Теологическая система Фомы Аквинского

Основные проблемы схоластики

Общая характеристика западноевропейской средневековой философии

План

Тема. Мир и человек в средневековой философии

Лекция № 4

4.1. Общая характеристика западноевропейской средневековой философии

Западноевропейская философия XI–XIV вв. известна как схоластика. Именно в рамках схоластики (лат. schola — школа) ставились и разрешались как «старые» философские проблемы, унаследованные средневековьем от античности, так и новые, уже теологические проблемы, возникшие с появлением христианства и впервые представленные в рамках апологетики и патристики.

Явление Иисуса Христа — Богочеловека стало центральным событием, повернувшим человеческую историю, открывшим путь христианской религии и определившим основные мыслительные и поведенческие характеристики эпохи средневековья. Для средневекового человека Бог — творец мира и человека, при этом человек сотворен по образу и подобию Божию, а Богочеловек, согласно Откровению, Библии, является Словом, Словом воплотившимся, страдавшим и принявшим смерть для искупления людей от греха, воскресшим ради окончательного их спасения. Значит, жизнь человека всегда соизмеряется с жизнью в Слове, и истинность ее зависит от истинности жизни по Слову. И поскольку Слово есть Истина мира, превосходящая мир, то оно как раз и есть тот Путь, который одновременно предшествует познанию и завершает его. Через Откровение Истина уже возвещена. Ее лишь надо благовоспринять, поэтому Слово Священного Писания и Священного Предания пронизывает все культурное поле европейского средневековья. Понимание Слова в средние века ставилось в особую заслугу, владеть Им дано было немногим, а окормлять Им надо было всех. Отсюда дух наставничества, пастырства и учительства преобразуется в тотальную школу — схоластику.

Схоластика как владение Словом Божиим превращается в особое «искусство» — теологию — сочетающее в себе как чисто «логическое» доказательство истинности христианского вероучения, как и внутреннее проникновение в него посредством аллегории, аналогии, тайного смысла. Сущностью схоластической программы был поиск глубокого разумения в Священном Писании, где через слово постигается смысл, через смысл – вещь, через вещь – разум ее, через разум – истина. Поэтому эпоху схоластики характеризует широкое использование античной философии, переосмысленной с позиции христианской догматики. Это, прежде всего, труды Аристотеля, Платона и неоплатоников, соединивших логику первого с диалектикой второго.

И если на стадии своего зарождения христианский мир противопоставлял себя миру античности и формировал парадигму конфликта между верой, даруемой Богом, и естественным разумом, то уже основной философский принцип средневековья, провозглашенный отцом схоластики Боэцием (480–525 гг.) гласил: «Насколько возможно соединяй веру с разумом». Последний и определил центральную проблему средневековой философии — проблему соотношения религии и философии, веры и разума.

В схоластике можно условно определить четыре основных подхода к ней. Первый утверждает превосходство веры над разумом. В этом случае вера лишь ищет разумения самой себя, «вера — глаза разума» (Бонавентура (1221–1274 гг.)). Впервые его строго и ясно выразил Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.), и он же применил логику к каждому из христианских догматов с целью их обоснования. Второй подход — превосходство разума над верой. Его придерживался Пьер Абеляр (1079–1142 гг.), считавший философский разум верховным судьей и в сокровенной сфере божественной неприступности. Третий – выражает согласие веры и разума. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) предложил концепцию, в которой доказывал необходимость согласования истины разума со сверхъестественными истинами Откровения. И, наконец, так называемая теория «двойной истины». Отстаивающие ее схоласты стремились различить сферы ведения разума и веры, «науки» и религии. Например, одновременно «истинна» как вечность мира, так и его временность, но просто в этих двух случаях причины принятия истины совершенно различны, и, следовательно, разум и веру следует рассматривать как два совершенно разных типа принятия истины. Впервые ее разработал Ибн-Рушд (1126–1198 гг.), закрепивший за философскими утверждениями статус доказательных утверждений, а за утверждениями веры — вероятностных. Уильям Оккам (ок. 1300–1347 гг.) отразил эту теорию в формуле «верую и понимаю».

4.2.3 Основные проблемы схоластики

Единое Слово средневековья поднимало перед богословствующими философами или же философствующими богословами и единые проблемы. Так, проблема соотношения веры и разума определяла собой проблемы, связанные с созданием и толкованием доктрин о сущности и действии Бога, представлением доказательств Его существования. Наибольшую известность приобрело так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, выдвинутое Ансельмом Кентерберийским: «Бог есть то, больше чего нельзя ничего себе представить». В нем существование Бога без обращения к опытному знанию с необходимостью вытекает из самого понятия о Боге. Ведь понятие Бога отражает собой максимальное совершенство, включающее в себя не только нечто мыслимое, но, в том числе, и действительно существующее. Познание Бога через определение того, что Он есть, познание, рационализирующее природу Бога, было главным путем богопознания ортодоксальной схоластики. Иной путь доказательства сводится к тому, что о существовании Бога заключают через объяснение природы, наиболее общих характеристик Его творения, т. е. мира. Таких основных характеристик Фома Аквинский насчитывал пять: движение, производящая причина, необходимость, степень совершенства, цель. К примеру, все вещи, существа, люди обнаруживают различную степень красоты, блага, справедливости, того или иного совершенства. Но степень этого совершенства измеряется неким Абсолютным мерилом, неким пределом всех этих достойнейших качеств. Им может быть только Бог.

Следующий круг проблем связан с отношением человека к Богу, к сотворенному им миру и к человеку. Трудность здесь заключается в том, что вопрос о соответствии подлинного, надлунного, временного и вечного миров схоластам предстояло решать, учитывая и христианскую доктрину креационизма — творения мира Богом из ничего, и такую фундаментальную посылку античной философии, как совечность мирского и божественного, идеального и вечного. При этом средневековое отношение складывалось из связи понятий: первичная — вторичная. Античная философия проводила линию различия движения по категориям: изменение и неизменность, движимое и движущее. Поэтому те из философов (в частности великий арабский мыслитель Ибн-Рушд), которые хотели строго следовать логике Аристотеля, придерживались вывода, противоречащего официальной доктрине католической Церкви, и тем самым заключали о примате философии над теологией.

Связь между человеком и Богом, обусловленная всемогуществом Творца, порождает еще одну специфически средневековую проблему — о совмещении Божественного предопределения и свободной воли человека. С одной стороны, все, что ни происходит в мире, зависит от неизменной воли Бога, с другой стороны, само назначение человека предполагает обязанность самостоятельного стремления к божеству, свободного следования Его заповедям и уподобления себя Богу. Ведь потому и «вочеловечился Бог, чтобы человек обожился». Богословие Ансельма, Абеляра, Аквината главным моментом связи признавало предопределение и в основном довольствовалось словесным решением проблемы, считая свободу божественным даром или же различая свободную волю и свободу действия. Однако Дунс Скот (1265–1308 гг.) и Уильям Оккам (1285–1349 гг.) рядом с основной детерминистической идеей схоластики ставят самостоятельные действия «вторых причин» — свободной воли человека и природы, которые действуют самостоятельно в своем ряду и последовательности, а Первая Причина лишь вторгается в их сферу, вызывая то, что зовется чудом.

Важнейшая проблема, составляющая самую сущность схоластики, возникла во время великого средневекового спора об универсалиях, непримиримого спора между номинализмом и реализмом. Номинализм — это направление, которое утверждает, что родовые или общие понятия, универсалии, как, например, любовь, человек, животное, не что иное, как имена, слова, термины, а то и просто звуки голоса. Существуют они «после вещей», составляющих в номинализме единственную реальность, и отражают нашу способность мыслить и сопоставлять единичные вещи. Реализм, напротив, утверждает существование универсалий до вещей, т. е. что общие понятия существуют обособленно от индивидуальных вещей, а именно в смысле платоновских идей. В специфическом средневековом понимании реализму соответствует крайний идеализм, а номинализму – эмпиризм, поскольку в номинализме реальное совпадает с реальностью вещей, познаваемых при посредстве внешних чувств, а в реализме реальность признается за идеями, за абстрактными понятиями.