Развитием региона

Инструменты управления экономическим

Порядок расчета штрафных санкций

Если заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов. Начисление штрафных санкций произ­водят, если в договоре не предусмотрены иные последствия.

В настоящее время размер процентов определяется став­кой рефинансирования, установленной Банком России. При изменении ставок рефинансирования в течение срока по­гашения займа штрафные санкции будут рассчитаны исходя из действующих в эти сроки ставок.

Специальные последствия установлены и на случай просроч­ки платежей по займам, возвращаемым согласно договору по ча­стям (в рассрочку).

 

Отражение в бухгалтерском учете заимодавца суммы начис­ленных штрафных санкций производят записью:

Д 76 субсчет 2 "Расчеты по претензиям" К 91 -1

 

Эту запись выполняют:

· после того, как заемщик признал пре­тензию, предъявленную ему,

· на дату решения арбитражного суда о взыскании с него штрафных санкций за нарушение обязан­ностей по договору займа.

 

Заемщик отражает штрафные санкции в составе прочих прочих расходов:

Д 91-2 К 66, 67

 

Для целей налогообложения суммы причитающихся штраф­ных санкций будут включаться в состав прочих до­ходов заимодавца или прочих расходов заемщика.

 

Наиболее действенными на данном этапе инструментами уп-

равления экономическим развитием региона являются стратеги-

ческое планирование и региональный маркетинг.

Стратегическое планирование и стратегическое управление —

испытанные методы современного менеджмента. Практика дока-

зала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную не-

обходимость применения стратегического планирования не только

в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспор-

те, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегичес-

кое планирование с успехом используется в коммерческой дея-

тельности, в работе высших учебных заведений, научно-иссле-

довательских институтов, здравоохранительных учреждений и дру-

гих некоммерческих организаций. Особенно плодотворным ста-

новится применение стратегического планирования в управлении

развитием региона.

Все процедуры стратегического планирования или соответ-

ствующей адаптации применимы к планированию регионов Рос-

сийской Федерации (рис. 1.2.1). Стратегическое планирование

может успешно использоваться не только при разработке комп-

лексных программ социально-экономического развития регионов,

но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и горо-

дах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами

и других направлениях развития в регионах.

Рис. 1.2.1.Цикл стратегического планирования развития региона

Некоторые приемы стратегического планирования, формали-

зованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко приме-

няются в практике работы региональных органов управления.

Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегичес-

кого планирования и стратегического управления еще предстоит

внедрить в практику работы администраций городов и регионов.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план

регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, по-

высить уровень благосостояния жителей и заложить прочные ос-

новы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели

всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих дос-

тойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом

любого стратегического плана должна быть оценка реального

положения человека во всех аспектах его деятельности, степень

его соответствия современным тенденциям развития в мире и со-

отнесение с поставленными целями. Уровень социального разви-

тия региона в конечном счете определяется его экономическим

развитием: качество жизни населения определяется уровнем и

эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую оче-

редь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми

вопросами экономического развития региона являются:

• привлечение в регион новых производств;

• обновление структуры производства;

• развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие

инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности

населения;

• создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Наиболее характерные проблемы экономического развития

российских регионов — это не только привлечение в регион эко-

номических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры,

строительство и обновление жилья, упорядочение землепользова-

ния, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущ-

ных экологических проблем.

По определению А.П. Гапоненко, цикл стратегического пла-

нирования экономического развития региона можно представить

в следующем виде:

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития региона.

3. Определение сильных и слабых сторон региона.

4. Использование имеющихся и создание новых местных пре-

имуществ.

5. Разработка концепции развития.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление

стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка

целей и методов их достижения.

Рассмотрим все эти стадии.

Определение целей развития региона.Четко сформированная

система целей развития, которые удовлетворяют стандартным тре-

бованиям измеримости, достижимости, ориентированности во

времени и непротиворечивости, может принести региону намно-

го больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, получен-

ные от федерального центра, которые можно просто потратить на

погашение той или иной задолженности.

Обычно различают общие и конкретные цели и задачи. Общие

цели должны характеризовать необходимое состояние развития

региона на определенные моменты времени, быть четкими и от-

носительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех,

кто будет работать по их достижению: работников администрации,

предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели

социально-экономического развития требуют обсуждения и про-

работки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки це-

лей развития полезно привлекать экономических советников, ра-

ботников местных высших учебных заведений, служащих местных

банков и др.

Общие цели регионального развития, как правило, характери-

зуют желательный уровень качества среды проживания в данном

регионе, а также формируют количественные и качественные ори-

ентиры экономического развития. В соответствии с концепцией

кардинального поворота к человеку, реализации основной поли-

тики государства, направленной на создание условий достойной

жизни, необходимо установить социальные стандарты жизненных

условий, критерии и показатели эффективности, которые долж-

ны быть достигнуты в регионах. Цели должны опираться на ко-

личественные и качественные данные о сообществе, быть доста-

точно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от

меняющихся политических ориентиров и полученных промежу-

точных результатов. Общие цели одновременно служат критери-

ем развития, ориентиром для действия и позволяют отделить

желаемые меры от нежелательных. Общие цели должны быть кон-

кретными.

Так, недостаточно в качестве цели указать ≪стимулирование рос-

та≫, поскольку неясно, о каком росте идет речь, — росте населения,

числа предприятий, занятых на них работников, росте объема про-

даж, доходов всех юридических лиц или же росте местной промыш-

ленности, торговли или какой-либо еще отрасли. Другие примеры

использования излишне общих терминов: улучшить климат для биз-

неса; снизить безработицу; повысить экономическое благосостояние

жителей.

Целесообразно формулировать цели более подробно и коли-

чественно определенно. Они должны содержать показатели раз-

вития и опираться на социально-экономические стандарты функ-

ционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности.

Общие цели трансформируются в более конкретные, которые

дают подробные количественные ориентиры и соответствующие

критерии, с помощью которых можно контролировать социаль-

но-экономическое развитие региона. Если общие цели нельзя

трансформировать в измеримые и конкретные, то это означает,

что невозможно определить системные меры по продвижению к

этим целям. Конкретные цели отвечают на детальные вопросы:

что должно произойти; с кем конкретно; где и когда; какие ко-

личественные результаты должны последовать?

Анализ внешней среды развития региона.На данной стадии

анализируется внешняя обстановка, отмечаются благоприятные и

неблагоприятные факторы развития региона (географические,

экологические, демографические, ресурсные, исторические

и пр.), проводится системный анализ внешних социально-эконо-

мических возможностей и угроз.

С помощью количественного и качественного анализа эконо-

мической, социальной, экологической и институциональной

внешней среды, в которой действуют региональные экономичес-

кие агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, кото-

рые можно привлечь для экономического развития региона (фи-

нансовые, человеческие, природные, институциональные), клю-

чевые социально-экономические параметры внешней среды

(динамика внутреннего регионального продукта (ВРП), инвести-

ционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы

экономического роста), проводится сравнительный анализ эконо-

мического развития аналогичных регионов, региональный бенч-

маркинг (целенаправленный перенос передового опыта других

регионов и городов) и таким образом выявляются внешние фак-

торы регионального развития.

Определение сильных и слабых сторон региона.Оцениваются

результаты осуществления предшествующих программ социально-

экономического развития региона, выявляются причины успехов

и провалов.

Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон

региона. Для этого анализируются объективные данные о ресур-

сах региона:

• человеческие ресурсы (половозрастная структура населения,

национальный состав, миграция, факторы роста населения,

образование, профессиональный состав занятых в сфере той

или иной деятельности, уровень и динамика безработицы,

доходы, уровень заработной платы, ВРП на душу населения,

производительность труда, уровень и динамика физическо-

го и психического здоровья, продолжительности жизни);

• природные ресурсы (использование земли, наличие природ-

ных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и

природные достопримечательности);

• экономические ресурсы (структура местной экономики:

превалирующие отрасли производства, которые развивают-

ся быстрее; приватизация; собственность на землю; обще-

ственные и частные инвестиции; состав и объем муници-

пальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень

развития малого предпринимательства; ≪экспортная≫ дея-

тельность предприятий региона).

Уточняются внутренние факторы регионального развития,

основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой ста-

дии развития —индустриальной, постиндустриальной или доин-

дустриальной —находится регион. В зависимости от этого мож-

но выделить приоритетные направления, определить, в каких сфе-

рах и за счет каких факторов в основном создается добавленная

стоимость, на этой основе еще раз уточнить цели экономическо-

го развития региона.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются

постиндустриальные тенденции социально-экономического раз-

вития, важно определить региональные преимущества не только

в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Ре-

гион должен научиться ≪экспортировать≫ услуги другим регионам.

Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать

благосостоянию так же, как и производство материальных ценно-

стей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские,

услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных услови-

ях могут способствовать региональному развитию.

Использование имеющихся и создание новых местных преиму-

ществ.В рамках стратегического планирования предусматривается

использование имеющихся преимуществ региона (расположение,

близость основных рынков, демографические особенности, раз-

витость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспо-

собности, отличающие данный регион от других, а также возмож-

ные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся фор-

мированию в процессе управления экономическим развитием.

Таким образом формируются нереализованные региональные преиму-

щества. Основной упор делается на создание новых местных пре-

имуществ: развитие рыночной инфраструктуры и коммуникаци-

онных линий; безопасность (личная и бизнеса); наличие инсти-

тутов, поддерживающих бизнес, и квалифицированных кадров;

создание благоприятных условий для инвестиций.

Усилия, направленные на развитие региональной рыночной

инфраструктуры, в современных российских условиях становят-

ся одним из основных факторов развития региона в целом: соци-

ально-экономическое развитие зависит от того, насколько широ-

ко представлены в регионе банковские, страховые, консультаци-

онные, инвестиционные и другие институты. В современном мире

именно развитая финансовая среда способствует внедрению ин-

новационных идей, гибкости и адаптивности всего экономичес-

кого комплекса.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие

качественной инфраструктуры связи — современных коммуника-

ционных линий региональных компьютерных сетей, свободного

доступа в Интернет.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня

может оказаться степень безопасности (личной и безопасности

ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратеги-

ческих инвесторов в регион при наличии низкого уровня безопас-

ности.

Создание и поддержание высокого уровня квалификации ре-

гиональных кадров — также весьма существенный фактор регио-

нального развития. Степень квалификации работающих в регио-

не людей в значительной мере определяется региональной поли-

тикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды

и жизни. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высо-

кооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым

содействовали бы экономическому процветанию.

В рамках данной стадии стратегического планирования соци-

ально-экономического развития региона рассматриваются воз-

можности максимально использовать сильные стороны региона,

а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Разработка концепции развития.На данном этапе делаются

окончательные выводы о целях социально-экономического разви-

тия региона, факторах и механизме этого развития, а также о ме-

тодах управления этим развитием. Данные выводы делаются с

учетом новых тенденций социально-экономического развития

регионов, местных особенностей и особенностей современного

этапа развития российской экономики. Основу концепции состав-

ляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявле-

ние приоритетных направлений развития региона, анализ ресур-

сов развития, выявление конкурентных преимуществ данного ре-

гиона.

Разработка плана конкретных действий и осуществление стра-

тегии.На основе концепции социально-экономического развития

региона разрабатывается план конкретных действий, включающий

в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый

результат, размер и источники финансирования, способы проме-

жуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результа-

ты и возможные последствия реализации планов и программ.

Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ

баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением.

Относительно самостоятельными разделами стратегического плана

развития региона могут стать следующие.

• Управление региональной собственностью, в том числе при-

родными ресурсами и землей — предполагающий меры по

развитию зонирования, геоинформационных систем, энер-

госберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфе-

ре, страхование жилья и прав собственности.

• Формирование дополнительных источников финансирова-

ния развития региона — включающий меры по повышению

эффективности расходования бюджетных ивнебюджетных

средств, контроля эффективности по всем направлениям

работы администрации, меры по управлению региональны-

ми финансовыми потоками, развитию проектного финан-

сирования, созданию региональных гарантийных фондов,

привлечению международных источников финансирования,

развитию налоговой базы, в том числе путем реструктури-

зации предприятий.

• Меры по поддержке малого предпринимательства — вклю-

чающий в себя развитие проектного финансирования на

конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компа-

нии, гарантийного фонда, малых инновационных предпри-

ятий в регионе, развитие рыночной инфраструктуры реги-

она, осуществление информационной поддержки малого

бизнеса, обучения и тренинга, установление сравнительно

низких, но полностью собираемых налогов, защиту от кри-

минального и легального монополизма, поощрение конку-

ренции, борьбу с незаконными видами бизнеса и корруп-

цией в госаппарате, привлечение вкладов населения в фи-

нансово-банковскую систему и в конечном счете в реальные

инвестиции, эффективную приватизацию, земельную ре-

форму, совершенствование законодательства, устранение

пробелов и противоречий.

• Восстановление и развитие на новых принципах хозяйствен-

ных, экономических и социальных связей, утраченных в

связи с разрушением административно-командной системы

и ≪суверенизацией≫ регионов.

• Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в

городском хозяйстве.

• Маркетинг региона и его ≪продвижение≫ — включающий

разъяснение процедур, связанных с открытием нового биз-

неса в регионе, обеспечение информационной открытости

путем предоставления всем заинтересованным лицам стра-

тегической информации о регионе, координации действий

по региональному развитию с торгово-промышленной па-

латой (ТПП) и местными банками, использование средств

массовой информации, формирующих четкое представление

о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее

создания, использование методов коммерческого маркетин-

га для привлечения новых экономических агентств в реги-

он, прежде всего стратегических инвесторов.

Анализ эффективности и результативности, корректировка це-

лей и методов их достижения.Целевое стратегическое управление

развитием региона предполагает наличие не только рабочей про-

граммы действий, но и постоянный мониторинг социально-эко-

номического состояния региона, сравнение данных мониторинга

с целями и критериями регионального развития, оценку эффек-

тивности и результативности предпринятых мер.

Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данны-

ми об окружающей среде, помогает ли стратегия решить крити-

ческие проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жи-

телей.

Планы стратегического развития региона служат основой для

разработки программ социально-экономического развития. Такие

программы составляются по основным сферам деятельности че-

ловека с учетом разумных соотношений государственного регули-

рования и рыночных отношений. Программы обычно содержат

целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо

соблюдать следующие принципы:

• переориентация деятельности всех структур на развитие че-

ловека и создание условий достойной жизни, повышения

уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

• постановка целей и определение задач, которые необходи-

мо решить, чтобы обеспечить достижение цели;

• выбор критериев и показателей развития человека, создание

условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;

• выявление потенциала и ресурсов для решения поставлен-

ных задач и достижения цели;

• выбор основных направлений и ориентиров движения в

процессе достижения цели;

• проведение многовариантных расчетов и выбор приорите-

тов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых резуль-

татов, времени на достижение цели, возможностей исполь-

зования факторов повышения эффективности;

• разработка стратегических планов, программ развития, за-

ключение договоров и контрактов на ближайшую и более от-

даленную перспективу со всеми предполагаемыми участни-

ками их реализации;

• применение эффективных методов управления (маркетинг,

стратегической планирование, программно-целевой, сетевой

график, синхронизация, мониторинг, управление по резуль-

татам);

• закрепление законодательными актами и нормативами за-

рекомендовавших себя методов управления.

Общая структурная схема механизма реализации программы

включает в себя следующие блоки:

1) информационный;

2) нормативно-правового регулирования;

3) организационно-распорядительны й;

4) финансово-экономический;

5) ресурсный;

6) оценочный.

Для разработки и реализации программ привлекаются на до-

говорных началах компетентные специалисты, руководители,

инициативные творческие работники.

Разработка социально-экономических проектов решения кон-

кретных проблем региона проводится на основе выбранных при-

оритетов с учетом действительного положения дел в регионе и

опыта, накопленного в других регионах.

Механизмы проведения преобразований, которые включают

способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих струк-

тур и проведение необходимых орггехмероприятий, конкретизи-

руются при разработке программ реализации социально-экономи-

ческих проектов. Программы реализации проектов в совокупно-

сти составляют сбалансированный комплекс. Без разработки та-

кого комплекса практически невозможно успешное внедрение

проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и

точности описания желаемых результатов социально-экономичес-

ких преобразований. При отсутствии организационной подготовки

неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

Программы реализации проектов включают в себя регламен-

тацию следующих основных организационно-технических аспек-

тов:

• поиск заинтересованных юридических и физических лиц,

концентрация и задействование материальных и финансо-

вых ресурсов;

• формирование благоприятного общественного мнения,

обеспечение материальной и моральной заинтересованнос-

ти каждого человека, который может повлиять на достиже-

ние конечных результатов, поддержка и ≪выращивание≫

ростков нового;

• подготовка и принятие на соответствующих уровнях норма-

тивных и директивных документов, необходимых для про-

ведения преобразований;

• создание организационных структур реализации проектов,

обучение специалистов работе в новых условиях;

• контроль за выполнением планов и программ.

Для развертывания работы по управлению социально-эконо-

мическим развитием желательно создать агентство экономическо-

го развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками,

содействовать открытости информации по планам экономического

развития, организовать контакты с потенциальными инвестора-

ми, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкуба-

тор, выявить резервы использования нежилых помещений, орга-

низовать совместную с торгово-промышленной палатой работу.

Агентство совместно с региональной администрацией должно за-

няться разработкой общественного видения решения проблем, для

чего регулярно проводить в администрации встречи с предприни-

мателями для уточнения конкретных вопросов развития региона,

организовывать обучающие семинары по проблемам экономичес-

кого развития. Новый подход к экономическому развитию реги-

она состоит в том, что оно становится заботой не только специа-

листов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов,

всего населения.

Планирование экономического развития региона— это непрерыв-

ный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том

числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного пла-

на экономического развития позволяет осуществлять текущие ре-

шения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс пла-

нирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само эко-

номическое развитие региона, которое, в свою очередь, является

результатом конкретных управленческих действий, предпринятых

в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Региональный маркетинг— одна из наиболее удачных концеп-

ций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориенти-

ровать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды

потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно

развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетин-

га, осуществляемого государственными органами регионального

управления.

Региональный маркетинг — это система привлечения в реги-

он новых экономических агентов, способствующих процветанию

региона в целом. Региональный маркетинг может осуществлять-

ся в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застрой-

ки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные

меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и

распространение печатных материалов о регионе, целенаправлен-

ные визиты региональных руководителей, встречи с руководите-

лями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизне-

са, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр.

Региональный маркетинг представляет собой действенный инст-

румент социально-экономического развития.

Рассмотрим зарубежные проекты, являющиеся примерами реги-

онального маркетинга1.

Запакованный Рейхстаг. Летом 1995 г. городские власти Берлина

санкционировали акцию ≪Запакованный Рейхстаг≫. Всемирно извест-

ное здание Рейхстага было полностью закрыто специальной тканью,

что создавало впечатление гигантского свертка с праздничным подар-

ком. Параллельно была развернута широкая рекламная кампания, ко-

торая привлекла миллионы туристов со всей Германии и из многих

стран Европы. В отдельные дни в непосредственной близости от Рейх-

стага находилось до 400 тыс. человек одновременно.

Примеры регионального маркетинга приводятся по: ГапоненкоА.Л.

Разработка стратегии территориального саморазвития / Регион: ре-

сурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып. 8 / Науч. ред. Ю.Н.

Алексеев, Б.Е. Шнилев. — М.: Изд. БСГ, 1999. - С. 17—38.

25

Все посетившие Берлин с целью увидеть эту необычную картину

пользовались услугами такси, отелей, ресторанов, покупали сувени-

ры, т.е. тратили деньги; эти деньги пошли на благо Берлина и его

жителей: занятые в сфере обслуживания и в торговле получили до-

полнительный доход, казна муниципалитета получила дополнительные

налоги, которые пошли на развитие Берлина, а от этого выиграли все

его жители.

Бонн — покинутый город. В связи с тем что столица Германии была

перенесена из Бонна в Берлин, прежней столице грозили упадок и

запустение. В связи с этим было создано специальное агентство по

муниципальному маркетингу, целенаправленно предлагавшее новым

организациям занять опустевшие правительственные здания. Основ-

ное внимание уделялось консультационным, рекламным, компьютер-

ным фирмам и фирмам высоких технологий, а также различным бес-

прибыльным организациям. По замыслу городских властей, уникаль-

ные характеристики Бонна (расположение в центре Европы, наличие

международного аэропорта, прекрасных линий коммуникаций, эколо-

гически чистое и климатически привлекательное место, относитель-

но дешевая недвижимость, безопасность) должны были привлечь

многие организации, которые вдохнули бы новую жизнь в бывшую

столицу.

Агентство использовало разнообразные методы: рекламу, презен-

тацию, прямую рассылку, работу с руководителями организаций, спо-

собными выбрать Бонн местом своей дислокации. Эти методы дали

свои плоды, и Бонн не стал покинутым городом.

Кэнтон столица воздухоплавания и ремесел. Кэнтон — город,

в котором живет 12 тыс. человек, столица графства Мэдисон, насчи-

тывающего 60 тыс. жителей, расположен в штате Миссисипи (США),

одном из самых отсталых штатов по уровню экономического разви-

тия. В администрации графства имеется отдел маркетинга, в котором

работают 5 человек (двое из них — на полставки). Эти люди пропа-

гандируют город и графство заинтересованным лицам, привлекают в

город туристов и предпринимателей. Не имея внутренних источников

развития, город сделал ставку на привлечение ресурсов извне. В граф-

стве дважды в год проходит фестиваль воздушных шаров, ежегодно

организуется ярмарка ремесел. Не имея своих мастеров, город соби-

рает на ярмарку ремесленников практически со всех штатов. На фес-

тиваль и ярмарку в город приезжают до 20 тыс. человек, которые

пользуются отелями, ресторанами, другими предприятиями обслужи-

вания. Отдел маркетинга за 2 месяца разослал информацию о горо-

де и графстве в 16 тыс. адресов по США и всему миру. Уже через

месяц было получено более тысячи заинтересованных ответов. С каж-

дым ответившим корреспондентом ведется индивидуальная перепис-

ка. Таким образом изыскиваются новые возможности использования

≪уникальных≫ преимуществ маленького города Кэнтон.

Тунис. Весной 1996 г. москвичи обнаружили на улицах специфи-

ческую рекламу: рекламировался Тунис как уникальное место для от-

дыха и туризма. Результатом этой рекламы стал двукратный рост в

Тунисе числа российских туристов. Правительство Туниса, заботясь о

благосостоянии своих граждан, которое в значительной мере зависит

от притока в страну иностранных туристов, организует во всех стра-

нах мира рекламную кампанию, ежегодный бюджет которой состав-

ляет 100 млн долл. (для сравнения: Россия тратит на эти же цели в

100 раз меньше). Аналогичную рекламу организует Греция, не говоря

уже о более развитых странах (Франция, Италия). Данный пример по-

зволяет говорить не только о муниципальном и региональном, но и о

страновом маркетинге.

Одна из целей регионального маркетинга — донести информа-

цию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются

реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты

и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как

правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по

туризму и другими частными организациями, городская админи-

страция принимает активное участие в их деятельности.

Так, в городе Лоуренс (штат Канзас) сотрудник местной торговой

палаты, частично оплачиваемый местной городской администрацией,

в течение нескольких лет осуществлял программу экономического раз-

вития города, в результате которой появились книга о городе, а так-

же подробное описание всех высокотехнологичных городских бизне-

сов. Была осуществлена рекламная кампания, в рамках которой ин-

формацию о городе получили 7 тыс. адресатов, состоялись встречи

со 100 городскими предприятиями на предмет расширения их актив-

ности.

Своеобразной сверхзадачей регионального маркетинга являет-

ся создание новых и усиление имеющихся преимуществ для при-

влечения в регион экономических агентов, способных повысить

благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг

продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства

продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает

уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для

потребителей: для предпринимателей — близость рынков сбыта,

квалификация рабочей силы; для туристов — климатические ус-

ловия, достопримечательности; для инвесторов — цены на недви-

жимость, отработанность процедур купли-продажи титулов соб-

ственности.

Можно по-разному оценивать мероприятия регионального марке-

тинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сво-

дится лишь к изданию брошюр, — это подмена живого дела бумаго-

творчеством; существует и противоположное убеждение, что все пе-

речисленные действия местных властей по ≪продаже≫ региона

представителям деловой общественности — необходимые условия

успешного стимулирования экономического развития. Думается, что

даже в условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие

российские регионы, разнообразная деятельность по региональному

маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный

рычаг воздействия на экономическое развитие региона.

Конкретным инструментом регионального маркетинга может

стать план продвижения региона, состоящий из следующих раз-

делов:

• исследования, экономический анализ деловой среды и ком-

мерческой деятельности;

• образование;

• связи с общественностью и реклама.

Дополняется план разделами о его финансировании и проце-

дурах контроля.

План продвижения региона полностью аналогичен плану про-

движения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей,

что ≪товаром≫ является сам регион вместе со сложным комплек-

сов услуг, а потребителем — весьма разнородные группы (населе-

ние региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государ-

ственные органы власти, некоммерческие организации). Данный

план представляет собой систему действий, которые создают и

поддерживают конкурентные преимущества региона, способные

сохраняться в течение длительного времени. План продвижения

региона — один из действенных методов управления развитием

региона.