Типы размеров
План лекции
Основные понЯтиЯ И определениЯ
ТоЧность размеров гладких элементов деталей.
ЛЕКЦИЯ №5
5.1 Типы размеров (вал, отверстие, остальной; действительный размер, номинальный размер, предельные размеры)
5.2 Отклонения
5.3 Допуск. Поле допуска
5.4 Условное обозначение предельных отклонений на чертежах
Любое изделие собирают из отдельных деталей, узлов, агрегатов и т.д. Две детали подвижно или неподвижно соединенные называются сопряженными, причем одна из них является отверстием (любой внутренний элемент детали), другая - валом (любой наружный элемент детали). Понятие отверстие и вал относятся не только к цилиндрическим деталям, но и к плоским (рис.12).
Рисунок 12 - Соединение двух деталей:
а) гладкое цилиндрическое; б) плоское
Поверхности элементов детали принято подразделять на:
- наружные (охватываемые) - валы - d;
- внутренние (охватывающие) - отверстия - D;
- не относящиеся ни к наружным, ни к внутренним (ни к валам, ни к отверстиям) – остальные (рис. 13).
Рисунок 13 – Типы размеров
При составлении чертежа детали конструктор устанавливает, исходя из условий работы, ее размер (диаметр, длину), под которыми понимается числовое значение линейной величины в выбранных единицах измерения. В машиностроении в качестве единиц измерения размеров приняты миллиметры. Причем на чертежах и в другой технической документации размерность "мм" не указывается.
На чертежах конструктор проставляет номинальный размер, определяемый из функционального назначения детали, т.е. исходя из расчета на жесткость, прочность, объем, из конструктивных и технологических соображений. Номинальный размер N - служит началом отсчета отклонений, относительно него определяются предельные размеры.
Номинальный размер указывается на чертежах над размерными линиями (рис.14).