуры стратегического планирования или соответ-
ствующей адаптации применимы к планированию регионов Рос-
сийской Федерации (рис. 1.2.1). Стратегическое планирование
может успешно использоваться не только при разработке комп-
лексных программ социально-экономического развития регионов,
но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и горо-
дах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами
и других направлениях развития в регионах.
Рис. 1.2.1.Цикл стратегического планирования развития региона
Некоторые приемы стратегического планирования, формали-
зованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко приме-
няются в практике работы региональных органов управления.
Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегичес-
кого планирования и стратегического управления еще предстоит
внедрить в практику работы администраций городов и регионов.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план
регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, по-
высить уровень благосостояния жителей и заложить прочные ос-
новы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели
всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих дос-
тойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом
любого стратегического плана должна быть оценка реального
положения человека во всех аспектах его деятельности, степень
его соответствия современным тенденциям развития в мире и со-
отнесение с поставленными целями. Уровень социального разви-
тия региона в конечном счете определяется его экономическим
развитием: качество жизни населения определяется уровнем и
эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую оче-
редь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми
вопросами экономического развития региона являются:
• привлечение в регион новых производств;
• обновление структуры производства;
• развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие
инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности
населения;
• создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Наиболее характерные проблемы экономического развития
российских регионов — это не только привлечение в регион эко-
номических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры,
строительство и обновление жилья, упорядочение землепользова-
ния, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущ-
ных экологических проблем.
По определению А.П. Гапоненко, цикл стратегического пла-
нирования экономического развития региона можно представить
в следующем виде:
1. Определение целей развития.
2. Анализ внешней среды развития региона.
3. Определение сильных и слабых сторон региона.
4. Использование имеющихся и создание новых местных пре-
имуществ.
5. Разработка концепции развития.
6. Разработка плана конкретных действий и осуществление
стратегии.
7. Анализ эффективности и результативности, корректировка
целей и методов их достижения.
Рассмотрим все эти стадии.
Определение целей развития региона.Четко сформированная
система целей развития, которые удовлетворяют стандартным тре-
бованиям измеримости, достижимости, ориентированности во
времени и непротиворечивости, может принести региону намно-
го больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, получен-
ные от федерального центра, которые можно просто потратить на
погашение той или иной задолженности.
Обычно различают общие и конкретные цели и задачи. Общие
цели должны характеризовать необходимое состояние развития
региона на определенные моменты времени, быть четкими и от-
носительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех,
кто будет работать по их достижению: работников администрации,
предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели
социально-экономического развития требуют обсуждения и про-
работки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки це-
лей развития полезно привлекать экономических советников, ра-
ботников местных высших учебных заведений, служащих местных
банков и др.
Общие цели регионального развития, как правило, характери-
зуют желательный уровень качества среды проживания в данном
регионе, а также формируют количественные и качественные ори-
ентиры экономического развития. В соответствии с концепцией
кардинального поворота к человеку, реализации основной поли-
тики государства, направленной на создание условий достойной
жизни, необходимо установить социальные стандарты жизненных
условий, критерии и показатели эффективности, которые долж-
ны быть достигнуты в регионах. Цели должны опираться на ко-
личественные и качественные данные о сообществе, быть доста-
точно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от
меняющихся политических ориентиров и полученных промежу-
точных результатов. Общие цели одновременно служат критери-
ем развития, ориентиром для действия и позволяют отделить
желаемые меры от нежелательных. Общие цели должны быть кон-
кретными.
Так, недостаточно в качестве цели указать ≪стимулирование рос-
та≫, поскольку неясно, о каком росте идет речь, — росте населения,
числа предприятий, занятых на них работников, росте объема про-
даж, доходов всех юридических лиц или же росте местной промыш-
ленности, торговли или какой-либо еще отрасли. Другие примеры
использования излишне общих терминов: улучшить климат для биз-
неса; снизить безработицу; повысить экономическое благосостояние
жителей.
Целесообразно формулировать цели более подробно и коли-
чественно определенно. Они должны содержать показатели раз-
вития и опираться на социально-экономические стандарты функ-
ционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности.
Общие цели трансформируются в более конкретные, которые
дают подробные количественные ориентиры и соответствующие
критерии, с помощью которых можно контролировать социаль-
но-экономическое развитие региона. Если общие цели нельзя
трансформировать в измеримые и конкретные, то это означает,
что невозможно определить системные меры по продвижению к
этим целям. Конкретные цели отвечают на детальные вопросы:
что должно произойти; с кем конкретно; где и когда; какие ко-
личественные результаты должны последовать?
Анализ внешней среды развития региона.На данной стадии
анализируется внешняя обстановка, отмечаются благоприятные и
неблагоприятные факторы развития региона (географические,
экологические, демографические, ресурсные, исторические
и пр.), проводится системный анализ внешних социально-эконо-
мических возможностей и угроз.
С помощью количественного и качественного анализа эконо-
мической, социальной, экологической и институциональной
внешней среды, в которой действуют региональные экономичес-
кие агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, кото-
рые можно привлечь для экономического развития региона (фи-
нансовые, человеческие, природные, институциональные), клю-
чевые социально-экономические параметры внешней среды
(динамика внутреннего регионального продукта (ВРП), инвести-
ционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы
экономического роста), проводится сравнительный анализ эконо-
мического развития аналогичных регионов, региональный бенч-
маркинг (целенаправленный перенос передового опыта других
регионов и городов) и таким образом выявляются внешние фак-
торы регионального развития.
Определение сильных и слабых сторон региона.Оцениваются
результаты осуществления предшествующих программ социально-
экономического развития региона, выявляются причины успехов
и провалов.
Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон
региона. Для этого анализируются объективные данные о ресур-
сах региона:
• человеческие ресурсы (половозрастная структура населения,
национальный состав, миграция, факторы роста населения,
образование, профессиональный состав занятых в сфере той
или иной деятельности, уровень и динамика безработицы,
доходы, уровень заработной платы, ВРП на душу населения,
производительность труда, уровень и динамика физическо-
го и психического здоровья, продолжительности жизни);
• природные ресурсы (использование земли, наличие природ-
ных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и
природные достопримечательности);
• экономические ресурсы (структура местной экономики:
превалирующие отрасли производства, которые развивают-
ся быстрее; приватизация; собственность на землю; обще-
ственные и частные инвестиции; состав и объем муници-
пальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень
развития малого предпринимательства; ≪экспортная≫ дея-
тельность предприятий региона).
Уточняются внутренние факторы регионального развития,
основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой ста-
дии развития —индустриальной, постиндустриальной или доин-
дустриальной —находится регион. В зависимости от этого мож-
но выделить приоритетные направления, определить, в каких сфе-
рах и за счет каких факторов в основном создается добавленная
стоимость, на этой основе еще раз уточнить цели экономическо-
го развития региона.
В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются
постиндустриальные тенденции социально-экономического раз-
вития, важно определить региональные преимущества не только
в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Ре-
гион должен научиться ≪экспортировать≫ услуги другим регионам.
Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать
благосостоянию так же, как и производство материальных ценно-
стей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские,
услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных услови-
ях могут способствовать региональному развитию.
Использование имеющихся и создание новых местных преиму-
ществ.В рамках стратегического планирования предусматривается
использование имеющихся преимуществ региона (расположение,
близость основных рынков, демографические особенности, раз-
витость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспо-
собности, отличающие данный регион от других, а также возмож-
ные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся фор-
мированию в процессе управления экономическим развитием.
Таким образом формируются нереализованные региональные преиму-
щества. Основной упор делается на создание новых местных пре-
имуществ: развитие рыночной инфраструктуры и коммуникаци-
онных линий; безопасность (личная и бизнеса); наличие инсти-
тутов, поддерживающих бизнес, и квалифицированных кадров;
создание благоприятных условий для инвестиций.
Усилия, направленные на развитие региональной рыночной
инфраструктуры, в современных российских условиях становят-
ся одним из основных факторов развития региона в целом: соци-
ально-экономическое развитие зависит от того, насколько широ-
ко представлены в регионе банковские, страховые, консультаци-
онные, инвестиционные и другие институты. В современном мире
именно развитая финансовая среда способствует внедрению ин-
новационных идей, гибкости и адаптивности всего экономичес-
кого комплекса.
Важнейший современный фактор развития региона — наличие
качественной инфраструктуры связи — современных коммуника-
ционных линий региональных компьютерных сетей, свободного
доступа в Интернет.
Весьма существенным региональным преимуществом сегодня
может оказаться степень безопасности (личной и безопасности
ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратеги-
ческих инвесторов в регион при наличии низкого уровня безопас-
ности.
Создание и поддержание высокого уровня квалификации ре-
гиональных кадров — также весьма существенный фактор регио-
нального развития. Степень квалификации работающих в регио-
не людей в значительной мере определяется региональной поли-
тикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды
и жизни. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высо-
кооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым
содействовали бы экономическому процветанию.
В рамках данной стадии стратегического планирования соци-
ально-экономического развития региона рассматриваются воз-
можности максимально использовать сильные стороны региона,
а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.
Разработка концепции развития.На данном этапе делаются
окончательные выводы о целях социально-экономического разви-
тия региона, факторах и механизме этого развития, а также о ме-
тодах управления этим развитием. Данные выводы делаются с
учетом новых тенденций социально-экономического развития
регионов, местных особенностей и особенностей современного
этапа развития российской экономики. Основу концепции состав-
ляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявле-
ние приоритетных направлений развития региона, анализ ресур-
сов развития, выявление конкурентных преимуществ данного ре-
гиона.
Разработка плана конкретных действий и осуществление стра-
тегии.На основе концепции социально-экономического развития
региона разрабатывается план конкретных действий, включающий
в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый
результат, размер и источники финансирования, способы проме-
жуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результа-
ты и возможные последствия реализации планов и программ.
Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ
баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением.
Относительно самостоятельными разделами стратегического плана
развития региона могут стать следующие.
• Управление региональной собственностью, в том числе при-
родными ресурсами и землей — предполагающий меры по
развитию зонирования, геоинформационных систем, энер-
госберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфе-
ре, страхование жилья и прав собственности.
• Формирование дополнительных источников финансирова-
ния развития региона — включающий меры по повышению
эффективности расходования бюджетных ивнебюджетных
средств, контроля эффективности по всем направлениям
работы администрации, меры по управлению региональны-
ми финансовыми потоками, развитию проектного финан-
сирования, созданию региональных гарантийных фондов,
привлечению международных источников финансирования,
развитию налоговой базы, в том числе путем реструктури-
зации предприятий.
• Меры по поддержке малого предпринимательства — вклю-
чающий в себя развитие проектного финансирования на
конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компа-
нии, гарантийного фонда, малых инновационных предпри-
ятий в регионе, развитие рыночной инфраструктуры реги-
она, осуществление информационной поддержки малого
бизнеса, обучения и тренинга, установление сравнительно
низких, но полностью собираемых налогов, защиту от кри-
минального и легального монополизма, поощрение конку-
ренции, борьбу с незаконными видами бизнеса и корруп-
цией в госаппарате, привлечение вкладов населения в фи-
нансово-банковскую систему и в конечном счете в реальные
инвестиции, эффективную приватизацию, земельную ре-
форму, совершенствование законодательства, устранение
пробелов и противоречий.
• Восстановление и развитие на новых принципах хозяйствен-
ных, экономических и социальных связей, утраченных в
связи с разрушением административно-командной системы
и ≪суверенизацией≫ регионов.
• Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в
городском хозяйстве.
• Маркетинг региона и его ≪продвижение≫ — включающий
разъяснение процедур, связанных с открытием нового биз-
неса в регионе, обеспечение информационной открытости
путем предоставления всем заинтересованным лицам стра-
тегической информации о регионе, координации действий
по региональному развитию с торгово-промышленной па-
латой (ТПП) и местными банками, использование средств
массовой информации, формирующих четкое представление
о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее
создания, использование методов коммерческого маркетин-
га для привлечения новых экономических агентств в реги-
он, прежде всего стратегических инвесторов.
Анализ эффективности и результативности, корректировка це-
лей и методов их достижения.Целевое стратегическое управление
развитием региона предполагает наличие не только рабочей про-
граммы действий, но и постоянный мониторинг социально-эко-
номического состояния региона, сравнение данных мониторинга
с целями и критериями регионального развития, оценку эффек-
тивности и результативности предпринятых мер.
Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данны-
ми об окружающей среде, помогает ли стратегия решить крити-
ческие проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жи-
телей.
Планы стратегического развития региона служат основой для
разработки программ социально-экономического развития. Такие
программы составляются по основным сферам деятельности че-
ловека с учетом разумных соотношений государственного регули-
рования и рыночных отношений. Программы обычно содержат
целевые проекты и поэтапные планы их реализации.
При составлении программ развития регионов необходимо
соблюдать следующие принципы:
• переориентация деятельности всех структур на развитие че-
ловека и создание условий достойной жизни, повышения
уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;
• постановка целей и определение задач, которые необходи-
мо решить, чтобы обеспечить достижение цели;
• выбор критериев и показателей развития человека, создание
условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;
• выявление потенциала и ресурсов для решения поставлен-
ных задач и достижения цели;
• выбор основных направлений и ориентиров движения в
процессе достижения цели;
• проведение многовариантных расчетов и выбор приорите-
тов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых резуль-
татов, времени на достижение цели, возможностей исполь-
зования факторов повышения эффективности;
• разработка стратегических планов, программ развития, за-
ключение договоров и контрактов на ближайшую и более от-
даленную перспективу со всеми предполагаемыми участни-
ками их реализации;
• применение эффективных методов управления (маркетинг,
стратегической планирование, программно-целевой, сетевой
график, синхронизация, мониторинг, управление по резуль-
татам);
• закрепление законодательными актами и нормативами за-
рекомендовавших себя методов управления.
Общая структурная схема механизма реализации программы
включает в себя следующие блоки:
1) информационный;
2) нормативно-правового регулирования;
3) организационно-распорядительны й;
4) финансово-экономический;
5) ресурсный;
6) оценочный.
Для разработки и реализации программ привлекаются на до-
говорных началах компетентные специалисты, руководители,
инициативные творческие работники.
Разработка социально-экономических проектов решения кон-
кретных проблем региона проводится на основе выбранных при-
оритетов с учетом действительного положения дел в регионе и
опыта, накопленного в других регионах.
Механизмы проведения преобразований, которые включают
способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих струк-
тур и проведение необходимых орггехмероприятий, конкретизи-
руются при разработке программ реализации социально-экономи-
ческих проектов. Программы реализации проектов в совокупно-
сти составляют сбалансированный комплекс. Без разработки та-
кого комплекса практически невозможно успешное внедрение
проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и
точности описания желаемых результатов социально-экономичес-
ких преобразований. При отсутствии организационной подготовки
неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.
Программы реализации проектов включают в себя регламен-
тацию следующих основных организационно-технических аспек-
тов:
• поиск заинтересованных юридических и физических лиц,
концентрация и задействование материальных и финансо-
вых ресурсов;
• формирование благоприятного общественного мнения,
обеспечение материальной и моральной заинтересованнос-
ти каждого человека, который может повлиять на достиже-
ние конечных результатов, поддержка и ≪выращивание≫
ростков нового;
• подготовка и принятие на соответствующих уровнях норма-
тивных и директивных документов, необходимых для про-
ведения преобразований;
• создание организационных структур реализации проектов,
обучение специалистов работе в новых условиях;
• контроль за выполнением планов и программ.
Для развертывания работы по управлению социально-эконо-
мическим развитием желательно создать агентство экономическо-
го развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками,
содействовать открытости информации по планам экономического
развития, организовать контакты с потенциальными инвестора-
ми, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкуба-
тор, выявить резервы использования нежилых помещений, орга-
низовать совместную с торгово-промышленной палатой работу.
Агентство совместно с региональной администрацией должно за-
няться разработкой общественного видения решения проблем, для
чего регулярно проводить в администрации встречи с предприни-
мателями для уточнения конкретных вопросов развития региона,
организовывать обучающие семинары по проблемам экономичес-
кого развития. Новый подход к экономическому развитию реги-
она состоит в том, что оно становится заботой не только специа-
листов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов,
всего населения.
Планирование экономического развития региона— это непрерыв-
ный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том
числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного пла-
на экономического развития позволяет осуществлять текущие ре-
шения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс пла-
нирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само эко-
номическое развитие региона, которое, в свою очередь, является
результатом конкретных управленческих действий, предпринятых
в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.
Региональный маркетинг— одна из наиболее удачных концеп-
ций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориенти-
ровать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды
потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно
развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетин-
га, осуществляемого государственными органами регионального
управления.
Региональный маркетинг — это система привлечения в реги-
он новых экономических агентов, способствующих процветанию
региона в целом. Региональный маркетинг может осуществлять-
ся в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застрой-
ки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные
меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и
распространение печатных материалов о регионе, целенаправлен-
ные визиты региональных руководителей, встречи с руководите-
лями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизне-
са, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр.
Региональный маркетинг представляет собой действенный инст-
румент социально-экономического развития.
Рассмотрим зарубежные проекты, являющиеся примерами реги-
онального маркетинга1.
Запакованный Рейхстаг. Летом 1995 г. городские власти Берлина
санкционировали акцию ≪Запакованный Рейхстаг≫. Всемирно извест-
ное здание Рейхстага было полностью закрыто специальной тканью,
что создавало впечатление гигантского свертка с праздничным подар-
ком. Параллельно была развернута широкая рекламная кампания, ко-
торая привлекла миллионы туристов со всей Германии и из многих
стран Европы. В отдельные дни в непосредственной близости от Рейх-
стага находилось до 400 тыс. человек одновременно.
Примеры регионального маркетинга приводятся по: ГапоненкоА.Л.
Разработка стратегии территориального саморазвития / Регион: ре-
сурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып. 8 / Науч. ред. Ю.Н.
Алексеев, Б.Е. Шнилев. — М.: Изд. БСГ, 1999. - С. 17—38.
25
Все посетившие Берлин с целью увидеть эту необычную картину
пользовались услугами такси, отелей, ресторанов, покупали сувени-
ры, т.е. тратили деньги; эти деньги пошли на благо Берлина и его
жителей: занятые в сфере обслуживания и в торговле получили до-
полнительный доход, казна муниципалитета получила дополнительные
налоги, которые пошли на развитие Берлина, а от этого выиграли все
его жители.
Бонн — покинутый город. В связи с тем что столица Германии была
перенесена из Бонна в Берлин, прежней столице грозили упадок и
запустение. В связи с этим было создано специальное агентство по
муниципальному маркетингу, целенаправленно предлагавшее новым
организациям занять опустевшие правительственные здания. Основ-
ное внимание уделялось консультационным, рекламным, компьютер-
ным фирмам и фирмам высоких технологий, а также различным бес-
прибыльным организациям. По замыслу городских властей, уникаль-
ные характеристики Бонна (расположение в центре Европы, наличие
международного аэропорта, прекрасных линий коммуникаций, эколо-
гически чистое и климатически привлекательное место, относитель-
но дешевая недвижимость, безопасность) должны были привлечь
многие организации, которые вдохнули бы новую жизнь в бывшую
столицу.
Агентство использовало разнообразные методы: рекламу, презен-
тацию, прямую рассылку, работу с руководителями организаций, спо-
собными выбрать Бонн местом своей дислокации. Эти методы дали
свои плоды, и Бонн не стал покинутым городом.
Кэнтон — столица воздухоплавания и ремесел. Кэнтон — город,
в котором живет 12 тыс. человек, столица графства Мэдисон, насчи-
тывающего 60 тыс. жителей, расположен в штате Миссисипи (США),
одном из самых отсталых штатов по уровню экономического разви-
тия. В администрации графства имеется отдел маркетинга, в котором
работают 5 человек (двое из них — на полставки). Эти люди пропа-
гандируют город и графство заинтересованным лицам, привлекают в
город туристов и предпринимателей. Не имея внутренних источников
развития, город сделал ставку на привлечение ресурсов извне. В граф-
стве дважды в год проходит фестиваль воздушных шаров, ежегодно
организуется ярмарка ремесел. Не имея своих мастеров, город соби-
рает на ярмарку ремесленников практически со всех штатов. На фес-
тиваль и ярмарку в город приезжают до 20 тыс. человек, которые
пользуются отелями, ресторанами, другими предприятиями обслужи-
вания. Отдел маркетинга за 2 месяца разослал информацию о горо-
де и графстве в 16 тыс. адресов по США и всему миру. Уже через
месяц было получено более тысячи заинтересованных ответов. С каж-
дым ответившим корреспондентом ведется индивидуальная перепис-
ка. Таким образом изыскиваются новые возможности использования
≪уникальных≫ преимуществ маленького города Кэнтон.
Тунис. Весной 1996 г. москвичи обнаружили на улицах специфи-
ческую рекламу: рекламировался Тунис как уникальное место для от-
дыха и туризма. Результатом этой рекламы стал двукратный рост в
Тунисе числа российских туристов. Правительство Туниса, заботясь о
благосостоянии своих граждан, которое в значительной мере зависит
от притока в страну иностранных туристов, организует во всех стра-
нах мира рекламную кампанию, ежегодный бюджет которой состав-
ляет 100 млн долл. (для сравнения: Россия тратит на эти же цели в
100 раз меньше). Аналогичную рекламу организует Греция, не говоря
уже о более развитых странах (Франция, Италия). Данный пример по-
зволяет говорить не только о муниципальном и региональном, но и о
страновом маркетинге.
Одна из целей регионального маркетинга — донести информа-
цию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются
реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты
и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как
правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по
туризму и другими частными организациями, городская админи-
страция принимает активное участие в их деятельности.
Так, в городе Лоуренс (штат Канзас) сотрудник местной торговой
палаты, частично оплачиваемый местной городской администрацией,
в течение нескольких лет осуществлял программу экономического раз-
вития города, в результате которой появились книга о городе, а так-
же подробное описание всех высокотехнологичных городских бизне-
сов. Была осуществлена рекламная кампания, в рамках которой ин-
формацию о городе получили 7 тыс. адресатов, состоялись встречи
со 100 городскими предприятиями на предмет расширения их актив-
ности.
Своеобразной сверхзадачей регионального маркетинга являет-
ся создание новых и усиление имеющихся преимуществ для при-
влечения в регион экономических агентов, способных повысить
благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг
продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства
продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает
уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для
потребителей: для предпринимателей — близость рынков сбыта,
квалификация рабочей силы; для туристов — климатические ус-
ловия, достопримечательности; для инвесторов — цены на недви-
жимость, отработанность процедур купли-продажи титулов соб-
ственности.
Можно по-разному оценивать мероприятия регионального марке-
тинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сво-
дится лишь к изданию брошюр, — это подмена живого дела бумаго-
творчеством; существует и противоположное убеждение, что все пе-
речисленные действия местных властей по ≪продаже≫ региона
представителям деловой общественности — необходимые условия
успешного стимулирования экономического развития. Думается, что
даже в условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие
российские регионы, разнообразная деятельность по региональному
маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный
рычаг воздействия на экономическое развитие региона.
Конкретным инструментом регионального маркетинга может
стать план продвижения региона, состоящий из следующих раз-
делов:
• исследования, экономический анализ деловой среды и ком-
мерческой деятельности;
• образование;
• связи с общественностью и реклама.
Дополняется план разделами о его финансировании и проце-
дурах контроля.
План продвижения региона полностью аналогичен плану про-
движения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей,
что ≪товаром≫ является сам регион вместе со сложным комплек-
сов услуг, а потребителем — весьма разнородные группы (населе-
ние региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государ-
ственные органы власти, некоммерческие организации). Данный
план представляет собой систему действий, которые создают и
поддерживают конкурентные преимущества региона, способные
сохраняться в течение длительного времени. План продвижения
региона — один из действенных методов управления развитием
региона.